Файл: Публичная власть. Особенности публичной власти в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ключевыми вопросами любой конституции являются организация публичной власти, установление форм и механизмов ее осуществления. Такая ситуация определяется самой сущностью конституции и исторически присущим ей назначением – сформировать механизм осуществления власти, обеспечивающей соблюдение общественных интересов, не допускающей произвола и способной действовать в целях социального развития.

Проблема власти - наиболее острая для любого современного государства, так как затрагивает фундаментальные основания жизнедеятельности общества. Примечательно, что интерес к власти в целом и ее разновидности – публичной власти, значительно усиливался в периоды кардинальных преобразований.

Актуальность исследования обусловлена дискуссионностью понимания термина «публичная власть», отсутствием ее легального закрепления и особенностями формирования как системы, состоящей из таких подвидов, как государственная власть (федеральная и региональная) и местное самоуправление (местная власть).

Современные тенденции российской государственности характеризуются усиливающимся «встраиванием» местного самоуправления в систему органов государства посредством реализации отдельных переданных государственных полномочий. В таких условиях представляется, что категория «публичная власть» может быть использована в качестве родового объединяющего понятия в поиске оптимальной модели публичной власти многонационального российского народа, взаимоотношений государства и местного самоуправления, в системе предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Основным свойством публичной власти является то, что она выделена из общества и не идентифицируется с населением страны. Это является одним из признаков, по которому государство отличается от общественного строя. Общественная власть и публичная власть обычно противопоставляются друг другу. Обособление публичной власти обычно связывается с выделением государственного управления и появлением государств.

Цель работы – исследование публичной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.Рассмотреть понятие, сущность и свойства публичной власти;

2. Выявить соотношение государственной и публичной власти, охарактеризовать признаки публичной власти;

3.Исследовать сущность и признаки субъектов публичной власти;

4.Изучить особенности публичной власти в Российской Федерации.


Публичная власть как один из важнейших понятий категориального аппарата современного конституционного права и политологии представляет значительный теоретический и практический интерес, однако в настоящее время можно отметить разобщенность исследований публичной власти как в России, так и за рубежом.

Вопросы публичной власти, ее системы и значения в современной российской государственности рассматриваются в трудах таких авторов, как С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, М.В. Баглай, Н.Е. Егорова, В.В. Невинский, Н.Л. Пешин, Л.Б. Соболева, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин и др. Особый вклад в разработку идей публичной власти внесли работы С.А. Авакьяна «Публичная власть: конституционно‑правовые аспекты», В.Е. Чиркина «Публичная власть в современном обществе», Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина «Теория современной конституции» и др. Вместе с тем, многие аспекты обозначенной тематики недостаточно изучены.

Теоретическая база исследования: диссертации, статьи периодической печати, доклады конференций, учебники по теории государства и права таких авторов, как Авакьян С.А., Алексеев С.С., Аничкин Е.С., Анциферов Н.В., Баранов П.П., Бондарь Н.С., Василенко И.А., Венгеров А.Б., Гимазова Ю.В., Егорова Н.Е., Казанник А.И., Кожевников В.В., Мухаев Р.Т., Кандрина Н.А., Кандрина Н.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Мамут Л.С., Мигущенко О.Н., Окулич И.П., Останин О.В., Пешин Н.Л., Попов Л.Л., Руденко В.Н., Самойлюк Р.Н., Хабриева Т.Я., Халипов В.Ф., Худяков А.В., Цапаева Ю.Н., Чиркин В.Е., Югов А.А. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы охарактеризованы понятие и сущность публичной власти. Во второй главе работы исследованы субъекты и особенности публичной власти в Российской Федерации.

1.Понятие и сущность публичной власти

1.1.Понятие, сущность и свойства публичной власти

Одним из важнейших признаков государства по праву считается публичная власть.

Под публичной властью следует понимать способность и возможность специально уполномоченных обществом и государством субъектов реализовывать общезначимые, системообразующие, публичные интересы в рамках соответствующих правоотношений. Является достаточно устоявшимся пониманием, что именно «публичная власть, территориальная организация граждан (или подданных) и суверенитет – таковы основные признаки государства»[1]. Наличие публичной власти служит условием и гарантией сохранения целостности и нормального функционирования как отдельной общности людей, так и государства в целом.


Марксистско-ленинская теория рассматривает публичную власть в рамках государства как особую социальную силу, используемую господствующим классом и направленную на принуждение.

В ходе эволюции общественных отношений произошел раскол общества на антагонистические классы[2]. С этим событием связывают возникновение публичной власти. Она пришла на замену власти социальной, которая служила всему обществу, его интересам, и была присуща первобытной системе. Произошла смена целевого предназначения власти, в чьих интересах она используется.

Если при племенной системе применение власти обуславливались интересами общества, то впоследствии она была поставлена на защиту интересов правящего класса[3].

Публичная власть – это политическая власть господствующего класса,
независимо от конкретных государственных форм его организации и проявления[4].

Выделяют следующие основные функции публичной власти:

- подавление сопротивления иных классов для их безоговорочного
подчинения;

- организация общества;

- создание упорядоченных и соподчиненных структур в управлении;

- реализация управляющих воздействий по отношению к этому обществу в соответствии с интересами правящего класса, прежде всего экономическими, и как следствие, политическими и духовными[5].

