Файл: Теории обучения и воспитания ( Понятие игровых технологий ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Умственная активность детей в игре связана с активной работой воображения. Так как требуется не только выбрать для себя определенную роль, действовать с точки зрения этой роли, говорить, используя определенную лексику. Ребенок начинает искать подходящие материалы для этой игры, если такие материалы не находятся, он может изготовить необходимый инвентарь собственноручно. Здесь также играет важную роль воображение, любой предмет обихода может превратиться в инструмент для игры, найденная палка в воображении рисуется кинжалом.

Если игра интересна ребенку, она вызывает у него положительные эмоции, а они, в свою очередь, создают хорошее настроение. Игры удовлетворяют потребности в активной деятельности, что говорит об их определенной функциональности. При создании хороших условиях, при по0,2лноценном питании ребенок не будет развиваться должным образом при отсутствии игры в его жизни.

Таким образом, в игре ребенок развивается всесторонне, но, в то же время, это развитие происходит в единстве, как единый развивающийся процесс. Организовать сплоченный коллектив, воспитать у детей чувство товарищества, организаторские навыки можно только при условии, если удается увлечь детей игрой, отражающей жизнь взрослых, их хорошие поступки, взаимоотношения в обществе. Решению этих задач способствует применение игровых технологий

II. ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие игровых технологий

Как метод воспитания и обучения, игру использовали с древности для передачи опыта от старшего поколения к младшему. В педагогике тоже игра как метод воспитания находит широкое применение. Игровой метод воспитания нашел свое отражение в методиках, применяемых в образовательных учреждениях. В настоящее время, в школе, делающей особый упор на активизации и интенсифика­ции процесса обучения, игра как метод воспитания и обучения используется в таких ключах:

— в качестве отдельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета, для активизации воспитательных основ;


— как часть (иногда очень обширная) комплексной технологии;

— как урок (занятие) или его фрагмент;

— как методология внеклассной работы.

Определение «игровые педагогические технологии» вклю­чает в себя большую группу приемов, а также методов в форме различных педагогических игр при организации педагогического процесса.

Отличительная особенность педагогической игры от игр вообще — четко поставленная цель воспитания и достигаемый при этом педагогический ре­зультат, которые должны быть четко определены, обоснованы, выделены в точном виде и охарактеризовываются воспитательно-познавательной направленностью.

Игровая форма воспитательного процесса создается при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые обозначают себя как средство побуждения, однозначно выделяющее стимул учащихся к достижению воспитательных целей,

Осуществление воспитательных задач через игровые приемы и ситуации происходит по следующим основным направле­нностям: цель ставится перед детьми в виде игровой задачи; воспитательные моменты подчиняются правилам игры; подручный материал выступает в каче­стве средства. В воспитательную деятельность привносится элемент соревновательности, который определяет дидактическую задачу как игровую; успешное выполнение дидактического задания тесно связывается с результатом игры.

Роль и место игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педаго­гических игр.

Во-первых, следует классифицировать игры по виду де­ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль­ные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Во-вторых, выделяются следующие группы игр по характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

В-третьих, по характеру игровой методики достаточно объемна типология педагогических игр. Обозначим только наиболее важные: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими­тационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфичность в значи­тельной степени игровой технологии определяет игровая среда: существуют игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.


2. 2. Концептуальные особенности игры как метода воспитания

Д.Н. Узнадзе полагает, что «игра является формой психогенного поведения, т.е. внут­ренне присущего, имманентного личности». Также он считает, что психологические механизмы игровой деятельности определяются фундаментальными потребностями личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само­регуляции, самореализации. [19;16]

Л.С. Вы­готский, в свою очередь, определяет игру как пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.[5;67]

А.Н. Леонтьев считает, что игра способствует проявлению свободы личности в воображении, определяется как «иллюзор­ной реализацией нереализуемых интересов»[12;88].

Способность ребенка включаться в игру не соотносится с возрас­том, но в каждом возрастном периоде игра имеет свои определенные осо­бенности.

Содержательная часть игры переходит от тех игр, в кото­рых основополагающим является предметная дея­тельность, к играм, передающим закономерности отношений между людь­ми, к играм, в которых основным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения.

В периодизации возрастных особенностей детей Д.Б. Эльконина главное место отведено ведущей деятельности, которая имеет для каждого возраста свое содержание. Психические новообразования формируются в каждой ведущей де­ятельности.

Основополагающей концепцией игровых технологий является их развивающая функция. В качестве одного из направлений развития ребенка отечественная педагогика выделяет познавательную деятельность, которая, в частности, определяется посредством многих педагогических факторов при организации детских игр.

