Файл: Рейтинговые оценки деятельности банков. Службы ПОД/ФТ для коммерческих банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общий дебетовый оборот за тот же месяц составил 1 000 000 рублей.

Делим первое на второе, получаем 1/10, или 10%.
Приемлемый уровень – не ниже 10%

  1. Также отдельно учитывают переводы физлицам. Если их чрезмерное количество и они не сопровождаются налоговыми платежами, у фин. мониторинга могут возникнуть вопросы.
  2. Снятие наличных. Один из самых показательных критериев. Клиенты, которые снимают наличность часто и в большом объеме всегда попадают под тщательную проверку. Для борьбы с обналичиванием банки вводят высокие комиссии на снятие наличных, в том числе по указу ЦБ. Обычно банки стараются дать понять клиенту, что наличные – его злейший враг. Время подотчетной наличности уже прошло и у клиента есть все возможности, чтобы их избегать.
  3. Также банку важна репутация клиента: наличие его в черных негативных списках банка по внутренней информации, или по информации, доступной всем банкам благодаря ЦБ.
    При этом проверяют и контрагентов клиента. Если контрагенты находятся в черном списке банка, либо в списке ЦБ 550-П, то очень желательно не проводить операций с такими контрагентами, либо оборот с этими контрагентами должен быть не более 40%. Анализируются и поступления, и списания при расчетах с такими контрагентами.

Если у финансового мониторинга появляются подозрения относительно чистого и прозрачного ведения бизнеса у клиента, то специалисты ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию, поэтому через личный кабинет клиент на момент проверки не сможет подписывать платежи. В этом случае клиенту разрешается в личном кабинете оплатить налоги, либо заработную плату. Если же клиент захочет отправить деньги контрагенту, то ему придется принести платежку на бумажном носителе в банк, и, если финансовый мониторинг одобрит операцию, деньги отправят.

После блокировки личного кабинета финансовый мониторинг запрашивает набор документов для проверки реальности и законности ведения бизнеса. В зависимости от ситуации могут запросить свидетельство собственности, ПТС или договор по аренде, если специалисты понимают, что для обеспечения деятельности необходим тот или иной актив. Если у клиента есть платежи по реальности ведения бизнеса (например, расплачивается с подрядчиками за наличные деньги), то могут запросить договор с этим подрядчиком, закрывающие документы (акты, накладные и т.д.), кассовые чеки, если покупал что-либо для бизнеса (стройматериалы, например, в «Леруа»). Если у клиента есть платежи по займам, то просят предоставить договоры по каждому займу и документы, подтверждающие фактическую выдачу займа (платеж по поступлению, например). Если выдавал деньги под отчет, то запрашивают заполненные авансовые отчеты.


Время подачи запрашиваемых документов в разных банках разнятся. Как правило, это 3- 7 рабочих дня.

Срок проверки зависит от того, как быстро клиент пришлет необходимые документы, обычно сотрудники финансового мониторинга проверяют их за день-два, в зависимости от объема документов. После того, как клиент предоставил по запросу все необходимые документы, специалисты финансового мониторинга их проверяют и по результату решают, продолжать сотрудничество с этим клиентом или нет. Во втором случае клиент при написании заявления на закрытие счета может указать реквизиты, куда можно будет отправить остаток по счету. И причину, по которой финансовый мониторинг решил не иметь дело с клиентом, он не сообщает.

Если же клиент решает вообще не предоставлять документы, то банк не выведет остаток средств клиента без процентов в другой банк, в этом случае будет взиматься неустойка.

Если банк решает закрыть клиенту счет, то передает эту информацию Центральному банку, а тот, в свою очередь, вписывает данную организацию в список 550-П, так называемый «черный список», из которого, до декабря прошлого года, выйти было практически невозможно.
Во время проверки клиента банк не учитывает его систему налогообложения, и применяет все свои механизмы контроля ко всем без исключения, не принимая во внимание индивидуальные отличия и нюансы каждого клиента. Именно поэтому мы видим огромное количество возмущений общественности, а также предпринимателей, которым заблокировали счет в 2017. Их количество, как отмечалось раннее, по разным подсчетам достигает 500-700 тыс.
 

Советы для бизнеса.

Благодаря пониманию работы финансового мониторинга, можно выявить ряд советов предпринимателю для ведения расчетно-кассового обслуживания в банке:

  1. Всегда поддерживать налоговую нагрузку в 0.9% от внешнего оборота за последние 90 и 180 дней. Платить в том банке, в котором у вас оборот.

