Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере профессионального футбольного клуба «ЦСКА»Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более точным выглядит определение, данное в англоязычной литературе, а именно: «Спортивный клуб – клуб, созданный с целью игры в один или более вид спорта. Спортивные клубы могут классифицироваться как организации, члены которой играют вместе бесплатно и по определенному поводу, и вызывающие интерес для просмотра только у семьи или друзей, так и крупные коммерческие организации с профессиональными игроками, имеющими команду, которая регулярно играет против других клубов и привлекает иногда большую массу готовых платить зрителей. Клубы могут предназначаться только для одного вида спорта, так и для нескольких]. Таким образом, к спортивным клубам можно отнести дворовые, школьные, студенческие, профессиональные и т.д.

В истории становления и развития спортивных клубов в России существовало несколько этапов. В дореволюционной России спортивные клубы организовывались преимущественно по территориальному принципу и были основной формой первичных спортивных организаций. С приходом к власти большевиков дореволюционные спортклубы были закрыты как буржуазные организации, а первичным звеном стали коллективы физической культуры, которые создавались на заводах, фабриках и на базе трудовых коллективов других организаций.

В Советском Союзе спортивные клубы стали возрождаться в начале 60-х годов и создавались по производственному принципу. Звание «Спортивный клуб» присваивалось коллективу предприятия, добившемуся высоких показателей в организации физкультурно-спортивной работы среди трудящихся данного предприятия и выполнившего установленные требования. Сложившаяся традиция организации спортивных клубов по производственному принципу встречается и в настоящее время

Обратимся к типологии спортивных клубов. Все современные спортивные клубы России можно классифицировать с точки зрения обслуживаемого контингента:

  • спортивные клубы, созданные на базе промышленных предприятий в форме общественных объединений;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • спортклубы профессионального спорта по игровым видам, являющиеся, как правило, коммерческими организациями (ЗАО, ООО, и др.);
  • фитнес-клубы, спортивно-оздоровительные клубы и центры и т.п.;
  • физкультурно-спортивные клубы инвалидов.

С организационно-экономической точки зрения все спортивные клубы можно подразделить на клубы любительского спорта, создаваемые в форме общественных объединений, и коммерческие клубы, во-первых, физкультурно-оздоровительной направленности и, во-вторых, профессионального спорта (футбольные, хоккейные, теннисные, волейбола, баскетбола и т.п.) .


Таким образом, спортивный клуб – это организация, созданная на некоммерческой либо коммерческой основе для игры в определенный вид спорта. Спортивные клубы в России имеют многолетнюю историю и создавались изначально по территориальному принципу, а при советской власти – по производственному. По своей типологии, спортивные клубы могут классифицироваться с точки зрения обслуживаемого контингента; с организационно-экономической точки зрения. Обратимся к источникам финансирования спортивных клубов.

1.3 Источники финансирования спортивных клубов

Источниками финансирования спортивных клубов, созданных на некоммерческой основе в большинстве случаев являются поступления от самих членов клуба для содержания команды, либо поступления от организации, создавшей и содержащей клуб. Например, деятельность спортивного дворового клуба чаще всего финансируется участниками данного клуба, деятельность школьного и студенческого спортивного клуба финансируется руководством учебных заведений.

У коммерческих профессиональных клубов появляется больше статей дохода. К ним относятся:

  • продажа прав на показ зрелища. К данной статье относятся средства, полученные как от продажи прав на телетрансляцию, так и от продаж билетов, абонементов, клубных карт и т.д.;
  • от продажи атрибутики с индивидуальными признаками (клубными цветами, логотипами, рекламой спонсоров);
  • поступления от рекламы любого вида. К данной статье дохода относятся средства, полученные от размещения рекламы на спортивном объекте (рекламные щиты, информационное табло, наружная реклама), если данный спортивный объект принадлежит спортивному клубу; от размещения рекламы на атрибутике членов клуба; доходы от участия игрока клубы в рекламах различных продуктов, если по контракту, доходы полученные от данной деятельности не идут игроку в полном объеме;
  • поступления от спонсоров;
  • от осуществления прочих видов коммерческой деятельности. Например, от продажи игроков спортивного клуба; от сдачи в аренду спортивного объекта другим спортивным клубам; от достижения определенных спортивных результатов.

В странах с развитой экономикой организация деятельности спортивного клуба является одной из форм ведения бизнеса. Из вложенных средств удается получить большую прибыль за счет продаж билетов, телеправ, атрибутики и т.д. Итак, выручка клуба ЦСКА


Москва выглядит следующим образом :

.Выручка, полученная от проведения матчей, то есть от продаж билетов и организации товарищеских матчей с клубами несколько выше выручке от трансляций и коммерческой выручке, при этом нельзя не отметить, что все три статьи дохода достаточно велики, а, следовательно, и важны для клуба.

Итак, мы выяснили, что финансирование спортивных клубов складывается из средств, полученных от спонсоров, рекламы, продаж билетов, телеправ, атрибутики и другой коммерческой деятельности. В большинстве европейских футбольных клубах внимание уделяется получению доходов от всех видов деятельности. В следующей части работы будет рассмотрено, есть ли своя специфика в финансировании российских футбольных клубов.

1.4 Специфика в финансировании российских футбольных клубов

Продажа прав трансляций соревнований и доходы от тиккетинга в российских игровых видах спорта (основными из которых являются футбол, хоккей, баскетбол, волейбол) в процентном соотношении в 2-3 раза уступают европейским. И это при том, что стоимость спортсменов, тренеров и их зарплата вполне сопоставимы по своим размерам. Большая часть бюджета финансируется из средств самого владельца клуба, являющегося либо субъектом государства (финансирование из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований), либо от косвенного финансирования, оказываемого государственными компаниями: Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и др. Контрольные пакеты указанных корпораций принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне. При этом, получение прибыли перестает быть главной задачей большинства российских спортивных клубов. Рассмотрим, как осуществляется финансирование клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги».

