Файл: Построение организационных структур ( Теоретические основы формирования организационных структур ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы формирования организационных структур

1.1 Понятие, значение, определение организационных структур управления. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры

Факторы, определяющие организационную структуру предприятий

1.2 Типы структур и их характеристика

1.3 Методы проектирования организационных структур

2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления

2.1 Характеристика конкретной организации

2.2 Анализ существующей структуры управления

2.3 Анализ действующей регламентирующей документации

3. Совершенствование структуры управления организации

3.1 Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях

3.2 Разработка предложений по оптимизации структуры управления

Заключение

Используемая литература

· Электротехнический участок - служит для текущего ремонта и ТО элементов электрооборудования. К таким элементам относятся: генераторы, стартеры, прерыватели-распределители и т.д. Кроме того на участке выполняются ремонт электроники, таких как штабелеры и погрузчики.

· Сантехнический участок - Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт.

· Технико-эксплуатационный участок - Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств, выполнение графиков их ремонта. Координирует работу мастеров, рабочих участка и других подчиненных сотрудников.

Исходя из анализа действующей организационной структуры ОАО «ЭКСПОМАРКЕТ», можно сделать вывод, что в ней отсутствует логистическая служба, в результате чего на предприятии нет эффективно организованной аналитической деятельности.

Проведенный анализ линейно-функциональной схемы управления предприятия наглядно показывает, что руководство предприятия не уделяет внимания совершенствованию. Структура застывшая. И именно это является одной из главных причин того, что предприятие не выдерживает конкуренции, и сдает свои позиции на рынке, по сравнению со складами класса А и А+.

2.3 Анализ действующей регламентирующей документации

В настоящее время в Экспомаркете система набора и подбора кадров как таковая отсутствует. Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати, объявление на стенде компании и через сеть Интернет. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих в компании.

Функции отдела кадров при приеме на работу сводятся к предварительной беседе с кандидатом и направление его на собеседование к руководителю подразделения, в которое намечен его прием. Положительное или отрицательное решение руководителя подразделения является основанием для приема на работу. Никаких тестирований и собеседований, имеется в виду профессиональное собеседование, с кандидатом не проводится.

При положительном заключении руководителя подразделения, составляется договор подряда на месяц, для адаптации сотрудника. При успешном прохождении испытательного срока, отдел кадров оформляет необходимые документы и готовит приказ директора о приеме на работу.


Адаптацией работников практически не занимаются. В редких случаях вновь принятому работнику назначается наставник. Такая ситуация не коим образом не способствует резкому сокращению текучести кадров.

Общая численность персонала за последние три года - табл. 1.

Половозрастная структура персонала - табл. 2, рис. 8.

Структура персонала по стажу работы в организации - в табл. 3, рис. 9.

Движение персонала за 2013 год представлена в табл. 4.

Таблица 1

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Общая численность

164

145

173

Таблица 2

Рис. 8 Половозрастная структура персонала

Структура персонала ОАО «Экспомаркет» в 2013 году не претерпела существенных изменений по сравнению с 2012 годом. За прошедшие несколько лет мы наблюдаем тенденцию к омоложению персонала нашей компании. Так, с 2012 по 2013 год средний возраст наших сотрудников снизился, составив 33,03 года по состоянию на декабрь 2013 года. При этом большинство составляют работники, находящиеся в наиболее экономически и социально активном возрасте - до 45 лет. Такое сочетание молодых, инициативных работников и опытных, высокопрофессиональных сотрудников, передающих свои знания и умения молодым специалистам, представляет собой оптимальную возрастную структуру персонала. Коллектив состоит из 83 женщин и 90 мужчин.

Таблица 3

Стаж работы в ОАО «Экспомаркет»

До 1 года

1-4 лет

5-9 лет

10-15 лет

15 и более лет

Кол-во человек

51

68

28

19

7

Рис. 9 Структура персонала по стажу работы в организации

Таблица 4

Показатели

АДМ

БУХ

СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ

РЦ

КПС

СОХ

ПРР

ООУИД

ВСЕГО

Общая численность работников на конец 2013 г.

14

8

21

54

31

8

21

15

172

Общее количество принятых сотрудников на постоянную работу

3

2

2

28

13

6

8

9

71

Общее количество уволенных на конец года, из них:

2

1

4

11

4

7

6

8

43

По собственному желанию

2

1

4

8

3

7

4

8

36

За совершение виновных действий

2

2

За прогул

1

1

2

4


В общую численность так же входят работники, которые находятся в декретном отпуске, их 9 чел., из них в Адм. - 4 чел., в РЦ - 2 чел., в ООУиД - 3 чел.

За отчетный период с 01.01.2013 по 31.12.2013 было уволено 43 человека и принят 71 человек, что увеличило списочный состав на 28 человек.

