Файл: Рейтинговые оценки деятельности банков. Службы ПОД/ФТ для коммерческих банков.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
Общий дебетовый оборот за тот же месяц составил 1 000 000 рублей.
Делим первое на второе, получаем 1/10, или 10%.
Приемлемый уровень – не ниже 10%
- Также отдельно учитывают переводы физлицам. Если их чрезмерное количество и они не сопровождаются налоговыми платежами, у фин. мониторинга могут возникнуть вопросы.
- Снятие наличных. Один из самых показательных критериев. Клиенты, которые снимают наличность часто и в большом объеме всегда попадают под тщательную проверку. Для борьбы с обналичиванием банки вводят высокие комиссии на снятие наличных, в том числе по указу ЦБ. Обычно банки стараются дать понять клиенту, что наличные – его злейший враг. Время подотчетной наличности уже прошло и у клиента есть все возможности, чтобы их избегать.
- Также банку важна репутация клиента: наличие его в черных негативных списках банка по внутренней информации, или по информации, доступной всем банкам благодаря ЦБ.
При этом проверяют и контрагентов клиента. Если контрагенты находятся в черном списке банка, либо в списке ЦБ 550-П, то очень желательно не проводить операций с такими контрагентами, либо оборот с этими контрагентами должен быть не более 40%. Анализируются и поступления, и списания при расчетах с такими контрагентами.
Если у финансового мониторинга появляются подозрения относительно чистого и прозрачного ведения бизнеса у клиента, то специалисты ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию, поэтому через личный кабинет клиент на момент проверки не сможет подписывать платежи. В этом случае клиенту разрешается в личном кабинете оплатить налоги, либо заработную плату. Если же клиент захочет отправить деньги контрагенту, то ему придется принести платежку на бумажном носителе в банк, и, если финансовый мониторинг одобрит операцию, деньги отправят.
После блокировки личного кабинета финансовый мониторинг запрашивает набор документов для проверки реальности и законности ведения бизнеса. В зависимости от ситуации могут запросить свидетельство собственности, ПТС или договор по аренде, если специалисты понимают, что для обеспечения деятельности необходим тот или иной актив. Если у клиента есть платежи по реальности ведения бизнеса (например, расплачивается с подрядчиками за наличные деньги), то могут запросить договор с этим подрядчиком, закрывающие документы (акты, накладные и т.д.), кассовые чеки, если покупал что-либо для бизнеса (стройматериалы, например, в «Леруа»). Если у клиента есть платежи по займам, то просят предоставить договоры по каждому займу и документы, подтверждающие фактическую выдачу займа (платеж по поступлению, например). Если выдавал деньги под отчет, то запрашивают заполненные авансовые отчеты.
Время подачи запрашиваемых документов в разных банках разнятся. Как правило, это 3- 7 рабочих дня.
Срок проверки зависит от того, как быстро клиент пришлет необходимые документы, обычно сотрудники финансового мониторинга проверяют их за день-два, в зависимости от объема документов. После того, как клиент предоставил по запросу все необходимые документы, специалисты финансового мониторинга их проверяют и по результату решают, продолжать сотрудничество с этим клиентом или нет. Во втором случае клиент при написании заявления на закрытие счета может указать реквизиты, куда можно будет отправить остаток по счету. И причину, по которой финансовый мониторинг решил не иметь дело с клиентом, он не сообщает.
Если же клиент решает вообще не предоставлять документы, то банк не выведет остаток средств клиента без процентов в другой банк, в этом случае будет взиматься неустойка.
Если банк решает закрыть клиенту счет, то передает эту информацию Центральному банку, а тот, в свою очередь, вписывает данную организацию в список 550-П, так называемый «черный список», из которого, до декабря прошлого года, выйти было практически невозможно.
Во время проверки клиента банк не учитывает его систему налогообложения, и применяет все свои механизмы контроля ко всем без исключения, не принимая во внимание индивидуальные отличия и нюансы каждого клиента. Именно поэтому мы видим огромное количество возмущений общественности, а также предпринимателей, которым заблокировали счет в 2017. Их количество, как отмечалось раннее, по разным подсчетам достигает 500-700 тыс.
Советы для бизнеса.
Благодаря пониманию работы финансового мониторинга, можно выявить ряд советов предпринимателю для ведения расчетно-кассового обслуживания в банке:
- Всегда поддерживать налоговую нагрузку в 0.9% от внешнего оборота за последние 90 и 180 дней. Платить в том банке, в котором у вас оборот.