Итак, из 16 клубов, только четверть является частными и может быть заинтересована в получении прибыли. Девять находится на содержании субъектов Федерации и три на содержании государственных корпораций. Сложившаяся ситуация мешает построению футбольного клуба как бизнес-проекта и частным владельцам. Стоит отметить, что для изменения данной негативной ситуации, подобной российской, УЕФА предприняла конкретные реформы, а именно введение финансового фэйр-плей. Следую данной мере, футбольные клубы ежегодно, для участия в еврокубках, должны подтверждать безубыточность своей деятельности.


2 История и Коммерческая деятельность на примере ПФК ЦСКА Москва

История футбольного клуба ЦСКА началась в 1911 году, когда в Обществе любителей лыжного спорта (ОЛЛС) была организована футбольная секция.[7] На базе этой футбольной секции было сформировано три команды, которые в том же году впервые приняли участие в чемпионате Москвы в классе «Б». 14 (27) августа 1911 год был сыгран первый официальный матч команды ОЛЛС с клубом «Вега». Матч закончился победой футболистов ОЛЛС со счётом 6:2.[7] В 1917 году команда завоевала первое место в Казанской лиге (первенстве команд, располагавшихся в дачных местностях вдоль Казанской железной дороги) и вышла в класс «А» чемпионата Москвы, где выступала до 1922 года.[8]

После сезона 1917 года часть второй команды ОЛЛС перешла в первую.[7] В 1921 году в осеннем первенстве Москвы (Кубке Фульда) чемпион определялся в «золотом матче», в котором принимали участие команды ОЛЛС и КФС. Команда КФС выиграла со счётом 6:0. В сезоне 1922 года футболисты ОЛЛС выиграли весенний чемпионат Москвы[9] и заняли второе место в осеннем.[10] В том же году ОЛЛС выиграло «Кубок КФС — Коломяги», в финале которого по регламенту встречались победители первой и второй лиг московского чемпионата, и «Кубок Столиц», в котором встречались чемпионы Москвы и Петрограда.[10]

Сезон 1922 года был последним, в котором команда выступала под названием ОЛЛС.[10]В сезоне 1923 в советском спорте наступили перемены. «Буржуазный» спорт решили поставить на социалистические рельсы. Все старые спортивные общества были закрыты или расформированы, а на их основе были образованы ведомственные команды. Все члены «старых» команд зачислялись в соответствующие ведомства, а имущество (в том числе стадионы и спортплощадки) передавались новым командам.[11] Спортсмены ОЛЛС влились в новосозданное сообщество Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ), созданное под крылом Красной армии. Среди основных целей ОППВ значились работа по общей и военной подготовке допризывников и физическое оздоровление допризывников и бойцов Красной армии.[12] Также была распущена и Московская футбольная лига. Вместо неё было создано первенство из 8 ведомственных команд, которое в газетах того времени называли «вновь созданная лига при обществе „Динамо“».


В сезоне 1926 года армейцам удалось выиграть первенство Москвы в классе «А» (так стала называться новая лига). Причём фактически чемпионат не был доигран — из-за расширения класса до 14 команд и плохого календаря к ноябрю не были сыграны все матчи, но победителем объявили лидировавший на тот момент ОППВ.[13][14]

2.1 Минусы и неудачи трансферной политики и строительство стадиона

Современные негативные явления – это несоответствие деятельности клубов рыночным ожиданиям. Определенные изменения для сокращения убыточности уже произошли: как уже было сказано ранее, УЕФА были введены правила финансового фэйр-плей, также повлиял на ситуацию экономический кризис, начавшийся в России. При этом, какой-то активности руководства российской Премьер-Лиги для принятия собственных мер, не наблюдается. Рациональным, на мой взгляд, выглядело бы ограничение зарплат и трансферных сумм на покупку игроков и тренеров, что составляет основную часть расходов у большинства футбольных клубов.. При этом стоит учесть риски, связанные с оттоком сильных легионеров из российского чемпионата. Но, даже несмотря на данную негативную черту, российскому чемпионату наконец то удастся осуществлять развитие естественным путем, а не путем искусственного вливания денег без намерения получить прибыль. Например, ЦСКА и политика Евгения Гинера. Евгений Леннорович всегда максимально аккуратно относился к покупки игроков и подбору тренерского штаба. Е.Л. никогда не спешил вкладывать деньги в супер звёзд и уже раскрывшихся молодых талантов. Евгений Леннорович всегда вкладывал деньги в молодых перспективных игроков, которые ещё не раскрылись, но у них был огромный потонциал. И всегда призывал главного тренера команды брать игроков из молодёжной команды и включать их в игровой процесс. Это помогало не только развивать российский футбол молодыми игроками, но и сохранить деньги. Гинер придерживается позиции, что незачем тратить деньги на топ игроков, которые могут не заиграть в России, а потратить деньги на молодого игрока, который не меньше поможет клубу и возможно получится на нём заработать. Гинер всегда продавал игроков на пике их формы. Как только игроки набирали максимальный ход и форму, Гинер продавал их. Трансферная политика Евгения Ленноровича, это сложнейший интелектуальный механизм. Вспомним 10 трансферов, в которых Гинер получал деньги или за не достойного тех денег игрока или за тех, кто просто не смог заиграть.