Файл: Современные политические режимы (Классификация ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Граждане страны являются основным источником власти в государстве. Они избирают власть и наделяют ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают ее народ от произвола власти, а сама власть от произвола отдельных людей. Единая, обязательная для всех государственная идеология - отсутствует.

Наличие у индивида комплекса прав и свобод, являющихся неотъемлимыми, их можно назвать «абсолютными», которые государство ни при каких обстоятельствах не имеет права ограничить или изъять. Для демократического режима характерным является разделение властей (отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга). Парламент - наделен исключительным правом законотворчества. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) - имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган - обладает правом определения, соответствуют ли издаваемые законодательные акты конституции государства. В условиях демократии эти три ветви власти уравновешивают друг друга.

Демократический режим характеризуется правом народа оказывать влияние на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа страны в процессе выработки принимаемых решений гарантировано конституцией, а также международными правовыми нормами.

2.2 Либеральный политический режим

Либеральный политический режим – это режим, который «предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), утверждение конституционализма, парламентаризма, идеологического и политического многообразия, многопартийности, осуществление суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, самостоятельное и эффективное функционирование институтов гражданского общества, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти»[9]

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных политических партий, которые необходимы для проведения ими избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения в государстве с либеральным политическим режимом принимаются большинством голосов. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не в силах решить местная власть.


Тем не менее, не стоит слишком идеализировать либеральный режим, потому, как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.д.

Максимально эффективное использование этого политического режима становится возможным только в том обществе, которое отличается высоким уровнем социального и экономического развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем стоит отметить, что либерализм сегодня является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.

Резюмируя вышесказанное, необходимо иметь ввиду то, что либеральный политический режим может существовать только на демократической основе, он собственно говоря и произрастает из демократического режима.

2.3 Авторитарный политический режим (авторитаризм)

Одним из наиболее распространенных типов политических режимов в истории человечества является авторитарный политический режим (авторитиризм).

«Авторитаризм – один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц».[10]

По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит не ограниченный законами, автократический характер власти, с демократией — наличие самостоятельных (автономных) общественных сфер, которые не регулируются государством, особенно это касается экономики и частной жизни, а также сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  • власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц (харизматический лидер, монарх, военная хунта), общество отчуждено от власти, как и при тоталитарном политическом режиме, отсутствие механизма преемственности власти, формирование элиты путем назначения сверху;
  • в политической сфере ограничиваются права и свободы граждан, законы в большинстве своем на стороне государства, а не личности;
  • доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношении к другим идейным течениям, которые проявляют лояльность по отношению к правящему режиму;
  • политика является монополией власти, деятельность политических партий и оппозиции запрещается или ограничивается, профсоюзные организации подконтрольны власти;
  • государственный контроль не распространяется только на те сферы, которые не относятся к политике (экономика, культура, религия, частная жизнь);
  • обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Он функционирует, как правило, в рамках рыночной экономики и уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть, как высокоэффективной, так и малоэффективной;
  • осуществление цензуры над всеми средствами массовой информации, которым разрешена критика отдельных недостатков политики государства, при сохранении лояльности по отношению к системе;
  • власть опирается на силу, которой будет достаточно для того, чтобы при наступлении необходимости принудить население страны к повиновению, но при этом, массовые репрессии, как при тоталитаризме, не имеют место быть;
  • при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократическому режиму. Гражданское общество может существовать, но при этом находится в прямой зависимости от государства;
  • унитарные формы государства свойственны режиму, но при наличии жесткой централизации власти. Ограничены права национальных меньшинств.

Если участь все вышеперечисленные мной признаки авторитаризма, то его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещены лишь определённые, в основном политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм гармонично совмещается с уважением всех прав личности, кроме политических. Одновременно с этим в условиях авторитаризма народ не имеет каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.). При авторитаризме не допускается оппозиция. В политической жизни могут принимать участие и несколько политических партий, однако все эти партии должны быть ориентированы на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, не важно, будь это организации или граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим, как законные, так и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, ввиду того, что они провозглашаются формально, по причине отсутствия механизма их реализации - гарантии. Кроме того, личность также лишена и гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, это связано с тем, что власть не очень стесняет себя в применении принуждения.