В то же время никаких «дополнительных» налогов платить нет необходимости, все налоги проходят в рамках той системы, которую выбрал предприниматель.
Пример:
У нас есть клиент на патентой системе налогообложения, он занимается парикмахерскими и косметическими видами услуг, работников нет.
Так, его потенциальный доход в 2018 году не может превышать 500 000 рублей. При этом стоимость патента составит 30 000 рублей.
Рассчитаем налоговую нагрузку клиента за 90 дней 500 000 – 0.9% = 4500 р. (за полный год – это 18 000 рублей)
Из чего можно сделать вывод, что 18 000 рублей – это всего лишь взнос за тот же патент, просто его разбили на авансовые платежи по 4500 р. за каждые три месяца.
- Платить НДФЛ, если есть сотрудники. Это простое, казалось бы, правило, которым многие бизнесмены пренебрегают.
- Стараться не переводить физ. лицам без НДФЛ. Если клиент выплачивает зарплату, использовать зарплатный проект банка. Этот способ очень выгоден клиенту, т.к. в этом случае банки, как правило, не берут комиссию за перевод средств физическому лицу.
- Перестать снимать наличные и пользоваться картой для оплаты, чтобы банк видел, на что идут траты. Карта также поможет клиенту не снимать наличные для покупок, что позволит экономить на комиссии за снятие наличных.
- Держать остатки денежных средств подольше и побольше на счетах, не выводить деньги сразу после поступления. В этом случае, как вариант, возможно открыть депозит в банке на некоторую сумму. Клиент выигрывает вдвойне: ему начисляется процентный доход по депозиту, а также банк видит, что клиент не торопиться обналичивать свой приход.
- Не проводить операций с негативными контрагентами, информацию о контрагентах может сообщать банк, т.к. он тоже заинтересован в том, чтобы его клиенты не работали с мошенниками. Сам клиент может проанализировать контрагента на сторонних электронных ресурсах, таких, как Спарк. Если нет денежных средств на платные ресурсы, можно узнать минимально необходимую информацию по контрагенту в свободном доступе: сколько сотрудников в организации, где находится его юридический адрес. Если организация расположена на массовом адресе, есть смысл опасаться данного контрагента.
- Понятно и развернуто вписывать назначение платежей. Если финансовый мониторинг не поймет, что за платеж совершает клиент, он может начать проверку. Поэтому нужно подробно вписывать номер и дату договора, по которой совершается платеж. Формулировка в платежных поручениях обязательно должна совпадать с текстом договора и актами.
- Работать по выбранным кодам ОКВЭД. Работать нужно по тому направлению, которое вы выбрали. Могут возникнуть вопросы, если предприниматель должен получать деньги за корпоративы, а получают по факту за продажу стройматериалов.
Планы и перспективы организации системы ПОД/ФТ в РФ
Что делают банки, чтобы снижать количество счетов, которые попадают под подозрения? Например, АО КБ «Модульбанк» предложил на рынке услугу, которая поможет увидеть свой бизнес глазами финансового мониторинга: провести цифровую аналитику бизнеса, рассмотреть своих контрагентов на порядочность. В этом случае есть как платная услуга, так и бесплатная её версия. В демо-версии возможно увидеть лишь часть критериев, что предоставляет возможность ознакомиться с услугой и осознать её потенциал. В полной же версии у клиента открывается практически все технические показатели, как у финансового мониторинга, что помогает клиенту поддерживать оптимальный уровень своего риска при ведении бизнеса.
Государство также не осталось в стороне.
Законопроектом № 313457-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации положений законопроекта № 226773-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития»)» ввели инструмент «реабилитации» физических и юридических лиц, которых занесли в «черный список». Теперь у таких организаций появился шанс реабилитироваться.
В этом случае создается межведомственная комиссия при ЦБ, в которую может обратиться любой предприниматель с необходимыми документами для рассмотрения его заявки. Банки обязаны предоставлять в эту комиссию причины и мотивацию блокировки счета определенному клиенту. Если комиссия при своей проверке примет положительное решение по клиенту, который к ним обратился, до кредитная организация должна отозвать свой отказ предоставлении обслуживания.
Однако сама концепция не до конца понятна банкам и слишком размыта, поэтому фактическая реализация не нашла должно отклика у коммерческих банков.