В то же время никаких «дополнительных» налогов платить нет необходимости, все налоги проходят в рамках той системы, которую выбрал предприниматель.

Пример:

У нас есть клиент на патентой системе налогообложения, он занимается парикмахерскими и косметическими видами услуг, работников нет.

Так, его потенциальный доход в 2018 году не может превышать 500 000 рублей. При этом стоимость патента составит 30 000 рублей.

Рассчитаем налоговую нагрузку клиента за 90 дней 500 000 – 0.9% = 4500 р. (за полный год – это 18 000 рублей)


Из чего можно сделать вывод, что 18 000 рублей – это всего лишь взнос за тот же патент, просто его разбили на авансовые платежи по 4500 р. за каждые три месяца.

  1. Платить НДФЛ, если есть сотрудники. Это простое, казалось бы, правило, которым многие бизнесмены пренебрегают.
  2. Стараться не переводить физ. лицам без НДФЛ. Если клиент выплачивает зарплату, использовать зарплатный проект банка. Этот способ очень выгоден клиенту, т.к. в этом случае банки, как правило, не берут комиссию за перевод средств физическому лицу.
  3. Перестать снимать наличные и пользоваться картой для оплаты, чтобы банк видел, на что идут траты. Карта также поможет клиенту не снимать наличные для покупок, что позволит экономить на комиссии за снятие наличных.
  4. Держать остатки денежных средств подольше и побольше на счетах, не выводить деньги сразу после поступления. В этом случае, как вариант, возможно открыть депозит в банке на некоторую сумму. Клиент выигрывает вдвойне: ему начисляется процентный доход по депозиту, а также банк видит, что клиент не торопиться обналичивать свой приход.
  5. Не проводить операций с негативными контрагентами, информацию о контрагентах может сообщать банк, т.к. он тоже заинтересован в том, чтобы его клиенты не работали с мошенниками. Сам клиент может проанализировать контрагента на сторонних электронных ресурсах, таких, как Спарк. Если нет денежных средств на платные ресурсы, можно узнать минимально необходимую информацию по контрагенту в свободном доступе: сколько сотрудников в организации, где находится его юридический адрес. Если организация расположена на массовом адресе, есть смысл опасаться данного контрагента.
  6. Понятно и развернуто вписывать назначение платежей. Если финансовый мониторинг не поймет, что за платеж совершает клиент, он может начать проверку. Поэтому нужно подробно вписывать номер и дату договора, по которой совершается платеж. Формулировка в платежных поручениях обязательно должна совпадать с текстом договора и актами.
  7. Работать по выбранным кодам ОКВЭД. Работать нужно по тому направлению, которое вы выбрали. Могут возникнуть вопросы, если предприниматель должен получать деньги за корпоративы, а получают по факту за продажу стройматериалов.

Планы и перспективы организации системы ПОД/ФТ в РФ


Что делают банки, чтобы снижать количество счетов, которые попадают под подозрения? Например, АО КБ «Модульбанк» предложил на рынке услугу, которая поможет увидеть свой бизнес глазами финансового мониторинга: провести цифровую аналитику бизнеса, рассмотреть своих контрагентов на порядочность. В этом случае есть как платная услуга, так и бесплатная её версия. В демо-версии возможно увидеть лишь часть критериев, что предоставляет возможность ознакомиться с услугой и осознать её потенциал. В полной же версии у клиента открывается практически все технические показатели, как у финансового мониторинга, что помогает клиенту поддерживать оптимальный уровень своего риска при ведении бизнеса.

Государство также не осталось в стороне.
Законопроектом № 313457-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации положений законопроекта № 226773-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития»)» ввели инструмент «реабилитации» физических и юридических лиц, которых занесли в «черный список». Теперь у таких организаций появился шанс реабилитироваться.

В этом случае создается межведомственная комиссия при ЦБ, в которую может обратиться любой предприниматель с необходимыми документами для рассмотрения его заявки. Банки обязаны предоставлять в эту комиссию причины и мотивацию блокировки счета определенному клиенту. Если комиссия при своей проверке примет положительное решение по клиенту, который к ним обратился, до кредитная организация должна отозвать свой отказ предоставлении обслуживания.

Однако сама концепция не до конца понятна банкам и слишком размыта, поэтому фактическая реализация не нашла должно отклика у коммерческих банков.

