Файл: Рейтинговые оценки деятельности банков. Службы ПОД/ФТ для коммерческих банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При оценке банков рейтинговые агентства анализируют огромный массив информации, в частности, обращают внимание на деятельность такого отдела, как финансовый мониторинг банка, на что я и хотел бы обратить внимание.
За 2017 год в России банки заблокировали порядка 600-700 тысяч расчетных счетов бизнеса. Свои действия они мотивируют «антиотмывочным» законом 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который из года в год лишь ужесточается.

С 2014 года ЦБ начал вводить для банков усиленный контроль за операциями бизнесменов и ввел жесткие санкции к банкам на случай, если они эти указания игнорируют, а именно, лишают их лицензии. Именно поэтому в последние годы банки настолько тщательно проверяют своих клиентов, т.к. есть риск остаться без лицензии. Следствие этого - большие затруднения у бизнеса.

Один из агентов этого рынка АО КБ «Модульбанк» приводит следующую статистику относительно причин закрытия счетов. Всего за год были заблокированы 10% счетов из 90 000 тыс. Из них 70% компаний платили не в полной мере НДФЛ. 55% клиентов выводили деньги со счетов сразу после их прихода: за несколько часов или даже минут. Ровно половина компаний работали с неблагонадежными контрагентами. У 45% была недостаточная налоговая нагрузка, гораздо меньшая средней по отрасли. 35% платили НДС в недостаточных объемах.

В то же время, отмечают аналитики Модульбанка, счет блокируют лишь в тех случаях, когда причин было две и более. Тем самым они смогли показать «типичного клиента», которому блокируют счета: такая компания не делает платежей по сопровождению бизнеса, не платит налогов, одним словом, это компания, которая не ведет реальный бизнес.

Самым неприятным моментом оказывается результат блокировки счета для клиента: если финансовый мониторинг банка в одностороннем порядке решает закрыть счет, то такому клиенту с большей вероятностью уже не согласятся открыть счет в другом банке.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа текущей системы работы финансового мониторинга коммерческих банков выявить возможные меры для совершенствования проверки ПОД/ФТ клиентов-предпринимателей, а также изучить концепцию отдела финансового мониторинга на предмет проблем и перспектив его развития.

Задачи:

  1. Изучить работу финансового мониторинга в коммерческих банках, обслуживающих юридических лиц, как один из инструментов противодействия финансированию терроризма и легализации доходов, которые были получены преступным путём.
  2. Рассмотреть ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России во взаимодействии между банками и представителями бизнеса, у которых открыт расчётный счёт в этих банках.
  3. Сформировать советы для бизнеса, которые будут направлены на минимизацию рисков попадания под блокировку счетов финансовым мониторингом.
  4. Выявить возможные рекомендации для улучшения работы отдела финансового мониторинга и его эффективного взаимодействия с клиентами – юридическими лицами для решения сложившихся между ними проблемы.

Объектом моего исследования будет являться организация системы работы финансового мониторинга в коммерческих банках, обслуживающих предпринимателей.

Предмет исследования – комплекс инструментов, которые применяются субъектами финансового мониторинга для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Гипотеза следующая: система работы финансового мониторинга банков имеет основную проблему – программы для отслеживания противоправных нарушений работают не гибко и блокируют счета всех клиентов, кто попал под определенные жесткие критерии, не разобравшись в природе данных операций и не принимая во внимание индивидуальные нюансы каждого случая.
В исследовании будут использованы методы экспертных оценок, сравнения, анализа и синтеза, группировки и классификации.

Перед нами встаёт ряд следующих вопросов: по какой причине происходит действительно массовое закрытие счетов в России? Какие инструменты финансовый мониторинг банка использует для выявления недобросовестных клиентов? Что делать тем организациям и ИП, которые попали в черный список? Каким образом точно отделить клиентов, ведущих «прозрачный бизнес» от недобросовестных? Какие меры для этого планируют предпринять или уже предпринимают Центральный банк, Финансовый мониторинг и непосредственно сами банки – эти вопросы будут затронуты в работе.