В обществе, имеющем классовую антагонистическую структуру, публичная власть изначально не может использоваться по иному предназначению кроме как для подавления сопротивления и по существу является диктатурой правящего класса[6].

Имея власть, господствующий класс использует имеющуюся власть для своего обогащения, а достаточно коротким путем является эксплуатация трудящихся. Государственные структуры, как облеченные публичной властью, имеют в своем составе силы принуждения, такие, как вооруженные силы, полицию (жандармерию), силы внутренней и внешней разведки, аппарат обеспечения безопасности и др. Наименования этих элементов может быть разным, но предназначены для обслуживания интересов господствующего класса. Реализуя основное предназначение, властные структуры содержатся за счет угнетаемого (подавляемого) класса, облагая их налогами (податями), несмотря на то, что публичная власть в государствах с классовым антагонистическим разделением политически и организационно отчуждена от народа[7].


Рассматривая понятие публичной власти, можно прийти к выводу, что оно гораздо шире, чем понятие государственной власти. По сути, государственная власть лишь одна из форм проявления публичной власти.

Природа публичной власти берет свое начало от общества, а ее проводником могут выступать различные властные институты, чиновники, осуществляющие управление от имени того, кто их наделил этой властью[8].

Само понятие власти достаточно многогранно и многоаспектно. С одной стороны, под властью понимается способность и возможность оказывать влияние на поведение людей. Но существует и иная точка зрения, которая распространяет это влияние как на людей, так и на окружающую действительность (живую и неживую природу)[9].

Считаем целесообразным придерживаться первой точки зрения, чтобы не распылять внимание на несущественные элементы, рассмотрение которых выходит за рамки исследования.

Следствием принятого определения власти является то, что она носит социальный характер, возникает и может существовать лишь там, где есть люди, между людьми и является неотъемлемой их частью[10].

Наличие у субъекта власти влечет возможность навязать свою волю объекту воздействия, добиваться от него необходимых действий и в том числе чувствовать повиновение оппонента.

Между управляющими структурами (лицами, занимающими определенные должности) и населением (подчиненными в силу сложившихся обстоятельств) устанавливаются властные отношения.

Управляющей структурой выступает цельная иерархическая система, через которую реализует свою власть правящий класс. Слаженно работающая государственная система позволяет обеспечить стабильную жизнь членов общества. В государственный механизм обычно включены законодательная, судебная и исполнительная ветви власти[11].

Власть может проявляться в различных сферах жизни общества, а именно в экономической, политической, религиозной и т.п. Необходимо отметить, что возможно выделить особенности государственной власти, которые позволяют отличить ее от прочих видов власти. К этим особенностям относятся:

- публичность;

- универсальность.

Под публичностью в данном контексте понимается распространение действия решений на всю территорию и обязательность для всего населения, а универсальность подразумевает способность решать вопросы, которые относятся к общим интересам (компетенция)[12].


В любой группе людей возникают отношения, которые со временем приобретают характер осознанного или случайного влияния, а, следовательно, и властного доминирования, господства и подчинения. Этот факт тесно связан с различиями в характеристиках людей, которые ярче проявляются во взаимодействии с другими людьми.

Первоначально это неравенство носит естественный, природный характер. Изначально люди рождаются с определенными физическими данными, склонностями, которые в зависимости от окружающей среды либо развиваются, либо угасают[13].

В ходе социализации у человека могут проявиться качества лидера; в процессе физических тренировок развивается сила, ловкость, быстрота. Когда различных по характеристикам людей объединяют в группы, происходит естественное доминирование одних людей над другими, которые переходят добровольно или вынужденно в разряд подчиненных.

Объединение «доминирующих людей» в группы может, становиться предпосылкой возникновения власти, относимой к публичной, и приобретать социальное значение, которая отделяется от первоначально созданных групп. Однако группирование по определенным признакам людей или их личных качеств для появления публичной власти не имеют приоритетного значения[14].

Власть родителей в семье или власть предводителя незаконного вооруженного формирования является личной, персонифицированной, а не публичной. Возникновение публичной власти связано, прежде всего, с общественными отношениями.

Персональные, родственные отношения отходят на задний план, они не играют определяющей роли в формировании публичной власти, т.к. носят сугубо персонифицированный, личный характер.

В основу публичной власти положено два фактора:

- общие интересы, которые на определенном этапе приобретают ярко выраженный общественный характер;

- социальная асимметрия, характеризующаяся отношениями доминирования и подчинения[15].

В ходе развития общества происходило становление и государственного управления, его выделение из местного.

Существовали различные периоды развития общества, в ходе которых доминировало то местное, то государственное управление. Эти две разновидности публичной власти, порождающие властные отношения, имеют много общего, хотя и осуществляются на разных уровнях[16].

В общем случае, они отделены от общества (исключением является сход как форма реализации власти на местном уровне), публичным органам дано право принимать законы, которые являются обязательными для всего населения, проживающего на данной территории (государства, графства, района, поселения). На каждом уровне управления есть люди, на профессиональной основе занимающиеся управлением – на государственном и местном уровне соответственно[17].