Например, для младшего школьного возраста характерны легкость вхожде­ния в образы, яр­кость и непосредственность восприятия. Ребята достаточно быстро и легко включаются в предложенную деятель­ность, особенно в игровую, часто организуют самостоятельные групповые игры, в этом возрасте продолжают игры с предметами, игрушка­ми, появляются не имитационные игры.

В воспитательном процессе образование проблем­ной ситуации устанавливается через введение игровой модели: проблемная ситуация разрешается участниками игры в ее игровом воплощении, основу этой деятельности представляет собой иг­ровое моделирование, часть деятельности играющих проис­ходит в условно-игровом пространстве.


Дети действуют по игровым правилам. Игровое пространство трансформирует и позицию педагога в том числе, который, в свою очередь, сохраняет баланс между ролью организатора, помощника и ­участника игры.

Результаты игры выступают в двух направлениях— как игровой и как воспитательный результат. Через обсуждение игрового действия отражается дидактическая фун­кция игры. Главная роль в этой игровой моде­ли принадлежит итоговому обсуж­дению, в котором дети совместно анализируют отдельные этапы и ре­зультаты игры, соотносят игру и реальность.

Результативность игры как метода воспитания зависит, во-пер­вых, от регулярности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы воспитательных игр в сочетании с другими методами.

Игровая технология строится как целостное воспитательное направление, охватывающее определенную часть педагогического процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно груп­пы игр, воспитывающих умение владеть собой, воспитывают патриотические чувства и т.д. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со­держанию педагогического про­цесса.

Стоит отметить, что особенностями игры в старшем школьном возрасте ориентированность на самоутверждение в обще­стве.

В таких играх воспитываются моральные качества; ответственность перед группой людей за отведенную задачу, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Организация творческих игр – один из сложнейших разделов методики воспитания, так как педагог не может предвидеть заранее исход такой игры, исходя из неоднозначности и многовариантности возможных развитий событий, ведь это зависит от способностей подростка рисовать в своем воображение различные ходы. Но это не означает, что роль организатора-воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Но, в свою очередь, своеобразие такой творческой деятельности требует особых приемов управления.

Одно из самых важных условий организации творческих игр – способность расположить к себе подростков, установить с ними контакт. Этого можно достичь лишь в том случае, если педагог сам заинтересован игрой, в игре присутствует искренность между участниками, педагог принимает и понимает детей. Такому организатору игры дети с удовольствием рассказывают о своих планах, к нему обращаются за советом и даже помощью.


Может ли педагог вмешиваться в игру? Безусловно, такое право он имеет, но только в том случае, если нужно это для того, чтобы игре дать другое направление, перенаправить деятельность при нежелательном течении игры – отличная способность педагога. Но вмешательство взрослого удачным можно считать только тогда, когда он чувствует со стороны детей достаточное уважение и доверие, когда он способен, не нарушая замыслов самих детей, сделать игру увлекательнее. В воспитательной игре, как известно, раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные стороны характера. Наблюдая за ребятами в игре, педагог способен увидеть и изучить своих воспитанников с разных сторон, это значительно облегчает нахождение правильного подхода к каждому ребенку.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что игра как метод воспитания является очень востребованным и высокоэффективным методом. Разумеется, что при выборе материала для воспитательной игры стоит ориентироваться на многие факторы: возрастные особенности детей, индивидуальные потребности каждого ребенка, такие игры могут делиться по половому признаку или относиться к той или иной профессии, но одно остается неизменным - в такой воспитательной игре ребенок удовлетворяет основные свои запросы в проработке реальности, «проигрывании» того, что он видел в жизни, закрепляет правила, принятые в обществе, ему становятся понятны многие явления окружающей действительности, поэтому ценность игры как метода воспитания очень велика, стоит помнить об этом и не бояться применять ее в познавательной деятельности.

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК МЕТОДА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра как метод воспитания основана, безусловно, на их естественной природной потребности играть, так как игра, как известно, находит живой отклик в душе детей. Когда в педагогический процесс привносятся элементы игры как метода воспитания, дети даже могут забыть, что это учебная деятельность, могут так увлечься игрой, что границы между реальностью и вымыслом сотрутся, тогда и воспитательными задачи достигаются в полной мере и могут быть реализованы за более короткий срок. Это все говорит о том, что игра как метод воспитания применяется в практической деятельности достаточно часто, можно сказать, что каждый педагог в своей деятельности использует метод игры регулярно, так как именно игра как метод воспитания выступает очень эффективным методом и несет за собой высокую результативность воспитательного направления развития детей.