Провозглашается полный приоритет интересов государства над интересами личности, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население страны в обыкновенный объект манипуляций. На сегодняшний день, авторитарные режимы совсем не редкость и встречаются во многих странах мира. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, а прежде всего наиболее современная его форма - либерально-демократический режим.

Авторитарные политические системы имеют огромное разнообразие форм: это и монархии, и деспотические диктаторские режимы, и военные хунты, популистские системы правления и др.

Но авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления, а и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX веке в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большое количество авторитарных режимов в странах Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.


В последние несколько десятилетий авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах как международного сообщества, так и собственных граждан, а также для уклонения от международных санкций. Так, к примеру, полуконкурентные или неконкурентные выборы активным образом использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане и многих других государствах. Основной отличительной чертой таких выборов, является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) «конкурентность», а также полный или частичный контроль властями их официальных итогов. При этом у властей имеется множество различных способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

2.4 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

«Тоталитаризм (от лат. tot alis - весь, целый, полный) - один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод».[11]

Не нужно рассматривать данный термин только лишь с негативно-оценочной точки зрения. Это научное понятие, которое требует соответствующего теоретического определения. Изначально понятие «тотальное государство» имело очень даже позитивное значение.

В процессе управления государством тоталитарный режим характеризуется полным безграничным централизмом. На практике же, управление выглядит как безоговорочное исполнение команд поступивших сверху, при котором инициатива фактически не поощряется, а наоборот, строго наказывается. Органы местной власти и местного управления, являются простыми передатчиками и исполнителями команд, поступивших сверху. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило не учитываются.

Несмотря на то, что некоторые называют тоталитаризм крайней формой авторитаризма, существуют некоторые признаки, которые являются характерными только для тоталитаризма и, в значительной степени, отличают все тоталитарные государственные режимы от демократического или авторитарного политических режимов. Существенные признаки тоталитаризма, отчетливо выявляются, если провести его сравнительную характеристику с авторитарным политическим режимом. Однопартийность не может служить достаточным критерием, в силу того, что она также встречается и при авторитаризме. Суть различий заключается прежде всего во взаимоотношениях государства с обществом. Так если при авторитарном политическом режиме определенная автономность общества по отношению к государству сохраняется, то в условиях тоталитаризма она отвергается и игнорируется. Государство стремится к полному, я бы даже сказал безоговорочному господству над всеми сферами общественной жизни. Плюрализм из социально-политической жизни устраняется. Насильственным образом демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует на то, чтобы представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются, социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы.


Ядром всей тоталитарной системы является лидер - вождь. Его фактическое положение обожествляется, сакрализируется, он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, постоянно неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение в его адрес пресекается на корню. Как правило, на эту роль обычно выдвигаются харизматические личности. Соответствуя установкам тоталитарных режимов, все граждане призываются выражать полную, безоговорочную поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли за грань официальной идеологии преследуются и караются.

Немаловажную роль при тоталитаризме играет его политическая партия. Только одна партия может иметь пожизненный статус правящей партии, выступая либо в единственном числе, либо «возглавляя» блок партий или других политических объединений или сил, существование которых режимом разрешается. Такая партия, как правило, создается задолго до возникновения самого режима и играет важную, решающую, роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти в стране. Стоит отметить, что ее приход к власти может происходить не обязательно насильственным образом. Например, Национал-Социалистическая Партия Германии оказалась у власти вполне парламентским путем, после того как в 1933 году их лидера А. Гитлера назначили на пост рейхсканцлера Германии. После прихода к власти, такая партия моментально становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей, движущей, силой общества, а ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, ибо они направлены на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает в свои руки бразды государственного управления, после чего происходит слияние (сращивание) государственного и партийного аппаратов. В результате этого слияния, массовым явлением становится одновременное занятие партийной и государственной должностей, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания и распоряжения лиц, занимающих партийные посты.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти возрастает со временем (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что, в конце концов приводит к сознанию вредности тоталитарного режима и необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.