Файл: Органы местного самоуправления ( Структура органов местного самоуправления: правовое регулирование, порядок формирования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 920

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система оценки не встроена в систему стратегического планирования, поэтому прослеживаются недостатки во взаимосвязи в цепочке мониторинга: муниципальные программы — отчеты глав муниципальных образований — отчеты исполнительных органов власти субъектов РФ. В первую очередь это касается показателей оценки эффективности: органы местного самоуправления в таких документах стратегического планирования, как муниципальные программы, на практике не используют показатели, установленные законодательством, и оценивающие результаты их деятельности за год.

Оценка эффективности деятельности ОМС — это анализ показателей их деятельности по решению вопросов местного значения, соотношение достигнутых показателей и суммарных затрат бюджетных средств на получение данных результатов.

В рассматриваемых нами нормативно-правовых актах таких соотношений не предполагается, вследствие чего вообще можно поставить вопрос о том, что разработанные показатели не являются индикаторами эффективности. К сожалению, пока нет методики, которая бы оценивала количество необходимых бюджетных средств для исполнения того или иного расходного обязательства.

Не разработан механизм, который бы гарантировал достоверность результатов опроса, ответы граждан субъективны, поэтому по ним нельзя однозначно определить удовлетворенность населения. Значительное влияние на результаты опросов оказывают установки и когнитивные факторы. Неудовлетворенность населения деятельностью муниципального управления может быть связана с невозможностью попасть на прием, отказом от помощи по решению проблем, высокими ценами, обвинением в коррупции. Предусмотрено 28 социологических показателей, характеризующих качество и доступность предоставления муниципальных услуг по различным направлениям деятельности органов местного самоуправления. Понятие «удовлетворенность» имеет скрытый смысл и в обыденном сознании отражает уровень толерантности. Население очень низко информировано о разграничении полномочий органов государственной власти и полномочий между субъектом Федерации и местной властью.

Анкетирование на сайте субъекта Федерации не обладает репрезентативной представительностью и высоким охватом населения. Мы считаем оправданным проведение социологических исследований по удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления на портале государственных и муниципальных услуг.

Многие исследователи проблем МСУ считают, что местное самоуправление — это независимый уровень власти, поэтому он может быть подотчетен только в рамках переданных ему государственных полномочий.


С учетом проведенной за счет средств бюджета инвентаризации земельных участков под многоквартирными домами с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет данный показатель достиг практически 100 % уровня. Представляется возможным с учетом реализующегося в рамках исполнения Послания Президента России среднесрочного проекта «Комфортная среда» по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов дополнить методику показателем Удельный вес дворовых территорий, в отношении которых реализованы мероприятия по комплексному благоустройству с устройством детских площадок, парковок.

Считаем, что показатель Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников не совсем корректно отражает результат работы муниципальной власти. Более объективным индикатором является Средний балл по ЕГЭ.

Показатель Наличие в городском округе Генерального плана не в полной мере отражает результат деятельности муниципальной власти, поскольку он в большинстве образований имеется, но нуждается в корректировке. Представляется обоснованным включение дополнительных показателей: Удельный вес проектов межевания и застройки сельских поселений, входящих в городской округ; Удельный вес проектов межевания и застройки кварталов застройки, а также с учетом успешного московского опыта реновации жилищного фонда ввести индикаторы развития ранее застроенных территорий.

По нашему мнению, также совершенно не являются аналитическими показатели методики по энергосбережению, так как они статичны и не имеют динамики развития. Предлагаем в соответствии с Федеральным законом дополнить методику индикатором снижения энергопотребления организациями бюджетного сектора, выраженным в процентах.

2.2. Проблемы взаимодействия региональных органов государственной власти с органами местного самоуправления

Несмотря на то, что система взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления в настоящее время является более проработанной и выстроенной, чем в начале муниципальной реформы, обнаруживаются определенные барьеры и проблемы, препятствующие их эффективному взаимодействию.


Поскольку от качества и эффективности взаимодействия региональных органов государственной власти с муниципальными органами во многом зависит успешность социально-экономического развития территорий, необходима диагностика проблем взаимодействия региона с муниципальными образованиями, анализ причин их появления, разработка мер минимизации и устранения имеющихся проблем и профилактика возникновения новых.

Одной из наиболее значимых проблем, выделяемых исследователями, является проблема исполнения органами местного самоуправления предъявляемых к ним требований в условиях быстро изменяющегося законодательства. Она связана с тем, что при частом внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с реализацией местного самоуправления и государственного управления, для органов государственной власти и муниципальных органов представляется затруднительным планирование развития территорий.

Необходимость решения данной проблемы отмечает С. Ю. Зюзин при исследовании вопросов совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти[26]. В качестве примера он приводит разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности на территориях сельских поселений Саратовской области.

