Файл: Теории обучения и воспитания ( Понятие игровых технологий ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ориентируясь на то, насколько дети заинтересованы игровым процессом, педагог определенно точно должен подумать над тем, какую именно игровую ситуацию с какими именно воспитательными задачами можно использовать в учебной деятельности, чтобы не отвлекая игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных воспитательных результатов. Но не только при внесении игры в учебный процесс происходит воспитание детей, воспитательные моменты присутствуют во многих подвижных играх, народных, фольклорных. Это стоит учитывать при организации подобных игр, безусловно, ориентируясь на потребности детей, их возрастные особенности.

Разумеется, это достаточно сложный вопрос, ведь игру как метод воспитания можно ввести не во всякий педагогический процесс, не любую воспитательную задачу можно решить через игру. Здесь, закономерно, между педагогами возникают разногласия, одни, учитывая то, что не все воспитательные задачи могут быть отражены в игре, идут другими путями, полностью отказываясь от игры как метода воспитания, другие, в свою очередь, применяют этот метод достаточно часто, иногда в ущерб других педагогическим моментам, конечно, везде должна быть так называемая «золотая середина». Не стоит использовать игры слишком часто или не использовать их вовсе, однозначно, нужно смотреть насколько это будет оправданно и эффективно. Часто бывает так, что игра, первоначально решающая вопросы воспитания, уводит детей в совершенно другое русло, оставляя поставленные задачи так и не решенными, но бывает и так, что педагог намеренно избегает игры как метода воспитания, усложняя восприятие детьми информации воспитательного характера.

Таким образом, всегда стоит учитывать несколько факторов при организации игры как метода воспитания. Будет ли однозначно точно достигнута поставленная цель, совершенно точно будет зависеть от того, насколько педагог способен корректировать направление игры, не теряя при этом связи с замыслом, который хотели бы реализовать дети. Стоит также обращать внимание на то, как дети воспринимают воспитательные моменты игры, не отвлекает ли игра ребенка от понимания каких-либо ценностей, эта очень тонкая грань, за которой стоит следить педагогу во время игры, но при этом стараться максимально не вмешиваться в нее. Игра как метод воспитания может быть очень продуктивной, если она направлена в нужное русло и ведет к решению точно поставленных воспитательных задач. Именно такая игра достигает воспитательных целей эффективно и с определенной пользой.


Если игра интересна детям, это, однозначно, стимулирует доступность постановки воспитательных целей, эмоциональность детей в игре делает их достижение для детей запоминающимся и именно в этом случае игра как метод воспитания предстает перед нами эффективным методом воспитания. Это отлично работает на практике.

Игра требует соблюдения определенных правил, условий. Большое воспитательное значение имеет дух соревнования, творческое воображение, свойственное игровой деятельности. Такие особенности выделяют игру как один из важных факторов раз­вития интересов детей в плане воспитания. При выборе игры нужно ориентироваться на потребности детей.

Каким воспитательным моментам учит игра? Например, это могут быть основы этикета, девочки любят сажать за стол кукол и учить их аккуратно есть. В такой игре можно употреблять вежливые слова: приятного аппетита, спасибо. Игра как метод воспитания участвует в формировании характера – на это направлены все игры с соревновательным элементом. Кроме того, применение игры как метода воспитания в практической деятельности показывает, что дети учатся сопереживать, развивают эмоционально-волевую сферу. В процессе игры, как метода воспитания, постоянно образуются ситуации, которые требуют немедленного разрешения, такие обстоятельства учат принимать решения и нести ответственность за поступки. Игра выступает вспомогательным элементом в процессе обучения и воспитания нравственных качеств. При правильной организации воспитательной игры в воспитании ребенка значительна – игра учит ребенка стремиться к обучению и воспитанию, ориентирует на правильные модели отношений и поведения. Чтобы направить малыша на совершение положительных поступков и позитивные мысли, необходимо особую роль отвести играм нравственного воспитания для детей. Они могут быть самыми разнообразными.

Стоит отметить, что у дошкольников в практической деятельности часто используются нравственные игры . Например, игра «Волшебное слово», смысл ее в том, что каждое действие и поступок необходимо сопровождать вежливыми словами. Игра «Магазин одной покупки», в которой из богатого разнообразия разных желаний ребенок должен выбрать только одно, ее полезно использовать с той целью, чтобы дети учились делать правильный выбор, за который они сами в дальнейшем будут нести ответственность. Игра «Хорошо-Плохо» дает определение плохого и хорошего, в этой игре формируется преставление о том, что плохо и хорошо, ребенок видит причинно-следственную связь самых разных действий и поступков. Данные игры как метод воспитания формируют у детей представление о вежливости, иерархии потребностей и желаний, способах их удовлетворения.


Народные подвижные игры как метод воспитания в практической деятельности показывают детям как управлять своим телом и движениями, подчиняться и принимать правила игры, развивают воображение. В таких играх особое внимание педагога должно уделяться эмоциональному вовлечению. Примером нравственного воспитания в практической деятельности через организацию народных игр можно назвать игру «Солнышко и дождик». Детям показывают импровизированный домик, в котором можно спрятаться от дождика. Педагог говорит, что сейчас солнечно, можно погулять и вместе с детьми ходит по комнате или площадке. Потом педагог сообщает, что собирается дождь и надо поспешить спрятаться в домик. В этой игре на высоком уровне формируется способность детей взаимодействовать друг с другом и педагогом.

