Файл: Понятие и виды толкования правовых норм ( ВИДЫ И СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Толкование правовых норм представляет собой одну из сложнейших теоретических и практических проблем современной российской юридической науки.
Проблемы толкования норм права актуальна не только потому, что об этом наглядно свидетельствует большое количество научных работ (как уже авторитетных деятелей науки, так и начинающих специалистов), посвященных и толкованию в целом, и отдельным его аспектам.
В связи с усложнением существующей системы права, появлением принципиально новых типов взаимоотношений, для регуляции которых требуется совершенствовать и расширять действующее законодательство, мы вновь обращаемся к вопросу толкования правовых норм.
Значимость процесса толкования не стоит недооценивать. Без понимания содержания действующих норм права невозможна их эффективная реализация, систематизация, формирование правовой культуры в обществе и правосознания граждан, разработка и принятие новых норм.
Целью работы является общетеоретическое исследование особенностей толкования правовых норм.
В данном исследовании передо мной были поставлены следующие задачи:
- исследование понятия и значения толкования правовых норм, определение его места в современной правовой действительности;
- анализ существующих способов и видов толкования;
- изучение современных проблем процесса толкования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе толкования правовых норм.
Предметом исследования выступают закономерности и понятия, виды и способы толкования норм права.
Проблеме толкования правовых норм были посвящены работы таких видных советских и российских ученых, как С.С Алексеев, В.К. Бабаев, В.М Баранов, А.Б. Венгеров, Н.А. Власенко, Н.Н. Вопленко, В.Н. Карташов, В.В. Лазарева, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, А.Ф. Черданцев, Б.С. Эбчеев и т.д.
Важные положения теоретических особенностей толкования права, отвечающих современным российским реалиям, были сформулированы в работах И. С. Зуйкова, А. П. Киреенко, А. С. Наринского, В. М. Родионовой, Д. Г. Черника, Е. Ю. Грачевой, В. А. Кашина, М. Кустовой и др.
К примеру, Н.Е. Таева исследует вопросы о пределах толкования правовых норм, в особенности норм конституционного права как основного закона Российской Федерации. Ю.И. Остапович, В.А. Петрушев и Б.А. Осипян глубоко изучают основные принципы, лежащие в основе толкования норм права. А Н.Н. Вопленко посвятил целый труд изучению понятия «официальное толкование» и его актам.
Несмотря на то, что научных трудов по теме исследования написано немало, постоянно появляются все новые вопросы, требующие ответов, ведь интенсивность развития отечественного законодательства растет год от года.
Теоретическую основу данного исследования составили труды ученых, разработавших фундаментальные категории и понятия общей теории права, – это работы С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова и т.д.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей толкования права.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы научного исследования.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
В широком смысле «толкование» означает любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле под данным термином понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка. Не стоит забывать и о том, что термином «толкование» также обозначается совокупность значений (смыслов), которые придаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, под толкованием понимается, с одной стороны, определенный мыслительный (познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой – результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл)[1].
Толкование представляет собой один из древнейших правовых институтов и является частью более широкого понятия – герменевтики. «В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, художественных произведений, материальных объектов, реликвий, раритетов, других исторических, религиозных и культурных ценностей»[2].
В данном случае под толкованием понимается выяснение точного смысла конкретной толкуемой правовой нормы: «Толкование норм права – это мыслительный процесс, направленный на определение точного смысла текста правовой нормы и состоящий из двух этапов: уяснения и затем, при необходимости, разъяснения правовой нормы»[3].
Таким образом, толкование правовой нормы представляет собой сложное явление, которое направлено на познание и объяснение смысла права с целью его наиболее правильной реализации. Толкование зачастую является не самоцелью, но средством для того, чтобы правильно использовать правовые нормы в реальной жизни, в конкретных жизненных коллизиях. При этом, толкование ни в коем случае не изменяет саму норму права, тем более – не создает новую. Смысл процесса толкования заключается в тщательном анализе той или иной правовой нормы и ее изучении, а не в попытках придания ей нового смысла.
