Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Теория менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
Глава 2. Формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере ООО «Гарант»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере ООО «Гарант»
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере ООО «Гарант»
ВВЕДЕНИЕ
Динамика развития общества и появление возможностей для раскрытия профессионального потенциала современного менеджера требует от управленца не только знания экономических и политических механизмов рынка и законов развертывания новых форм деятельности, но и способности к усовершенствованию, созданию собственного имиджа, постоянной работы над собой для того, чтобы управлять другими и достойно представлять организацию. Сегодня рост количества фирм, корпораций, организаций, которые предлагают одинаковые услуги, общая переориентация политической и экономической деятельности на потребительские интересы населения выдвигает на первый план вопрос своеобразия организаций и их менеджеров. Это связано с проблемой личностных качеств менеджера, с изучением того синтезирующего содержания, которое несет на себе имидж современного управленца.
Изменения, которые свойственные современной российской системе менеджмента все больше ориентируют ее на «свободное развитие человека», его высокую культуру, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность специалистов. Это требует качественно нового подхода к формированию требований к профессионалу. Именно поэтому ключевую роль играет компетентность специалиста. Это означает, что менеджер должен иметь ряд общих и профессиональных компетенций, которые не только соответствуют определенному уровню, качеству квалификации, но также должен быть способным применять знания, умения и наработанный практический опыт в своей профессиональной деятельности.
В связи с этим возрастает интерес к проблеме профессиональной компетентности менеджеров, потому что их деятельность позволяет организовать такой процесс профессиональной подготовки, при котором достигается наибольшая эффективность, что обеспечит повышение качества профессионального образования.
Разные ученые пытались выделить необходимые черты или характеристики, которыми должен владеть тот или иной менеджер. Этой проблеме уделяется пристальное внимание, в первую очередь, в зарубежной психологии управления. Еще Ф. Тейлор хотел определить качества идеального менеджера. Он определял: ум, образование, специальные и технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, размеренность и здравый смысл, крепкое здоровье.
Развитие научно-технического прогресса и жесткие условия конкурентной борьбы между субъектами рынка требовали новых подходов к качествам руководящих кадров. На первое место новых требований выходила способность менеджера овладеть техническими и технологическими изменениями и способность руководить социальными изменениями и людьми.
Большое значение предоставлялось искусству общения с людьми, умению использовать не только знание, но и творческую энергию, даже эмоции работников. В правильном использовании человеческих ресурсов предприниматели видели один из главных резервов роста прибыли.
Объект исследования – личность менеджера современной организации.
Предмет исследования – компетентностный портрет современного менеджера.
Цель исследования – определение компетентностных качеств современного менеджера.
Для достижения цели исследования были определены такие задачи:
1. Описать особенности труда и личности современного менеджера.
2. Рассмотреть понятие и сущность компетентности.
3. Изучить составляющие компетентности современного менеджера.
4. Провести исследование компетентностных качеств современного менеджера на примере компании ООО «Гарант».
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
Следует отметить, что до сих пор не существует единства в понимании сущности компетенций и компетентности. Причем, если первое определение обычно связывают с качествами личности, задаваемых по отношению к определенному кругу процессов, нормативных обязанностей, полномочий и решаемых задач, то второе является практической реализацией компетенции, ее воплощением в конкретных действиях и поступках профессиональной деятельности, включая личностное отношение к этой деятельности[1].
А.С. Белкин предлагает развести понятия «компетенция» и «компетентность», использовать их параллельно, но вкладывая в них разный смысл:
- компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые являются заданными в соответствующем круге предметов и процессов и необходимыми для качественного продуктивного действия по отношению к ним.
- компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности[2].
А.К. Маркова считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяет такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако она подчеркивает, что данное понятие часто отождествляется с понятием «компетенция». По ее мнению, компетентность – некоторая личностная характеристика, а компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик[3].
Э.Ф. Зеер отмечает, что «понятие «компетентность» шире понятия «знания», «умения», «навыки». Оно несколько иного смыслового ряда и включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.»[4].
По определению Дж. Равена: «Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоение умения»[5]. Она имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, этим понятием выражается значение связующего звена традиционной триады «знания, умения, навыки». Во-вторых, его целесообразно применять для описания уровня подготовленности специалиста.
Компетентность –это готовность специалиста к деятельности, адекватное исполнение им профессиональных задач. Поэтому человек или компетентный, или нет по отношению к необходимого уровню осуществления профессиональной деятельности[6].
Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо ориентируется, обладает опытом; это степень готовности личности, которая развивается и реализуется в решении определенного комплекса задач. Компетентность же – это свойство личности, обладающей знаниями, опытом в той или иной отрасли, позволяющими использовать его в изменяющихся условиях; готовность личности по решению определенных профессиональных задач[7].
Дж. Равен считает, что компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной отрасли, включая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. По его мнению, компетентность предполагает наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать последствия своих действий и т. д.[8].
Таким образом, если компетенция трактуется как заданная норма, требование к специалисту, то компетентность рассматривается как сформированное качество, результат деятельности, «достояние» специалиста[9].
Поскольку состав компетенций очень разнообразный, ученые пытаются определенным образом сгруппировать их. Так, например, выделяют такие инварианты термина «компетентность»: профессиональная, педагогическая, психологическая, коммуникативная, управленческая и др.
Среди ключевых компетенций, способствующих достижению успехов в жизни, отечественные исследователи выделяют следующие: информационная; социально-психологическая; гражданская; коммуникативная; методологическая; жизненная; профессиональная; психологическая (рефлексивная)[10].
Несмотря на большое разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», общепризнанными являются такие ее сущностные характеристики:
- эффективное использование индивидуальных способностей, что позволяет плодотворно осуществлять профессиональную деятельность;
- владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- гибкость при решении профессиональных проблем;
- развитое сотрудничество с коллегами;
- интегрированное сочетание знаний, умений, способностей и установок, опыта, оптимальных для выполнения профессиональных функций[11].
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
Управленческая деятельность как составляющая трудового процесса характеризуется следующими элементами: предметами труда, средствами труда, самим трудом и ее результатами. Управленческий труд – это практическое выполнение функций управления в организации, задачей которого является обеспечение целенаправленных и скоординированных усилий других людей по решению поставленных задач. Управленческий труд рассматривается как комплекс организационной работы и работы с людьми в процессе постановки и реализации целей[12]. Поскольку управленческий труд является разновидностью управленческой деятельности, то он состоит из определенных специализированных видов управленческих работ.
Целью управленческого труда является определение целей организации и создание условий для их достижения, координация совместной деятельности работников организации. Объектом управленческого труда является труд персонала организации. Предметом управленческого труда является информация, отношения людей в процессе организации совместной деятельности. Средствами управленческого труда является интеллект, знания и умения людей, задействованных в процессе выполнения поставленных целей. Продуктом управленческого труда является управленческое воздействие в виде управленческого решения[13].
Особенности труда менеджера обусловлены тем, что сфера его профессиональной деятельности включает:
- институциональные аспекты – определяются местом в иерархии и направлением принадлежности организации к определенной отрасли (торговли, строительства, металлургии и т. д.);
- процессуальные аспекты – определяются функциями управления, которые осуществляются в условиях постоянного изменения внешней среды, острого дефицита времени, взаимодействия с другими людьми;
- инструментальные аспекты – определяются ролями менеджера и инструментами, которые он использует для реализации поставленной цели[14].
Основной задачей управленческого труда является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников общественного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом[15].
По мнению наших современников, портрет современного менеджера состоит из:
- управленческой компетентности, лидерских и моральных качеств;
- профессионализма;
- наличия деловых, профессиональных качеств;
- морально-духовных качеств: человечность, духовность, порядочность, честность, уважение достоинства людей, чувство долга;
- интеллектуальных способностей, патриотизма и духовности;
- творческого инновационного мышления, оптимизма, эмоциональной устойчивости, предприимчивости, стрессоустойчивости, умения управлять своим поведением и создавать социально-психологический комфорт в коллективе;
- высокого уровня культуры, интеллекта, духовности, морали, патриотизма, лидерских способностей;
- морально-психологической готовности;
- патриотизма, ответственности, гражданской компетентность;
- компетентности, нравственности, ответственности;
- профессионально-деловых, административно-организаторских, социально-психологических, морально-этических качеств;
- личных профессионально-этических качеств;
- уровня знаний, опыта, дисциплинированности, способности к обучению, дееспособности; воли и решимости, инициативности, психологической устойчивости, физического состояния, интуиции, аналитического мышления, способности к решению проблем, стажа работы на руководящих должностях, знания и умения работать с людьми[16].
В условиях конкуренции руководящие кадры должны действовать эффективно, проявлять самостоятельность и инициативу; быть способными к риску; уметь вовремя реагировать на изменения окружающей среды путем принятия обоснованных решений; стратегически мыслить; быстро определять эффективность нововведений; оперативно перестраивать работу коллектива и свою личную, а также иметь коммуникабельность и умение регулировать межличностные отношения[17].