Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере профессионального футбольного клуба «ЦСКА»Курсовая работа.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика деятельности предприятия
1.1 Организационная структура и структура управления
1.2 Цели и задачи спортивных клубов
1.3 Источники финансирования спортивных клубов
1.4 Специфика в финансировании российских футбольных клубов
2 История и Коммерческая деятельность на примере ПФК ЦСКА Москва
2.1 Минусы и неудачи трансферной политики и строительство стадиона
2.2 Минусы и неудачи трансферной политики и строительство стадиона
2.3 Источники финансирования ПФК ЦСКА
2.4 Заработок и затраты ЦСКА на фоне 3 других российских клубов
2.5 Рентабильность ЦСКА на фоне 3 других российских клубов
2.5 Рентабильность ЦСКА на фоне 3 других российских клубов
Рента́бельность -относительный показатель экономической эффективности.
У ЦСКА ситуация хуже, чем у других: отрицательная валовая прибыль клуба Евгения Гинера составляет 1,147 млрд рублей. У «Спартака» и «Зенита» этот показатель равен 993 млн и 824 млн соответственно. «Локомотив» не только не ушёл в убыток, но и показал солидную валовую прибыль — 1,517 млрд рублей.
2.6 Бухгалтерская оговорка
Впрочем, финансовые показатели футбольных клубов в бухгалтерских отчётах могут существенно отличаться от озвучиваемых бюджетов. В отчётности, к примеру, не ясно, за счёт каких источников формируется выручка и расходы. Кроме того, в годовом отчёте по-иному подходят к учёту расходов и доходов. Там, в частности, могут не полностью указываться траты по игроку — доходы от трансфера амортизируются в отчёте в течение срока контракта и расходы по футболисту носят «отложенный» характер. Поэтому цифры в отчёте, в том числе говорящие о прибыльности отдельных клубов, носят условный характер.
2.7 Финансирование ЦСКА за 2014 год
Выручка клуба по итогам 2014 года по МСФО выросла до $81 млн, а чистый убыток снизился в 11 раз, до $3 млн, за счет заключения спонсорского контракта с группой «Россети».
Выручка футбольного ЦСКА выросла в 2015 году на 21%, до $80,9 млн, следует из финансового отчета по МСФО британской компании Bluecastle Enterprises Limited, которая владеет 100% клуба. При этом операционные расходы уменьшились в прошлом году на 9%, до $90,6 млн. Рост выручки и снижение затрат позволили ЦСКА сократить чистый убыток в 11 раз.
Увеличение выручки связано с ростом доходов от рекламы и спонсоров. За два года эти поступления выросли в 2,3 раза, до $41,5 млн. Например, в 2013 году «Башнефть» заплатила $8 млн, включая НДС, за статус генерального спонсора ЦСКА. За июль 2013 — июнь 2014 года (тогда проходил первый чемпионат России по футболу по системе «осень — весна») «Аэрофлот» выложил $7,5 млн — в эту сумму включен не только НДС, но и транспортные услуги на $0,84 млн. Но уже в 2014 году ЦСКА заключил с государственным холдингом «Россети» (№9 в рейтинге РБК 500, выручка — 760 млрд руб.) соглашение о генеральном спонсорстве на пять лет общей суммой в $133,7 млн. $26,7 млн в среднем за сезон — это рекордная сумма для российского рынка. Для сравнения, у «Барселоны» тогда действовал контракт с Qatar Foundation, по которому клуб получал €30 млн в год (около $40 млн в 2014 году). В 2015 году «Барселона» заключила новый контракт с Qatar Airways, по которому клуб будет получать по €65 млн в год (около $70 млн по текущему курсу).
Так в чем же причина роста доходов ЦСКА от спонсоров?
С 2011 года в Европе действует «финансовый фэйр-плэй» (ФФП), набор различных правил, который, по мнению чиновников УЕФА, поможет оздоровить финансы футбольных клубов (подробнее о нем можно почитать по ссылке). Одно из правил ФФП — с 2014 года клубы должны подтверждать свою безубыточность (на самом деле у клуба могут быть убытки, все зависит от конкретной ситуации; также для подсчета безубыточности не учитываются расходы на детские школы, инвестиции в инфраструктуру и т.д.). В случае нарушения ФФП клуб может получить выговор, лишиться очков, призовых денег или даже быть исключен из турниров УЕФА.
И соглашение о спонсорстве с «Россетями», сумма которого в четыре раза больше предыдущего контракта с «Аэрофлотом», очень сильно помогло ЦСКА. В 2013 году убыток клуба сократился в 1,3 раза, в 2014 году — еще в 11 раз и теперь составляет всего $3,4 млн.
При этом не стоит забывать об особенностях учета финансов футбольных клубов. Отчет о прибылях и убытках у них зачастую «искажен», так как клубы вносят в операционные расходы не расходы на покупку контрактов футболистов, а амортизацию контрактов (стоимость контракта игрока является нематериальным активом, и ее «амортизируют»/списывают ежегодными равными порциями). Из-за таких стандартов учета клубы также не всегда полностью учитывают доход от продажи футболиста, уменьшая его на оставшуюся сумму амортизационных отчислений (подробнее об особенности учета футбольных финансов читайте по ссылке). Поэтому и прибыль, и убыток вполне могут оказаться «бумажными». Куда более показателен отчет о движении денежных средств, в котором раскрыты поступления и расходы денежных средств за отчетный год.
