Файл: Теории обучения и воспитания ( Понятие игровых технологий ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Метод игры в воспитании детей в настоящее время является очень актуальным методом, так как именно через игру ребенок может приобщиться к воспитательным моментам, одновременно с тем расслабиться, отвлечься от развивающих занятий, учебной деятельности. В игре дети, даже сложный, в какой-то мере даже неинтересный материал, воспринимают с интересом и вовлекаются в него, этот материал достаточно прочно закрепляется в сознании ребенка. Метод игры - один из самых эффективных методов в воспитании детей. Игра за­служивает особого внимания и требует изучения более детального, чем раньше. Именно поэтому проблема использования игровых технологий в обучении является актуальной, которая требует анализа.

Игра в воспитании не является самоцелью: игра - это метод, помогающий преподнести и обрамить материал таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Именно поэтому вопрос об игре, как методе работы с детьми и в организации познавательной деятельности методом игры является значимым на данный момент.

Целью данного исследования является изучение игры как метода воспитания. Для достижения цели необходимо выполнить задачи:

-изучить теоретического материала по воспитанию детей методом игры, исследовать значимость игры в воспитательных процессах, рассмотреть педагогические принципы игры;

- выявить особенности игры как метода воспитания в познавательной деятельности, проанализировать понятие игровых технологий, выявить концептуальные особенности игры как метода, обобщить зависимость возраста ребенка и организации метода игры в воспитании;

-обобщить использование метода игры в воспитании в практической деятельности.

Объектом исследования в данной работе является процесс воспитания детей, предмет исследования - особенности игры, как метода воспитания.

Описание игры как метода в воспитании детей нашла свое отражение в исследованиях В. М. Григорьева, К. Грооса, А. В. Запорожца, А. В. Кенемана, Э. Клапареда, Д. Колоцца, Н. К. Крупской, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля, С. А. Шмакова, М. Г. Яновской и других. Исследователи рассматривали проблему игры как метода воспитания, обозначили ее структуру, функции, классифицировали игры.

Изучение данной проблемы сводятся к рассмотрению того, как у детей в процессе игры закладываются трудовые навыки, навыки общения, формируются представления об окружающем мире. Затрагиваются меньше проблемы развития в играх социального поведения, усвоения социально значимых ценностей для общества, формирование самосознания и самооценки (В. И. Истомина, И. С. Кон).


Методом написания данного исследования является метод анализа и синтеза.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ

1.1. Значимость игры в воспитании ребенка

Игра - это вид деятельности, направленный на решение разных воспитательных задач, в котором расширяются представления детей, закладывается эмоционально-ценностное отношение, а также формируется и развивается характер поведения личности по отношению к окружению, семье, родной природе. Детям необходимо создавать игровое пространство, которое помогало бы ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками, активно усваивать знания, нормы, правила поведения.

Игры имеют большой воспитательно-развивающий потенциалом, непринужденно и заинтересованно в них дети приобретают знания о социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми. Игра выполняет следующие функции: развлекательную; социализирующую; половозрастную; организационную; самореализационную; самоконтроля; коммуникативную; самовоспитательную; воспитательную; образовательную и т.д. (В. Ф. Афанасьев, Г. С Виноградов, Г. Н. Волков, В. Г. Григорьев, Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков и др.) По нашему мнению, за счет включения в педагогический процесс игры возможно достижение более высокого результата в воспитании.

Н.К. Крупская игру рассматривала как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каж­дого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качест­ве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

Известный педагог А.Н. Леонтьев рассматривает в труде «Психологические основы дошкольной игры» возникновение игры как процесса: он считает, что возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами в ходе деятельности ребенка, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном — единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия — другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».[12;148]


К.Д. Ушинский выдвинул идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. [20;129]

Многие исследователи, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснение ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для воспитания индивида разрабатывали педагоги-психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Игра играет важную роль в становлении воспитания и самовоспитания. Через игру можно оказывать воздейст­вие на детей.

Игра – явление многофункциональное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

Большая роль принадлежит в воспитании ребенка игре– преобладающему виду детской деятельности. Игра является эффективным методом формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог В.А. Сухомлинский считает, что игра – это огромное светлое окно, в которое в духовный мир ребенка входит живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - указывает знаменитый педагог[17;214].

Игра, с точки зрения Мака­ренко, имеет для самочувствия ребенка точно такое же значение, как для взрослого человека работа. Он полагает, что то, как себя проявляет ребенок в игре, скажется во многом на то, каким он будет, когда вырастет, в работе. Именно поэтому, указывает Макаренко, что в игре происходит воспитание будущего деятеля. Педагог замечает, что в развитии игры и постепенном переходе ее в работу мо­жет быть представлена вся история отдельного человека [13;154].

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.

1.2. Педагогические принципы игры

Игра с воспитательной точки зрения во многом имеет зависимость от профессионализма и мастерства педагога, от глубины знаний психологических процессов ребенка, оценивания его возрастных и индивидуальных особенностей развития, от правильного выбора методического материала, от взаимоотношений с детьми, от логичной организации и проведения игры. Игра, соответственно, может привести ребенка в состояние сильного возбуждения. Учитывая этот факт, следует выбирать нагрузки в игре в зависимости от возраста детей. Педагог, берущий во внимание психологические особенности детей каждого возраста, может предусмотреть в некоторых игровых момен­тах различного вида нагрузки. Главным принципом в педагогическом руководстве игрой считается сочетание руководства взрослых с твор­чеством и самодеятельностью самих детей. Формируя игровые особен­ности детей, мы можем воздействовать на них в различных областях, избавлять от недостатков, укреплять веру в себя, утверждать в них нравственное начало, воспитывать необходимые качества.


