Файл: Анализ взаимодействия коммерческой организации с внешней средой (Разработка рекомендаций для ООО «Автотранс»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
С целью совершенствования внешней среды организации, было принято решение разработать ряд рекомендаций по улучшению корпаративной культуры. В частности, необходимо рассмотреть ряд рекомендаций для менеджеров и управленцев компании.
Ведущая, отличительная черта рассматриваемого психотипа непосредственно связана с искажением нормального процесса “Преобразования первичных реакций на явления окружающего мира в рациональные действия”. Эта особенность часто проявляется как “импульс, которому невозможно сопротивляться”, и как “прихоть”, играющая в жизни импульсивных людей решающую роль.
Подчас внешне-яркие, примитивно-грубые проявления импульсивности, с которыми, к сожалению, сталкивался каждый из нас, порождают несколько упрощенное понимание этого явления. В обыденной жизни мы тут же приклеиваем “ярлык”, называя этих людей «психопатами», и показательно крутим указательным пальцем у своего виска. Между тем, механизм импульса не так уж прост.
И понимание глубинной природы импульсивного действия, как ни парадоксально, даёт ключ к пониманию особенностей корпоративной “культуры силы”. Попробуем выстроить логические цепи, связывающие, казалось бы, столь отдаленные друг от друга понятия.
Каковы характеристики импульсивного поступка?
Во-первых, импульсивное действие поспешно. Оно быстро исполняется, и, что более важно, промежуток между замыслом и исполнением обычно очень короткий.
Во-вторых, импульсивное действие возникает внезапно и прерывается резко. Притом, что обычное действие, как правило, стремится к реальной цели и ему предшествуют соответствующие приготовления.
В-третьих, импульсивное действие — это незапланированное действие.
Каждая из этих характеристик: поспешность, внезапность и незапланированность — отражает дефицит процессов мышления, обычно превращающих возникающие мотивы в осознанные действия.
Для понимания причин рассмотрим две логики действий: обычного человека и импульсивной личности.
У обычного человека восприятие окружающего мира запускает процесс, который обеспечивает достаточно сложную переработку первичного импульса. И первое, “кто” начинают перерабатывать импульс, это существующие у нас длительные интересы, цели и ценности. Именно в соотношении с ними принимается принципиальное решение.
Оказать “сопротивление” первичной прихоти и, в конечном счете, отвергнуть её как несущественную. Или, если она сообразуется с нашей “картиной мира”, усилить исходное полу-намерение до активного желания. Иными словами, в контексте постоянных интересов и ценностей прихоть воспринимается как прихоть, не более того. Это позволяет критически оценивать её появление и выбирать правильное решение, что с ней делать.
Далее сформированное намерение соотносится с имеющимися к н.в. ресурсами, текущими целями и интересами. Если в ходе принятия решения выявляется противоречие, намерение может быть отложено как менее важное в данный момент и поставлено в очередь наших приоритетов и возможностей. В положительном случае, осознанное намерение запускает принципиально важный процесс планирования, что приводит к последовательным и целенаправленным действиям по достижению желаемого.
То, что вначале могло остаться кратковременной прихотью переросло в сознательное желание, завершившееся рациональными действиями, сориентированными на достижения спланированного результата. Таким образом, первичный импульс изменяется количественно (усиливается желание и интерес) и, что самое важное, качественно трансформируется под воздействием более устойчивых структур (ценностно-мотивационного ядра) личности. Ни то, ни другое, не достигается в “сокращенном” (см.рис.2.) процессе у импульсивной личности.
Если первичное полу-намерение не может получить “поддержку” от постоянных целей, интересов и ценностей, если оно не обогащается ими, оно так и остается мгновенным импульсом, сразу получающим простое стремление. Которое, в свою очередь, направлено на быстрое удовлетворение и в малой степени “интересуется” самим содержанием объекта своего стремления. Механизм мгновенного действия обеспечивает этот необходимый краткосрочный результат.
