Файл: Использование типологии трудовой мотивации менеджеров и сотрудников по В. Герчикову в современной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная  тема курсовой работы на современном этапе приобретает всё большую  актуальность. Путь к эффективному управлению работником лежит через  понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
     В последнее время  усилилось внимание к  мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, а люди – это основной источник эффективного развития предприятия. 

     Существует  недооценка теорий и концепций мотивации рабочего персонала, которые определяют основные пути возникновения и развития трудовой мотивации, способы ее совершенствования и реализации на практике. Одной из значимых, но обделенных вниманием теорий является теория по В. Герчикову, которая сыграла огромную роль в определении типов работников в организации, дала характеристику каждому из них и определила основные стимулы и подходы к стимулированию определенного типа работников.

Предмет работы  – система трудовой мотивации сотрудников

Объектом исследования выступает компания ТС «Пятерочка», являющаяся одной из самых масштабных сетей розничной торговли.

Методами исследования в курсовой работе выступает анкетирование, диагностика, сравнение, структурный анализ.

 Целью курсовой работы является изучение типологии трудовой мотивации менеджеров и сотрудников по В. Герчикову в современной организации.

Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю развития теории мотивации;
  2. исследовать вклад В. Герчикова в совершенствования трудовой мотивации в организации;
  3. рассмотреть методологию применения теории В. Герчикова;
  4. выявить типы сотрудников компании ТС «Пятерочка» в соответствии с теорией В. Герчикова;
  5. разработать предложения по совершенствованию трудовой мотивации менеджеров и сотрудников.

Глава 1. Теоретические аспекты трудовой мотивации менеджеров и сотрудников по В. Герчикову

1.1 История развития теории мотивации

Несомненно, проблема мотивации трудовой деятельности человека была актуальна всегда.

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. С древних времен предпринимались попытки повышения продуктивности мотивации по средствам различных способов.

Выбор способа мотивации всегда был связан с уровнем развития производственной деятельности, внешними условиями, потребностями, менталитетом, религией, культурой.

Например, для быстроразвивающегося и экономически сильного города Вавилона царем Хаммурапи на законодательном уровне был установлен для некоторых подданных уровень заработной платы как способ стимулирования работников. Для угасающих городов древнего мира для этого служили телесные наказания.[1]

В период раннего капитализма проблемы мотивации трудовой деятельности получили более интенсивное осмысление.

В 1776 г. Адам Смит, шотландский экономист, писал, что основными мотивами деятельности человека являются экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде, естественное желание улучшить собственное положение.

Реформатором в области мотивации трудовой деятельности был Роберт Оуэн (1771-1858).

Проблемы производительности на своей текстильной фабрике он весьма успешно решал, прибегая к различным механизмам мотивации, таким как:

· улучшение условий труда;

· разработка системы открытой и справедливой оценки трудовой деятельности;

· обеспечение приемлемых условий жизни для всех работников и их семей.[2]

Ощутимый толчок в развитии теории и практики мотивации труда работников обеспечил представитель научной школы управления Ф. Тейлор. Он исследовал характерные черты производственных процессов в некоторых предприятиях и пришел к заключению, что главной фактором низкой производительности труда работников является несовершенная концепция стимулирования. Ф. Тейлор внес предложение применять концепцию материальных стимулов, главным из которых является поощрение, которое, с целью оказания надлежащего эффекта, должно незамедлительно следовать за выполнением работы.


Благодаря внедрению данной системы увеличилась эффективность труда и как следствие — заработная плата, у работников возник интерес к интенсивной работе, сотрудничеству с администрацией и т. п.

Однако Ф. Тейлор не видел в работниках индивидуальностей, он рассматривал их как средство для выполнения целей организации. Он считал, что увеличение выработки одного работника делает остальных аутсайдерами. Он не учел тот факт, что результатом такого повышения производительности цены уменьшат и сотрудники останутся с прежним окладом, но за наиболее интенсивную трудовую деятельность.

Ф. Тейлор лишь усовершенствовал операции и ввел концепцию материального стимулирования, в то время как решение задачи лежало в сфере управления человеческими взаимоотношениями. Для эффективного управления мотивацией персонала необходимо изучать непосредственно самого человека со всеми его психологическими особенностями.