Полномочия в отношении дорог в границах населенных пунктов, а также вопросы, связанные с отчислением акцизов на различные виды топлива за 2014–2016 гг. претерпели изменения, связанные с поправками, вносимыми в федеральное законодательство и изменяющимися в соответствии с ним нормативными правовыми актами области; полномочия в области дорожной деятельности, изначально осуществлявшиеся как вопросы местного значения сельских поселений, в 2014 г. были переданы на районный уровень, а после, в соответствии с правом субъектов РФ распределять полномочия между муниципальными образованиями, в Саратовской области этот вопрос остался закрепленным за сельскими поселениями. Изменение концепций в данном вопросе в значительной степени препятствовало планированию деятельности муниципальных образований в отношении ремонта и содержания дорог.

Более рациональным подходом в правовом регулировании местного самоуправления, по мнению С. Ю. Зюзина, является предоставление возможности органам государственной власти регионов и муниципалитетам «поработать в условиях стабильной законодательной базы, после наработки определенного опыта, и только после такого периода делать какие-то выводы о необходимости преобразований».


Совершенно верно, что чрезмерное внесение изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, может оказывать не только положительный эффект, связанный с совершенствованием правовой базы, но и отрицательно сказываться на их деятельности, затрудняя возможность планирования социально-экономического развития территорий.

Еще одна проблема – ситуация, в которой решение вопросов органами местного самоуправления и осуществления полномочий органами государственной власти региона происходит в условиях дефицита ресурсов. Суть ее заключается в том, что при дефиците финансовых возможностей затрудняется или не представляется возможным решение задач, требующих материального обеспечения. При наличии в муниципальных образованиях проблем, связанных с финансированием, органы местного самоуправления, как правило, умалчивают о них, опасаясь решения данных вопросов на средства местного бюджета. Тезис о наличии финансовой проблемы как важнейшей во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления подтверждается исследованиями К. С. Касаткина[27], Е. В. Фроловой[28], В. А. Переходова[29].

Недостаточно полное понимание органами государственной власти региона сущности и содержания местного самоуправления, а также отсутствие доверия региональных органов государственной власти органам местного самоуправления и готовности органов местного самоуправления к эффективному взаимодействию с органами государственной власти – весьма актуальны в настоящее время.

Обозначенные проблемы целесообразно рассматривать в комплексе, поскольку они связаны с коммуникативной составляющей взаимодействия органов государственной власти региона с органами местного самоуправления, в том числе с реализацией обратной связи между ними. В первом случае недостатком является акцент лишь на работе муниципальных органов без учета не менее важной составляющей ее содержания – непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Во втором случае речь идет о реализации принципа согласования интересов между уровнями публичной власти и о том, насколько эффективна обратная связь между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Требуют также решения проблемы неравноправия, отсутствия реальной субъектности у органов местного самоуправления в данных отношениях, невозможности влиять на исполнение регионом обязательств, предусмотренных законом[30].


Во взаимодействии регионов с муниципальными образованиями иногда используются строго вертикальные коммуникации, а иногда – требующие обратной связи. Тенденцию к выстраиванию более четкой вертикали власти, приводящую к потере органами местного самоуправления значительной части самостоятельности, отмечает А. Н. Широков в докладе на XVII Российском форуме местного самоуправления[31]. Анализируя изменения федерального законодательства за последнее десятилетие, он фиксирует отрицательное влияние многих из них на самостоятельность местного самоуправления: измененный порядок назначения глав муниципальных районов, возможность перераспределять полномочия между органами местного самоуправления разных типов муниципальных образований, вопросы, связанные с исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и другое. «Завуалированное выстраивание вертикали власти», как назвал А. Н. Широков происходящие в правовом регулировании местного самоуправления процессы, нарушает конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов.

Многообразие форм взаимодействия органов региональной государственной власти с органами местного самоуправления обусловило наличие множества нюансов, возникающих в рамках определенной формы взаимодействия. На наш взгляд, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления включает проблемы субъективного и объективного характера.

С учетом данной классификации к ним относится следующее:

1. Бюджетно-финансовые отношения: отсутствие стабильной возможности осуществления грамотного финансового планирования органами местного самоуправления и органами государственной власти региона и, как следствие, низкая эффективность и результативность взаимодействия муниципалитета с регионом по финансовым вопросам; отсутствие заинтересованности муниципальных служащих и (или) населения (в проектах партисипаторного бюджетирования)[32].

2. Поддержка и развитие форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении: низкая заинтересованность органов местного самоуправления и населения; недостаточная информационная и консультативная поддержка со стороны региона; слабое использование предусмотренных законодательством возможностей участия населения в местном самоуправлении; невысокий уровень правовой грамотности и правовой культуры населения в области местного самоуправления.