Благодаря росту поступлений от спонсоров у ЦСКА уже в 2013 году (контракт с «Россетями» начал действовать с июля 2013) был положительный операционный денежный поток — почти $1 млн. В 2014 году он превысил $10 млн. Стоит обратить внимание на падение поступлений от генерального спонсора и рост поступлений от рекламы и других спонсоров — это связано с тем, что в 2014 году «Россети» изменили структуру финансирования контракта. Головная компания холдинга осталась генеральным спонсором, при этом к финансированию ЦСКА подключились его дочерние общества, получившие статус премиум-партнеров.
По итогам 2014 года доходы от спонсоров и рекламы у ЦСКА составляют 51% выручки. Это высокий показатель, но в среднем по клубам Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) он еще выше — 60%. Согласно отчету UEFA Club Licensing Benchmarking Report за 2014 год, по доле доходов спонсоров в выручке клубов РФПЛ занимает первое место среди топ-15 крупнейших футбольных лиг Европы. У клубов английский Премьер-лиги этот показатель равен 28%, немецкой Бундеслиги — 41%, испанской Ла Лиги — 24%.
И если выручка от спонсоров росла, то доходы от билетов у ЦСКА, напротив, упали на 40%, до $3 млн. Главная причина — девальвация рубля по отношению к доллару. В 2014 году на доходы от билетов и абонементов приходилось менее 4% выручки (у английских клубов — 18%, у немецких — 21%, у испанских — 20%). После введения в строй собственного стадиона ЦСКА планирует как минимум удвоить выручку от билетов и абонементов.
Согласно отчету о движении денежных средств, в последние три года ЦСКА удалось стабилизировать или даже уменьшить почти все расходы, включая налоги. Единственная растущая строка — выплаты процентов по кредитам банков — с пары сотен тысяч долларов в 2011 году до $6 млн в 2014 году. Причина — изменение модели финансирования клуба и строительство собственного стадиона.
Ранее акционеры ЦСКА во главе с Евгением Гинером, а точнее связанные с ними компании, выдавали клубу беспроцентные займы для покрытия разницы между доходами и расходами. От года к году это были разные суммы. Например, в 2012 году ЦСКА получил финансирование от акционеров на $58 млн, в 2013 году — всего лишь $13 млн. В последние три года акционеры выделяли клубу $20–30 млн в год, а в 2014 году объем финансирования и вовсе упал до нуля. Причина все та же — ФФП и спонсорский контракт от «Россетей», ежегодный платеж по которому идеально подходит для замещения помощи от акционеров.
На конец 2013 года объем займов от связанных сторон у ЦСКА превысил $265 млн, на долги остальным финансовым кредиторам приходилось всего несколько миллионов долларов. Чистый долг клуба достиг максимума — $270 млн.
Но в 2013 году акционеры ЦСКА конвертировали большую часть задолженности — $202 млн — в акции клуба. И тогда же состоялась сделка с Внешэкономбанком — банк предоставил ЦСКА кредитный лимит на $280 млн по ставке 6,5% годовых на строительство стадиона, получив в залог 100% акций клуба.
За два года ЦСКА выбрал половину кредитной линии — задолженность перед ВЭБом по итогам 2014 года составляла почти $140 млн.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что ПФК ЦСКА имеет множество коммерческих прибавок. Это и продажа билетов и абонементов, оплата парковок, возможные концерты, общепит, деньги за выходы в Лигу Чемпионов и Лигу Европы, грамотная политика на трансферном рынке и конечно спонсоры. Самый наибольший доход клуб получает от продажи билетов и абонементов, ведь только для болельщиков и играют в футбол. И когда матч играют без болельщиков, это настоящая трагедия для клубов. Команды подходят на матч с меньшей концитрацией, пропадает задор и есть ощущение, что это обычный товарищеский или тренировачный матч. Конечно, у команды есть не только доходы и спонсорские надбавки. Так же у футбольного клуба множество расходов. Начиная с зарплат футболистов и заканчивая оплата света, отопления и воды на стадионе. В данной работе, мы выяснили всю финансовую прибыль и расходы клуба, структуру трансферной политики, сравнили ПФК ЦСКА с некоторыми другими клубами РФПЛ. Узнали, что ЦСКА Москва принадлежит бизнесмену Е,Л. Гинеру. Таких клубов очень мало в России, где президент является 1 человек, который ведёт его один. Чаще встречаются полностью Спонсорские клубы, как например Зенит и их спонсор Газпром или клубы которые находятся под финансированием своего субьекта.
Так же, стало понятно, что Спортивные клубы создаются для определенных целей. Основные из них - это популяризация определенного вида спорта, организация досуга для населения, получение прибыли. Прибыль состоит из призовых, полученных с соревнований, поступлений от телетрансляций, спонсоров, от трансферов спортсменов, от продажи билетов и другой коммерческой деятельности. Многим клубам любого уровня и статуса зачастую удается выполнить только одну цель, а именно организацию досуга. При этом в них вкладываются немалые средства. Анализу источников финансирования для спортивных клубов и возможных путей по извлечению прибыли и была посвящена наша работа.
Владение клубом, очень увлекательный и в какой то степени прибыльное занятие,но при этом очень трудоёмкий. Если наладить и грамотно выстроить все рычаги клуба. В клубах ведётся каждодневная работа над новыми идеями и улучшения организации спортивных мероприятий. Клуб всегда пытается сблизить команду с болельщиками.
Что касается непосредственно самого Е.Л. Гинера, он рассчитывает на воспитаников и молодых не раскрывшихся талантов. Когда наступает пик формы, игрок сразу продаётся. В работе конкретными примерами эти слова были подтверждены. И это происходит не только на трансферном рынке, но и в целом во всей политике клуба.