Сам термин «мотивация», впервые употребил в своей работе А. Шопенгауэром «О четверояком корне закона достаточного основания» в 1813 году.[3]

К концу 20 века под влиянием исследований психоаналитической теории З. Фрейда (мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями), теория Мак-Грегора ( «работники – ленивые существа»,руководители должны или принуждать работника трудиться, мотивируя его высокой зарплатой, или заботиться о нем), Д.Уотсона и многих других, возникает разделение сущности мотивации на:

1) процессуальные теории (основаны на изучении различных ситуаций процессов мотивации);

2) содержательные теории (основаны на изучении потребностей личности).

В первую очередь рассмотрим содержательные теории мотивации и самую известную из них теорию Абрахама Маслоу, которая впервые была опубликована в 1943 году. Исследуя поведение человека, Маслоу отмечал, что людьми движет стремление к удовлетворению большого числа своих потребностей, которые Маслоу разделил на пять групп (рис.1).

Рисунок 1. Мотивационная модель А. Маслоу

Отдельные потребности влияют на поведение в соответствии с двумя основными принципами:

  • принципом дефицита - удовлетворенная потребность не мотивирует;
  • принципом приоритета - категории потребностей находятся в строгом соподчинении. Потребность каждого следующего уровня активизируется и начинает определять поведение только тогда, когда удовлетворены потребности предыдущего уровня.[4]

В отдельных случаях под влиянием внешних обстоятельств может наблюдаться регресс потребностей, т.е. их обратный переход от высших к низшим, однако при нормализации ситуации опять восстанавливается исходное положение.

Еще одна крупная группа теорий изучающих факторы влияющие на достижение человеком его собственных целей называется процессуальные теории мотивации. Они фокусируются на том, как человек прилагает усилия для достижения целей и какой выбирает при этом тип поведения.

Одним из представителей данных теорий является МакГрегор. Его теория это по сути, две взаимосвязанные теории: теория X и теория Y, старающиеся дать рациональное объяснение факторам мотивации.
Теория X (Theory X) – согласно этой теории менеджмент считает, что работники изначально ленивы и всеми силами стараются избегать работы. Также работники неинициативны, не амбициозны и не хотят брать на себя ответственность. Менеджеры не доверяют работникам, стараются тщательно контролировать их работу и полагают, что единственное средство мотивировать сотрудников – это деньги. Менеджеры во всем трудовой коллектив и никогда саму систему управления. Стиль руководства в теории X – авторитарный, основанный на угрозе наказания; система управления – иерархическая.[5]

Теория Y (Theory Y) – полная противоположность предыдущей. Менеджмент склонен считать работников амбициозными, стремящимися взять на себя ответственность и имеющими собственные мотивы к работе. Считается, что сотрудникам нравится работать, особенно когда дело касается работы творческой. Удовлетворение от хорошо сделанной работы – само по себе мощный стимул.[6]

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. На первый план выступают проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции.[7]

Изложенные теории позволяют сделать вывод, что нет какого-то канонизированного учения, объясняющего, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако единственным сходством многих существующих на сегодняшний день концепций, теорий мотивации является определение того, что в структуре потребностей человека сформированы низшие и высшие потребности. Тогда как низшие потребности представлены физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, высшие потребности в условиях организации подразумевают, прежде всего, обеспечение психологического комфорта подчиненным и правильную организацию выполнения заданий. Для того чтобы лучше понимать мотивацию работников и разрабатывать эффективные системы мотивации персонала менеджер должен учитывать и руководствоваться ни одной конкретной теорией, а совокупностью нескольких из них.


1.2 Вклад В. Герчикова в совершенствования трудовой мотивации в организации.

Главная задача менеджеров — максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными ни были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела работниками компании. На этом этапе реализации идеи компания сталкивается с важнейшим аспектом управления — трудовой мотивацией.

Трудовая мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Следовательно, под трудовой мотивацией понимается стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности.[8] 

На сегодняшний день разработано большое количество методов, способов, принципов, подходов к мотивации персонала, при этом не существует универсальных, применимых к любой отрасли и организации подходов и методов. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах деятельности.[9]

Модель российского психолога, доктора социологических наук, В. И. Герчикова разработана специально для анализа мотивации российских работников. Она учитывает отечественную специфику и многократно отработана на десятках отечественных предприятий.

Типологическая модель Герчикова строится па пересечении двух осей – мотивации и трудового поведения. Психолог разделил все трудовые мотивации на два типа (рис.2):

1) мотивация достижения – это стремление получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд;

2) мотивация избегания – стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.


Рисунок 2. Базовая модель трудовой мотивации.

Оси мотивации и трудового поведения делят поле на четыре части, в концепции Герчикова они названы "квадранты".