В данном случае импульсивные действия также являются следствием процесса, хотя и существенно упрощённого, усечённого, не имеющего стабилизационных механизмов. В противном случае, импульсивное поведение было бы сплошным выбросом инстинктивной энергии, а соответствующие личности были бы её жертвами, взрывающимися бесцельно. Наоборот, импульсивные люди активно действуют и в определенных (особенно критических) ситуациях дают превосходные результаты, на голову отличающиеся от достижений обычных людей. Хотя, с точки зрения последних, импульсивные действия кажутся поспешными, авантюристичными или безрассудными.
Быстрые, мгновенные действия в условиях опасности, были бы невозможными, если бы наше сознание действовало только намеренно. Полноценная переработка импульса запустила бы жизнесохраняющее поведение, направленное на избегание опасности. В этом отношении уверенность, смелость, азарт, “кураж” (что в переводе с французского означает “смелость”) и склонность к риску являются отличительными чертами поведения импульсивной личности.
Поэтому “красный” тип лидерства — это “право” рискнуть, бросить вызов, поступить наперекор, сломать систему. Позитивный “красный” – это сила, мужество, власть над обстоятельствами, ощущение свободы.
Здоровый, реализованный “красный” дарит гордость за себя и радость победы. “Красный” тип вбирает в себя такие характеристики как стремление к достижению результата по принципу “видеть цель, не видеть препятствий, верить в себя”, умение держать удар.
Множество разных видов человеческой деятельности, от коммерческих продаж до спорта высших достижений, требуют смелости, решительности, способности пойти на риск.
На риске и праве быть другим рождаются инновации, прорывные технологии, товары и услуги. Прорывные инновации часто рождаются изнутри, на “красной” энергии компании. В её основе — риск и здоровая агрессия, канализированные в конструктивное русло. Такие организации действуют гораздо энергичнее. Основой энергии здесь является сила Первого лица. Это, с одной стороны.
С другой. Нестабильные, рисковые 90-е гг. прошлого века в обновленной России с открывшимися возможностями и сломом старых социально-экономических механизмов вызвали к жизни значительное количество молодых частных компаний, большинством из которых управляли способные к риску “красные” предприниматели. Импульсивный риск давал им возможность действовать, шанс взлететь, но не спасал от необъективности в оценке ситуации, бессистемности в работе, не способствовал грамотному планированию своей деятельности и прогнозированию последствий. Подавляющее большинство этих компаний не смогли преодолеть кризис 1998 года. Как представляется, с психологической точки зрения, во многом, в силу импульсивной доминанты характера и соответствующего стиля управления своих лидеров.
Перекладывание ответственности. Модель поведения, тип лидерства импульсивного руководителя закономерно приводит к появлению ошибок, фактическому разрыву между желаемым и действительным. В тоже время такая модель позволяет импульсивным личностям с легкостью использовать определенные психологические защитные реакции. Это дает возможность психологически защититься от личной ответственности перед другими или перед самим собой. К наиболее распространённым у них реакциям этого типа относится «перекладывание ответственности».
В условиях подчиненной личности это будет проявляться в оправдании своих просчетов внешними обстоятельствами, а в условиях руководителя – выражается в поисках и назначении “козлов отпущения”, “обходах территории”, “разносах” и “вызовах на ковер”. В этом отношении было бы проблематично предполагать, что в недрах т.н. “красной” культуры силы, могут появиться условия для формирования “ответственности” как одной из ведущих корпоративных ценностей.
Для этого, как минимум, нужно приятие данной ценности со стороны первого лица организации. Нужен иной стиль управления, нужен иной психотип лидера.
Поскольку поведение импульсивных личностей весьма спонтанно (поспешно, внезапно и незапланированно), можно предположить, что в нем отражаются устойчивые особенности их мышления. Разберем так называемое “суждение” импульсивной личности.