Стоит отметить, что толкование является обязательным этапом правоприменительного процесса. Прежде чем применять правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию для того, чтобы убедиться, что выраженная в ней воля законодателя понятна правильно, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц. Поэтому не случайно, по мнению С.С. Алексеева, толкование юридических предписаний, рассматривается в литературе в качестве своего рода поднормативного способа правового регулирования[4].
Законы, содержащие разночтения и допускающие различное толкование, несовершенны. В идеале их не должно существовать, однако это получается не всегда. Отсюда и возникает необходимость толкования правовых норм.
Юридическое толкование – это кропотливая исследовательская работа. Толкование права представляет собой в известном смысле процесс, обратный законотворчеству. Специалист, осуществляющий толкование, начинает с анализа буквального (языкового) текста и приходит к анализу «догмы права», юридических особенностей правовых норм, а далее и к нравственным, социальным и иным предпосылкам правовых предписаний.
Необходимость в толковании правовых норм обусловлена следующими причинами:
- «сложность или нечеткость юридических формулировок, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
- несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
- несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
- специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует особых познаний, высокой квалификации;
- законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;
- отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать»[5].
Следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение, хотя эти процессы и взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, однако последнее не всегда следует за уяснением. Все зависит от конкретных обстоятельств.
«Уяснение правовой нормы – это процесс осознания, понимания нормы права субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для самого себя»[6]. Данный процесс сам по себе состоит из нескольких этапов:
- «установление подлинности и достоверности нормативно-правового акта, подлежащего изучению;
- уяснение текста нормативно-правового акта или, иначе говоря, его «буквы»;
- познание воли нормотворческого органа, выраженной в тексте нормативно-правового акта, или его «духа»;
- конструирование логической структуры нормы права на основе нормативно-правовых предписаний, содержащихся в тексте акта»[7].
Уяснение происходит непосредственно в сознании толкователя, и не получает какого-либо внешнего выражения (т.е. не фиксируется). Таким образом, данное толкование не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только должностным лицом, но и обычным гражданином.
«Разъяснение правовой нормы – это процесс распространения правильного понимания правовых норм субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для других заинтересованных лиц, которым может быть и все население страны»[8]. Разъяснение нормы в праве давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, так как посредством данного процесса осуществляется реальное юридическое действие, которое находит свое выражение в специальных актах (акты толкования), получая тем самым документальное оформление. Толкование-разъяснение имеет значение для всех заинтересованных лиц.
Таким образом, под толкованием принято понимать, во-первых, уяснение смысла правовой нормы, т.е. того содержания, которое в нее было вложено законодателем, а во-вторых, интерпретация (т.е. результат этого уяснения). И конечно же не стоит забывать, что толкование зачастую является не самоцелью, но средством для того, чтобы правильно использовать правовые нормы в реальной жизни, в конкретных жизненных ситуациях.
2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
Толкование правовых норм – это сложный и многогранный процесс. Наука различает разные виды, способы, объемы и приемы толкования.
В зависимости от того, кто выступает в качестве субъекта, выделяют прежде всего официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Как правило, оно закрепляется в специальном акте и носит обязательный характер для тех, кого касается. Такое толкование является юридически значимым и вызывает правовые последствия.
«В свою очередь, официальное толкование подразделяется на ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское); легальное (разрешенное, делегированное); судебное»[9].
Нормативное толкование, распространяясь «на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок»[10], не ведет к созданию новых правовых норм, потому что только разъясняет смысл уже существующих. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права (например, судебное толкование в форме постановления Пленума Верховного Суда для нижестоящих судов с рекомендациями придерживаться определенных требований при рассмотрении той или иной категории дел).
Казуальное же толкование не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному делу. Цель такого разъяснения – правильное разрешение данного конкретного случая.
Аутентичное толкование подразумевает толкование органами государственной власти своих собственных актов. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения[11].
Юридическая практика знает и другой вид официального толкования – легальное. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, делегировано вышестоящей инстанцией.
Судебное толкование, как это следует из названия, осуществляется судебными органами. Оно может носить и нормативный, и казуальный характер. «Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты»[12]. Однако, согласно ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не в праве давать толкование Конституции и других нормативно-правовых актов по собственной инициативе, а только по письменным запросам от соответствующих субъектов, а также жалобам граждан[13].