Заключение

Во властных структурах часто говорят о поддержке и стимулировании малого бизнеса, однако фактически мы видим другую ситуацию: обещание властей не повышать налоговую нагрузку на бизнес не помешало государству собрать в 2017 г. на полтриллиона больше по налогу на прибыль. Схожая ситуация отслеживается и по блокировке счетов: сотни тысяч предпринимателей, в том числе не малая их часть работающих легально, столкнулись с безжалостной «противоотмывочной машиной» банков за 2017 год. Гипотеза подтвердилась:
отдел compliance банков работает очень косно, «стрижет всех клиентов под одну гребенку» и в данный момент не применяет все возможные меры для того, чтобы максимально проверить клиента на предмет причастности к отмыванию денежных средств или финансирования терроризма.


Банку легче всего сразу закрыть счет клиенту и не разбираться досконально, т.к. в этой ситуации банк:

  1. Снижает свои издержки на проведение доскональной и полной проверки клиента, тем самым сэкономив свои финансы, а также время сотрудников на изучение конкретного дела.
  2. Снижает свои относительно проверок ЦБ на предмет выполнения всех законодательных актов, применяемых в этой сфере.

Но банки забывают один факт: почти за каждым таким клиентом стоит бизнес, который кормит его и семью, который предоставляет рабочие места для других людей, который в конечном счете и повышает инвестиционный климат государства, а на макро-уровне повышает всю экономику страны.

Ведь в бизнесе имеется очень много нюансов: и определенный вид деятельности, и система налогообложения. Но банки продолжают игнорировать этот факт, ссылаясь на жёсткие требования ЦБ.

В связи с чем я предлагаю ряд мер, благодаря которым бизнес в России сможет дышать свободно и вести деятельность, не боясь за своё будущее.
Для государства:

  1. Официально уменьшить минимально рекомендуемую налоговую нагрузку снова до 0.5%, т.к. многие начинающие предприниматели не отслеживают минимальную налоговую нагрузку каждые 90 дней, а платят в то время, когда приходят сроки по платежу, не проводя авансовые выплаты. И это если не затрагивать бизнес, который работает по льготной системе налогообложения.
  2. Довести до всех коммерческих банков страны, что «Черные списки» носят исключительно рекомендательный характер, а не обязательный, как его сейчас использует практически каждый банк, чтобы лишний раз не рисковать отзывом лицензии перед ЦБ.

Для банков:

  1. Начать проверку спорных или неоднозначных ситуаций индивидуально. Сделать финансовый мониторинг другом для клиентов. Ввести новый внутренний отдел, который будет напрямую лично взаимодействовать с клиентом. В этом случае сотрудник отдела фин. Мониторинга лично проанализирует бизнес на предмет реальности ведения бизнеса, и риск блокировки счета «белому» клиенту, который ведет легальный бизнес, минимизируется. В этом случае необходимо открыто и, по возможности, максимально подробно обсуждать с клиентом его ситуацию, показать, что банк ему не враг и тоже не хочет терять клиентов.
  2. Проводить обучение для клиентов и всех желающих по «правильному» ведению бизнеса. К сожалению, предпринимательская грамотность в нашей стране, как и финансовая, находится на низком уровне. В связи с чем, клиенты просто могут не знать о рекомендациях ЦБ, которые им желательно следовало бы соблюдать, например, о той же минимальной налоговой нагрузки. Найдя путь донесения этой информации до клиентов, банк решит многие проблемы до того, как они наступят. В этом случае эффективны будут видеоуроки, так называемы «вебинары», на которых у клиентов будет возможность также задать вопрос представителям банка. По окончанию занятий важно закрепить полученные знания. В этом поможет быстрый онлайн тест.
    Данное предложение охватывает несколько положительных моментов: повышение предпринимательской грамотности клиентов, возможность прорекламировать свои услуги, снижение издержек благодаря уменьшение количеству блокировок у этих клиентов в будущем, а также данный метод повысит престиж банка: нынешние и потенциальные клиенты будут испытывать больше доверия и лояльности к тому банку, который находится на их стороне и пытается им помочь вести бизнес правильно.
  3. Показывать некоторые возможные критерии финансового мониторинга в личном кабинете банка для своих клиентов. Пока такое организовал лишь один банк в нашей стране, поэтому потенциал у этого инструмента есть. Данный способ помогает клиентам самим держать руку на пульсе, но самое главное, от этого выигрывают все: у банка становится меньше причин для блокировок и закрытия счетов, а у клиента возможность вести «белый» бизнес без опасений.
  4. Обеспечить все условия для предоставления запрашиваемых документов у клиента. В ряде случаев давать более продолительную отсрочку, чтобы клиент успел их предоставить, т.к. случается так, что в данный момент у предпринимателя нет возможности передать банку документы: он может находиться заграницей или в тяжелой болезни.