Довольно часто можно заметить, что педагог тратит много времени на изучение индивидуальных особенностей ребенка, делает он это с помощью беседы, анализа разговора с родителями, но этого недостаточно, безусловно. Стоит только органи­зовать даже самую простую игру, дать ребен­ку определенную роль и понаблюдать за ним в игровой ситуации, как покажут себя черты личности и его характера, индивидуальные особенности. Поэтому игра как метод воспитания может показать здесь себя, в игре можно заложить воспитательные элементы.

Учитывая тесную связи между обучением и вос­питанием, как процессами, педагог, использующий эти средства, сможет так организовать работу, что игра будет оказывать влияние и на учебный процесс, показывая положительную динамику. И мы можем видеть, что, применяя приемы игры в учебном процессе, можно повлиять и на воспитательный процесс. Таким образом, через игру можно не только воспитывать, обучать, но и развивать ребенка.

Игра, как известно, является одним из наглядных методов обу­чения. Это «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком", как сказал Ушинский.[20;67]

Игра может обогащать круг представлений ребенка, обучение становится более доступным, конкретным и интересным, развивается мышление и наблюдатель­ность.

Опираясь на то, что "дитя мыслит формами, звуками, красками и ощущениями вообще" [20;74], как считает великий русский педагог К.Д.Ушинский, мы пытаемся через конкретные образы, появившиеся в игре, преподнести сухие, довольно абстрактные мысли в новом сказочном виде, что очень важно для детского ума, который привык пока что только к конкретным, возникшим у детей при непосредственном ощу­щении, образам. Кроме вышеперечисленного, безусловно, игра играет большую роль в сближения педагога с детьми, что очень важно, особенно на первых этапах воспитания и обучения детей.

Особое значение занимают игры, созданные детьми самостоятельно без участия взрослого. Такие игры называются сюжетно-ролевыми или творческими. В ни дети в ролях играют то, что они видят в жизни вокруг себя и в деятельности окружающих их взрослых. Творческая игра формирует личность ребенка наиболее полно, поэтому является одним из важнейших методом в воспитании детей.

Почему игра – это творческая деятельность? Что дает нам право называть ее таковой? Игра – отражает жизнь. Здесь все не по-настоящему, «понарошку», однако в такой условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, много чего из настоящего; всегда реальны действия тех, кто играет, их чувства, подлинны их переживания, искренность ребенка в такой игре проявляется на достаточно высоком уровне. Ребенок понимает, что игрушки – только игрушки, они не живые, но относится к ним, как к живым, ребенок оценивает и воспринимает себя, что он настоящий повар или мать троих детей, капитан корабля или водитель автобуса, но он примеряет на себя качества, по-настоящему гордится своими успехами.


В игре ребенок подражает взрослым – это развивает воображение и стимулирует его работу. Ребенок действительность не копирует, он комбинирует с личным опытом разные впечатления и явления жизни.

В замысле игры и воплощении организации ее проявляется детское творчество. Воображение рисует разного рода решения, чтобы определиться, в какое место на земле отправиться, какой построить дом или подводную лодку, какое использовать подручный материал. Дети в игре одномоментно играют разные роли, как актеры, писатели, представители какой-то определенной профессии. Но, в то же время, они свой замысел реализуют сразу же, как только он зародился в голове, дети не готовятся долго к выполнению роли, как актеры, им не нужно настраиваться и «входить в роль». Они готовы начать игру здесь и сейчас. Ребенок играет для себя, реализуя свои мечтания и стремления, чувства и мысли, владеющие ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизированный процесс.

Игра – деятельность самостоятельная, в которой ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками. Детей объединяет общие цель и задачи, усилия к ее достижению, похожие интересы и переживания. Нет таких строгих правил ни в какой другой деятельности, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра учит детей выстраивать свои действия и мысли так, чтобы они служили определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Дети начинают чувствовать себя неотъемлемой частью коллектива именно в игре, адекватно оценивать действия и поступки других играющих и свои собственные. Задача педагога заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание детей на целях, вызывающих общие чувства и эмоции, добиваться возникновения между играющими отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Игра стимулирует возникновение чувств у детей. Нравственные качества, которые были сформированы в игре, определяют поведение детей в жизненных обстоятельствах и ситуациях, одновременно с этим, навыки, развившиеся в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее формирование и закрепление в игре. От педагога зависит очень много, требуется большое его внимание к игре, чтобы помочь детям в организации ее, эта помощь побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала определенные чувства.

В игре находят воплощение жизненные впечатления. Однако этот процесс достаточно сложный. Игру достаточно сложно подчинить узким целям, в процессе игры всегда может произойти так, что цели стали шире или уже, а может случиться и так, что цели поменяются на противоположные. Игра всегда может меняться прямо в процессе, это зависит от воображения детей и способности быстро принимать решения и менять правила. Роль, которую ребенок играет в игре, он всегда выбирает исходя из своих собственных интересов. Ребенок может примерять на себя разные профессии и социальные роли и действовать в рамках игры, сохраняя при этом принципиальные отличия своей роли от других, он действует исходя из системы ценностей того или иного героя этой игры.