Темой воспитательной игры служит явление жизни, которое будет изображаться: семья, школа, больница и прочее. Может быть такое, что одна тема в себя включает разные эпизоды в зависимости от интересов детей и полета фантазии. Это означает то, что различные сюжеты могут создаваться по одной теме. Определенный ребенок выбирает для себя представителя какой-то профессии или человека определенного социального статуса. Могут разыгрываться роли животных, сказочных персонажей. Формируя игровой образ, ребенок обозначает свое отношение к выбранному им персонажу, в такой игре проявляются в полной мере личные качества. Довольно часто в играх девочки бывают мамами, но, можно заметить, что каждая в игре проявляет свои индивидуальные черты. Такая же картина наблюдается и в сыгранной роли водителя или врача, где сочетаются черты представителя какой-либо профессии с чертами ребенка, который его изображает. Именно поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы – никогда, они всегда только индивидуальны. Содержательная часть игр в практической деятельности школьников разнообразна: в игре может отражаться быт одной семьи, трудовые будни людей разных профессий, общественные события, которые понятны детям.

В практической деятельности деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной игре можно увидеть достаточно часто, как сочетаются фрагменты быта, труда и общественной жизни: девочка, играющая в маму, отводит куклу в детский сад, а сама спешит на работу. Но, стоит заметить, в каждой игре всегда есть мотив, преобладающий над остальными, который определяет ее содержание и педагогическое значение.

Например, игра в семью существует с самых давних времен, это логично, так как именно семья дает детям первые впечатления и познания об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, в свою очередь, появляется желание подражать.


Школьное образование и учебный процесс в частности дает объемный богатый материал для игровой деятельности, особенно отчетливо это можно наблюдать в младших классах, когда дети получают много новых впечатлений ежедневно. В игре находит отражение повседневная жизнь и важные события в жизни ребенка: концерт, линейка, соревнования. Разумеется, стоит обратить внимание и на то, что большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. В практической деятельности такая игра показывает, как закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, через такую игру воспитывается уважение к труду.

Задача педагога при организации игры в практической деятельности – помочь детям воплотить эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Стоит учитывать тот факт, что не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети, как мы можем видеть, в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Четкое следование определенному плану педагога будет подавлять воображение детей, самостоятельность, непосредственность. Именно поэтому великие педагоги К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко в своих трудах делают упор на то, что игра - самостоятельная творческая деятельность детей.

Игра как метод воспитания в практической деятельности многочисленными наблюдениями показывает, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Ребенок всегда испытывает острую потребность отражать в игре и впечатления, которые он проживает ежедневно, они могут быть связаны с теми чувствами, которые он испытывает к близким людям, также это могут быть необычные события, которые были для ребенка новыми.

Задача педагога, безусловно, состоит в том, чтобы помочь ребенку из массы жизненных впечатлений выбрать самые яркие, такие, которые однозначно могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт педагогов может убедить в том, что единственно верный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, способность повлиять на воображение и чувство детей.

Приобщение детей к духовной культуре является очень важным аспектом организации воспитательной деятельности. Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.


Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей и мы можем это видеть в практической деятельности. Через игру формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра как метод воспитания имеет огромный потенциал для формирования нравственной сферы ребенка. В узком смысле – это знакомство с правилами этике, вежливыми словами, ситуациями, в которых проявляются человеческие качества. В широком смысле – это способ «вхождения» ребенка в жизнь, в общество, изучение и освоение законов и принципов взаимоотношений между людьми, получение и развитие знаний об окружающей действительности.

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.

Из сказанного выше следует, что в игре ребенок развивается всесторонне, но, в то же время, это развитие происходит в единстве, как единый развивающийся процесс. Организовать сплоченный коллектив, воспитать у детей чувство товарищества, организаторские навыки можно только при условии, если удается увлечь детей игрой, отражающей жизнь взрослых, их хорошие поступки, взаимоотношения в обществе. Решению этих задач способствует применение игровых технологий.

Игре, однозначно, принадлежит большая роль в жизни и развитии детей и мы можем это видеть в практической деятельности. Через игру формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. Но этими качествами обладают не все преподаватели.

Итак, можно сделать вывод о том, что игра как метод воспитания является очень востребованным и высокоэффективным методом. Разумеется, что при выборе материала для воспитательной игры стоит ориентироваться на многие факторы: возрастные особенности детей, индивидуальные потребности каждого ребенка, такие игры могут делиться по половому признаку или относиться к той или иной профессии, но одно остается неизменным - в такой воспитательной игре ребенок удовлетворяет основные свои запросы в проработке реальности, «проигрывании» того, что он видел в жизни, закрепляет правила, принятые в обществе, ему становятся понятны многие явления окружающей действительности, поэтому ценность игры как метода воспитания очень велика, стоит помнить об этом и не бояться применять ее в своей педагогичекой деятельности.