Как и вся работа с кадрами, процесс подготовки и переподготовки кадров также не имеет системы. Постоянно действующих обучающих тренингов для рабочих в компании нет. Обучение осуществляют в основном путем самообразования или с помощью наставников.

3. Совершенствование структуры управления организации

3.1 Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях

Основываясь на технико-экономических показателях предприятия за 2013 и предложениях по изменению структуры управления можно произвести расчет нормы управляемости и ее сменности руководителей на примере Генерального директора. Исходные данные для расчета сведем в таблицу 6.

Исходные данные для расчетов.

Таблица 6.

Наименование

ед. изм

кол-во

Трудоемкость i-управленческого решения

час

3

Число повторений i - решения на i-уровне

1

Количество процедур

12

Действительный фонд времени одного сотрудника

час

9

Суммарная трудоемкость

час

36

Расчетное число руководителей

4

Загрузку руководителя определяют как общую (суммарную) трудоемкость управленческих решений, принимаемых руководителем на конкретном уровне управления в течение периода времени, по формуле:

где Qp - суммарная трудоемкость, ч;

Ti - трудоемкость i-го управленческого решения, ч;

Kij - число повторений i-го решения на i-м уровне;


- количество процедур

Для определения числа руководителей, необходимых для принятия управленческих решений заданной трудоемкости, применяется формула:

Cp = Qp / Fd,

где Cp - расчетное число руководителей;

Qp - трудоемкость принятия управленческих решений, ч;

Fd - действительный фонд времени одного сотрудника, ч.

C помощью расчетов мы определили, что число руководителей, находящихся в непосредственном подчинении Генерального директора не должно превышать четырех человек. Однако на данном этапе невозможно так резко изменить существующую структуру, предлагая свои изменения в существующей структуре компании, мы постепенно к этому будем стремиться.

3.2 Разработка предложений по оптимизации структуры управления

Как отмечалось выше, предприятие может успешно работать только при наличии рациональной структуры управления. Существующая структура управления должна претерпеть изменения в следующих направлениях:

· Сокращение количества подчиненных каждого руководителя высшего звена.

· Согласование функций управления

· Изменение постановки задач перед функциональными отделами.

Рассмотрим предлагаемые структуры каждого управляющего высшего звена.

Генеральный директор:

· заместитель Генерального директора

· заместитель генерального директора по эксплуатации

· бухгалтерия

· секретарь референт

· юридический отдел

Из непосредственного подчинения Генерального директора выведен:

· отдел информационных технологий

Это подразделение малочисленно и наличие его в подчинении у Генерального директора предусматривает чисто номинальную зависимость.

Указанное подразделение необходимо реорганизовать и ввести в структуру управления заместителя генерального директора.

Введение должности начальника логистической службы вызвано для более эффективной работы компании, сняв часть обязанностей с начальника распределительного центра.

Замечу, что отдел информационных технологий мы вывели из подчинения генерального директора и перевели его в подчинение заместителя Генерального директора.

Таким образом, в подчинении зам Генерального директора будут:

· секретарь делопроизводства


· КПС

· менеджер по работе с клиентами

· отдел информационных технологий

· начальник логистической службы

В свою очередь мы добавили новую штатную единицу, начальник логистической службы, который будет заниматься аналитикой, отслеживание и разработка ценовой политики, анализ продаж услуг, подготовка отчетной документации в соответствии со стандартами компании (ежедневной, ежемесячной). Маркетинговые исследования внешнего и внутреннего рынка с целью определения потенциальных клиентов.

В подчинение, которого передали:

· отдел железнодорожных перевозок

· склад ответственного хранения

· участок ПРР

· начальник распределительного центра

Наличие в подчинении у начальника распределительного центра только трех субъектов управления позволит ему сосредоточить усилия на создание новой стратегии предприятия.

В подчинение юридического отдела мы перевели отдел персонала, так как основная работа секретаря референта радикально отличается от кадровой политики.

Таким образом, в подчинении юридического отдела теперь будет:

· отдел кадров

Для более успешной работы склада РЦ, мы создали еще две новые штатные единицы, такие как заместитель начальника РЦ и менеджер по распределению товара, которые будут подчиняться начальнику РЦ.

Соответственно теперь в подчинении начальнику РЦ будут:

· заместитель начальника РЦ

· менеджер по распределению товара

· отдел организации учета и документооборота.

На мой взгляд при правильном подборе кадров, и привлечении квалифицированных специалистов сомнения в успехе нет.

Заключение

Для успешного функционирования предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной цели и на конкретном конечном результате. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают потенциальных клиентов, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.

Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед компанией и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками компании, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию компании.