Анализ теории и законодательства для организации службы ПОД/ФТ для коммерческих банков

Основными нормативными документ, которым регулируется область ПОД/ФТ в России являются:

  1. Федеральный закон он 7 августа 2001г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“
  2. № 499-П от 15.10.2015г. – Положение Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ.
  3. Правила внутреннего контроля в каждом банке в целях ПОД/ФТ (ПВК по ПОД/ФТ)

Рассмотрим составляющие понятия ПОД/ФТ.
Под легализацией доходов, который субъект получает преступными способами, понимают формирование правомерного, законного статуса имущества или денежных средств, полученные в ходе незаконной, преступной деятельности.


Финансирование терроризма означает осознанная помощь, передача или оказание финансовых услуг для организаций или групп лиц, которые являются террористами и попадают под состав преступлений, предусмотренных хотя бы одной из следующих статей: 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение данного законодательства регулируется федеральным законом №86, подписанным от 10 июля 2002 года «О центральном банке РФ». Лица, которые нарушили 115 ФЗ могут нести как административную и гражданскую ответственность, так и юридическую. За нарушение и неисполнение банком законодательства по ПОД/ФТ возможны следующие последствия:

  1. Административный штраф. В этом случае имеется два исхода: в сторону банка сумма штрафа может варьироваться от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб. В сторону должностного лица штраф может составлять от 10 тыс. до 50 тыс. руб.
  2. Приостановление работы банка. Срок может составлять до 90 дней. В этом случае происходит дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.
  3. Самая негативная санкция для банка – это отзыв лицензии. В последствии результатом этого может состояться полное прекращение бизнеса банка, т.к. без банковской лицензии банк не имеет права вести банковскую деятельность.

Рассмотрим надзорные органы для кредитных организаций по ПОД/ФТ:

  1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
  2. Банк России
  3. Генеральный прокурор РФ и прокуроры, которые ему подчинены.

Типовые принципы, правила и задачи внутреннего контроля по ПОД/ФТ в коммерческом банке:

  1. Выстроить механизмы и процедуру внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. В данном случае инструменты контроля будут отражены во внутренних правилах.
  2. Обязательный контроль всех операций, которые проводятся в данном банке.
  3. Все документы и сведения, которые были получены в результате проделанного внутреннего контроля, в соответствии с установленном в банке порядком должны подлежать хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
  4. Полный запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по ПОД/ФТ. Исключения: предоставление информации клиенту на предмет замораживания (блокировки) денежных средств или иного имущества, об отказе в исполнении платежного поручения, об отказе на заключение договора банковского обслуживания, открытия счета или вклада, о запросе предоставления документов по 115-ФЗ.
  5. Также банк имеет право запрашивать у клиента при идентификации предоставлять те документы, которые направлены на удостоверение личности, документы о регистрации, учредительные документы.
  6. Все сотрудники банка, вне зависимости от их позиции и компетенций должны осуществлять внутренний контроль операций и сделок в рамках ПОД/ФТ.

В области ПОД/ФТ банки должны проводить оценку уровня, критерия рисков. Также банки обязаны документально фиксировать весь обязательный контроль и все необычные операции, обновлять данные не реже 1 раза в год по клиентам, представителям клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. Также банки должны знать своих клиентов, для этого используют идентификацию. Это помогает выявлять выгодоприобретателей, публичных должностных лиц и бенефициарных владельцев.

Согласно статье 7 115-ФЗ банки имеют законное право отказать физическому или юридическому лицу в открытии счета, если они решат, что потенциальный клиент планирует использовать свой счет в мошеннических целях. Банк имеет право отказать в исполнении платежного поручения, если посчитает, что целью заключения договора на открытие этого счета является незаконное ведение бизнеса и легализации доходов, которые клиент также получает незаконными способами. Также банки могут закрыть счет уже существующему клиенту, если за календарный год данному клиенту было отказано в совершении операции двух и более раз.

Система работы финансового мониторинга.

