Файл: Современные политические режимы (Классификация ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире наблюдается большое количество государств, с различными типами политических режимов. Это связано, прежде всего с тем, что определенный тип режима зависит от многих факторов, таких как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности и др. Исходя из этого, можно смело говорить о том, что каждое государство в той или иной степени имеет свой особенный политический режим, который будет существенно отличаться от политического режима другой страны.

Воплощая в себе особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе и карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, общественных организаций и движений. Все это напрямую зависит от того, какой же политический режим установлен в той или иной стране.

Целью этой работы является исследование форм политических режимов в современном мире, что представляет собой большой интерес и имеет очень важное значение для теории государства и права.

1. Понятие «политический режим»

В юридической и другой специализированной литературе, которая рассматривает политические режимы, мы можем обратить внимание на то, что у авторов к пониманию термина «политический режим», отсутствует единый подход.

Большинство современных авторов, чьи научные труды были мной использованы при написании данной работы, сходятся в едином мнении, что политический режим является одним из элементов формы государства. В качестве примера, я бы хотел привести определение В.С. Нерсесянца: «Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства, как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима».[1] Выходит, что термин «политический режим», причисляется к одной из трех составляющих формы государства.


Рассматривая таким образом форму государства, профессор Нерсесянц В.С. дает и определение её трех элементов:

«Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти»

«Форма государственного устройства – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти»

«Политический режим – это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти»[2]

Сам же термин - «политический режим», появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел сравнительно недавно - во второй половине XX века. До этого момента в научной и учебной литературе политический режим не рассматривался как один из элементов формы государства. Под формой государства понимали в более широком смысле - форма правления и форма государственного устройства, а в узком смысле – только форму его правления.

Ведущей же точкой зрения в теории государства и права стало определение, которое было дано более поздними авторами. Исходя из этого, чтобы дать характеристику форме того или иного государства, наиболее полноценный ответ можно получить только тогда, когда рассматринвая формы государства будут учитываться все три элемента вместе, а именно:

  • форма правления - способ организации и формирования верховной государственной власти;
  • форма государственного устройства - способ национально-территориальной организации распределения государственной власти;
  • политический режим - методы и способы осуществления государственной власти.

Из всего этого прослеживается то, что без рассмотрения и изучения политического режима, мы не можем понять до конца, форму того или иного государственного образования.

«С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием».[3]

В современном мире можно говорить о наличии порядка 140-170 политических режимов, которые имеют отличия друг от друга, но они незначительны. «О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти, порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений, степень гарантированности прав и свобод граждан, роль права в жизни общества и решении государственных дел, место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством, основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов».[4]


Делая вывод на основе всего вышесказанного, мы можем сформулировать следующее определение этого понятия: политический режим - это способ осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется наличием демократизмом или антидемократизмом.

2. Классификация политических режимов

Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет огромное научное значение для теории государства и права в целом.

Политических режимов огромное множество, потому что на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние большое количество различных факторов. Можно даже говорить о том, что каждое государство в некоторой мере имеет свой особенный политический режим, который будет отличаться от политических режимов других государств.

«… считаем важным подчеркнуть, что типологизация, во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия-авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования».[5]

Мнение многих ученых и авторов, касающиеся разделения государственных режимов по видам различаются. Так например, некоторые из них предлагают подразделять их на либеральные и авторитарные режимы, вполне логично обосновывая это: «Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демократию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства – вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и так далее …».[6]

Однако в своей работе, я бы хотел рассмотреть деление режимов исходя из самой распространенной их типологизации, на сегодняшний день: «Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы».[7]


И те и другие политические режимы, в свою очередь, делятся на различные виды и разновидности по меньшей или большей степени их демократизма. Таким образом, наиболее значительные из видов политических режимов следующие четыре:

  • демократический;
  • либеральный;
  • авторитарный;
  • тоталитарный.

Именно эти четыре разновидности политических режимов нужно выделить в отдельные группы, потому что они являются наиболее важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

Все политические режимы, в той или иной степени находятся в зависимости друг от друга, ввиду того, что трансформации одних режимов в другие возможны всегда.

2.1 Демократический политический режим

Демократия в переводе с греческого – власть народа. «Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов».[8] Демократический политический режим - это режим, который базируется на признании принципа равноправия, независимости и свободы всех граждан, а также принятии участия народа в процессе управления государством. Предоставляя своим гражданам, широкий спектр прав и свобод, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате чего, широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Источником власти в демократическом государстве является - народ. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы власти и должностные лица в демократическом государстве избираются населением в ходе тайного голосования. Главным критерием для избрания того или иного человека в представительный орган государственной власти, являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – это отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.


Необходимыми атрибутами общественной жизни в демократическом государстве являются референдумы, плебисциты, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан принимают активное участие в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но при этом учитываются интересы меньшинства. Поэтому процесс принятия тех или иных решений проходит как путем голосования, так и с использованием метода согласования. Качественно новый характер приобретает и нормативное регулирование. В идеале, оттого что демократическое общество характеризуется довольно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане в нем сами принимают непосредственное и прямое участие в выработке решений, вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений снимается. Народ, как правило, добровольно подчиняет свои действия решению большинства.

Вне всякого сомнения, и демократия имеет свои проблемы: излишнее социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим может привести к ослаблению власти, нарушениям правопорядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создавая условия для существования экстремистских, сепаратистских сил.

В виду этого, в условиях демократии тоталитарного типа, каждый гражданин и каждая группа могут быть представлены, как враги толерантности, плюрализма, свободы слова и свободы как таковой вообще. Отсюда можно сделать такой вывод – провозглашающее веру в толерантность государство тоталитарной демократии может абсолютно не являться толерантным к своим гражданам, а провозглашая веру в свободу – в действительности само является врагом свободы.

Но, тем не менее, несмотря на все вышеуказанные общие негативные черты, которые присущи этому политическому режиму, социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Переходя к характеристике демократического политического режима, я бы хотел выделить следующие его основные признаки.