Заключение
Во властных структурах часто говорят о поддержке и стимулировании малого бизнеса, однако фактически мы видим другую ситуацию: обещание властей не повышать налоговую нагрузку на бизнес не помешало государству собрать в 2017 г. на полтриллиона больше по налогу на прибыль. Схожая ситуация отслеживается и по блокировке счетов: сотни тысяч предпринимателей, в том числе не малая их часть работающих легально, столкнулись с безжалостной «противоотмывочной машиной» банков за 2017 год. Гипотеза подтвердилась:
отдел compliance банков работает очень косно, «стрижет всех клиентов под одну гребенку» и в данный момент не применяет все возможные меры для того, чтобы максимально проверить клиента на предмет причастности к отмыванию денежных средств или финансирования терроризма.
Банку легче всего сразу закрыть счет клиенту и не разбираться досконально, т.к. в этой ситуации банк:
- Снижает свои издержки на проведение доскональной и полной проверки клиента, тем самым сэкономив свои финансы, а также время сотрудников на изучение конкретного дела.
- Снижает свои относительно проверок ЦБ на предмет выполнения всех законодательных актов, применяемых в этой сфере.
Но банки забывают один факт: почти за каждым таким клиентом стоит бизнес, который кормит его и семью, который предоставляет рабочие места для других людей, который в конечном счете и повышает инвестиционный климат государства, а на макро-уровне повышает всю экономику страны.
Ведь в бизнесе имеется очень много нюансов: и определенный вид деятельности, и система налогообложения. Но банки продолжают игнорировать этот факт, ссылаясь на жёсткие требования ЦБ.
В связи с чем я предлагаю ряд мер, благодаря которым бизнес в России сможет дышать свободно и вести деятельность, не боясь за своё будущее.
Для государства:
- Официально уменьшить минимально рекомендуемую налоговую нагрузку снова до 0.5%, т.к. многие начинающие предприниматели не отслеживают минимальную налоговую нагрузку каждые 90 дней, а платят в то время, когда приходят сроки по платежу, не проводя авансовые выплаты. И это если не затрагивать бизнес, который работает по льготной системе налогообложения.
- Довести до всех коммерческих банков страны, что «Черные списки» носят исключительно рекомендательный характер, а не обязательный, как его сейчас использует практически каждый банк, чтобы лишний раз не рисковать отзывом лицензии перед ЦБ.
Для банков:
- Начать проверку спорных или неоднозначных ситуаций индивидуально. Сделать финансовый мониторинг другом для клиентов. Ввести новый внутренний отдел, который будет напрямую лично взаимодействовать с клиентом. В этом случае сотрудник отдела фин. Мониторинга лично проанализирует бизнес на предмет реальности ведения бизнеса, и риск блокировки счета «белому» клиенту, который ведет легальный бизнес, минимизируется. В этом случае необходимо открыто и, по возможности, максимально подробно обсуждать с клиентом его ситуацию, показать, что банк ему не враг и тоже не хочет терять клиентов.
- Проводить обучение для клиентов и всех желающих по «правильному» ведению бизнеса. К сожалению, предпринимательская грамотность в нашей стране, как и финансовая, находится на низком уровне. В связи с чем, клиенты просто могут не знать о рекомендациях ЦБ, которые им желательно следовало бы соблюдать, например, о той же минимальной налоговой нагрузки. Найдя путь донесения этой информации до клиентов, банк решит многие проблемы до того, как они наступят. В этом случае эффективны будут видеоуроки, так называемы «вебинары», на которых у клиентов будет возможность также задать вопрос представителям банка. По окончанию занятий важно закрепить полученные знания. В этом поможет быстрый онлайн тест.
Данное предложение охватывает несколько положительных моментов: повышение предпринимательской грамотности клиентов, возможность прорекламировать свои услуги, снижение издержек благодаря уменьшение количеству блокировок у этих клиентов в будущем, а также данный метод повысит престиж банка: нынешние и потенциальные клиенты будут испытывать больше доверия и лояльности к тому банку, который находится на их стороне и пытается им помочь вести бизнес правильно. - Показывать некоторые возможные критерии финансового мониторинга в личном кабинете банка для своих клиентов. Пока такое организовал лишь один банк в нашей стране, поэтому потенциал у этого инструмента есть. Данный способ помогает клиентам самим держать руку на пульсе, но самое главное, от этого выигрывают все: у банка становится меньше причин для блокировок и закрытия счетов, а у клиента возможность вести «белый» бизнес без опасений.
- Обеспечить все условия для предоставления запрашиваемых документов у клиента. В ряде случаев давать более продолительную отсрочку, чтобы клиент успел их предоставить, т.к. случается так, что в данный момент у предпринимателя нет возможности передать банку документы: он может находиться заграницей или в тяжелой болезни.