Как уже было отмечено, отдел финансового мониторинга банка при своей работе опирается на 115 ФЗ, письма ЦБ за 2014 и 2016 года. В отделе разрабатываются внутренние программы на основе вышеописанных законов и рекомендаций.
Рассмотрим основные показатели, на которые опирается финансовый мониторинг для анализа клиента:

  1. Налоговая нагрузка. Основной показатель реальности деятельности - это, конечно, налоги.
    ЦБ выпустил рекомендацию, в которой сказано, что налоговая нагрузка бизнеса должна быть не менее 0.9% от дебетового оборота за последние 90 дней. Средняя налоговая нагрузка по отраслям гораздо больше этого значения.

    Это говорится в методической рекомендации №18 «21» июля 2017 г. «В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении и пресечении операций, целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операций, обладающих признаками транзитных операций.» Однако в то же время ЦБ отмечает, что одно только несоответствие минимальной налоговой нагрузке не даёт права «автоматически» утверждать, что у клиента имеются сомнительные операции.

    Банки обычно учитывают налоги, которые клиент оплатил со счета в этом же банке. Если клиенты платят налоги в другом банке, то финансовый мониторинг может запросить выписку по счету из другого банка, чтобы удостовериться в полученной информации. Чтобы рассчитать налоговую нагрузку учитывают сумму всех налоговых платежей (НДС, Налог на прибыль, авансовые платежи по УСН и ЕНВД, НДФЛ, ЕСХН и др.) и обязательных платежей в бюджет (ФСС, ПФР, ФОМС)

    Для примера:

За последние 90 дней у клиента расходов (комиссии банка и переводы между счетами не в счет) на 1 000 000 рублей. 

Считаем: 1000000 * 0,009 = 9000 

9000 - и есть его минимальная нагрузка на этот период.
Чтобы стимулировать клиентов держать рекомендуемую налоговую нагрузку в 0.9%, некоторые банки снижают лимиты клиентам на снятие наличных и переводы физ. лицам, если налоговая нагрузка меньше рекомендуемой. Как только клиент повышает налоговую нагрузку до минимальной суммы, лимиты вновь восстанавливаются.

Также финансовый мониторинг смотрит нагрузку по уплате НДФЛ от переводов физлицам за определенный период, например, за последний 90 дней. Если у компании всё хорошо, то в большинстве случаев, физическим лицам ей платить нужно только для зарплаты. А зарплата всегда сопровождается платежкой НДФЛ.


Расчет следующий:

Берем за этот период все переводы физ. лицам и смотрим, сколько из них было с НДФЛ. Например, если за 90 дней физикам клиент перевел 100000, то платежи на НДФЛ у него должно быть примерно 13000 (13%).

13000 – это и есть 100%. Но финансовый мониторинг также всегда учитывает, что есть разные платежи: авансы, оплата товаров и пр. Поэтому если показатель выше 10% - это хорошо.

Из налогов еще учитывают показатель исходящих платежей без НДС к входящим платежам с НДС. Расчет следующий:

Берут все исходящие платежи, которые клиент делает контрагентам БЕЗ НДС (между своими счетами, на свои счета в других банках и операции по карте в расчет не идут), и делят это на все входящие С НДС платежи. Тем ниже данное соотношение, тем клиент выглядит более чистым в глазах AML-специалистов.


Также под подозрения попадают следующие ситуации, касающиеся налогов и ведения деятельности:

Фонд заработной платы установили ниже официального прожиточного минимума (для Новосибирской области, например, – 11590 рублей в 2018 году);

По счету оплачивают НДФЛ, но не оплачивают страховые взносы;

Назначения проводимых платежей не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам и не соответствуют заявленным ОКВЭД;

  1. Следующий показатель, на который обращает внимание финансовый мониторинг – это транзит (скорость оборачиваемости средств), т.е. какое время хранятся деньги на счете клиента, не старается ли клиент сразу вывести деньги после поступления. Берется остаток на конец каждого дня по всем счетам РКО и карточным за период 30 дней и считается среднее и делится на общий дебетовый оборот за 30 дней. Соответственно, чем выше данный показатель, тем лучше для клиента.

    Пример:
    Средний остаток у организации за месяц составил 100 000 рублей.