Суждение — как элемент формально-логического мышления основывается:
- на способности человеческой психики производить активный анализ первого впечатления от ситуации, проблемы, задачи,
- на готовности задать самому себе самокритичные вопросы по поводу воспринятого,
- на взвешивание собственных возможностей.
в целом оно связано с интеллектуальной переработкой информации. Все это составляет адекватный процесс формирования суждения у обычного человека.
“Суждению” импульсивной личности, как правило, подобный процесс не предшествует. Объективно у такого человека необходимая информация есть, поскольку он изначально воспринял ее, но у него нет активного, анализирующего внимания к воспринятой информации.
Конечно, это момент далеко не столь однозначный, и у многих импульсивных людей происходит определенный самокритический процесс осмысления действительности. Однако, в целом, у данного психотипа этот процесс существенно менее развит, чем у обычных людей. На бытовом уровне любой, кто слушал суждения импульсивной личности, скажет, что они “неглубоки”, “поверхностны”, “скоропалительны”. Можно добавить, что они “произвольны” или, еще сильнее, — “безрассудны” (дословно: лишены действий рассудка).
Активный процесс критического анализа, который мы назвали суждением, у обычных людей протекает сравнительно гладко и автоматически. У импульсивных личностей он сокращается или уничтожается вовсе. Этот процесс не в их стиле. Если что-либо толкает импульсивного человека на быстрое действие, то его суждение (или, скорее, заменитель суждения) позволяет ему не замечать осложнений, которые заставили бы задуматься любого другого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя среда коммерческой организации в менеджменте зависит от совокупности экономических факторов. Это способность в конкуренции, рентабельность фирмы, показатели эффективности принимаемой стратегии и условия для дальнейшего развития. Если отрасль позволяет выходить на новые рынки (особенно зарубежные), внешняя среда требуется стратегического планирования и прогнозирования.
Внешняя среда будет зависеть от действий предыдущей. Некоторые факторы возникают за пределами компании, но вызывают в ней изменения. В основном находятся вне контроля любой организации такие объекты и понятия: Клиенты. Конкуренция. Экономика. Технологии.
Политические и социальные условия. Внешняя среда организации менеджмента может оказать существенное влияние на организацию, например, на ее текущие операции, рост и долгосрочную устойчивость.
Игнорирование внешних сил может привести к ошибке. Крайне важно, чтобы менеджеры постоянно отслеживали и адаптировались к внешней среде, работая над тем, чтобы вносить упреждающие изменения раньше, а не применять реактивный подход, который может привести к совершенно другому результату.
Внешняя среда организации менеджмента стимулируют реакции менеджеров на обстоятельства и изменения. Они полагаются на данные "сканирования". Процесс означает мониторинг обеих сред на предмет ранних признаков того, что может потребовать изменений. Чтобы учесть потенциальные возможности или угрозы, нужно внести коррективы для выявления сильных сторон компании и бороться с ее слабостями.
Одним из распространенных типов сканирования среды является SWOT-анализ, который конкретно рассматривает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды организации. Кратко, менеджмент сводится к анализу всего, что происходит вокруг компании и в ней, а также в работе персонала и удовлетворенности сотрудников своим положением.
Менеджер начнет анализировать внешнюю среду, изучая неэффективность организации. Затем он должен рассматривать внешнюю среду и вещи, происходящие вне организации, но влияющие на ее успешное существование.
Таким образом, ретроспективная и текущая оценка влияния внешних факторов позволяет определить, оказывалось ли негативное воздействие на деятельность компании, способное привести его к настоящему кризису, и есть ли потенциал успешного развития в будущем при использовании всех существующих возможностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: проспект, КноРус, 2015. – 554с.
- Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (в ред.от 17.07.09 г. № 173 ФЗ)
- Закон РФ от 20 .02.1995г.№24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
- ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термин, определения, 2014
- Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года». Приказ Минпромтора России от 31 марта 2011г. № 422