Файл: Адаптация детей-первоклассников к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Когда ребенку исполняется семь лет, у многих родителей, встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, что сделать, чтобы для него переход из садика в школу прошел безболезненно. Как облегчить процесс приспособления его в новой среде. Школа – это совершенна новая жизнь для ребенка. Все это требует очень сильной психологической перестройки деятельности. Проблема адаптации детей к школе в первом классе очень важна. Поэтому родители должны помочь своим детям подготовиться к школе.

Младший школьный возраст (от 6-7 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 - 7 лет. Школа берет на себя ответственность, через различные формы cобеседований, чтобы определить готовность ребенка к начальному образованию.

Актуальность темы. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время высоко актуальна. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного образования. В средней школе учится значительное количество детей, которые уже в начальных классах не справляются с учебным планом и испытывают трудности в общении.

Проведенный анализ литературы показал, что готовность к обучению в школе в наше время рассматривается как готовность к школьному обучению или урочной деятельности. Эту проблему рассматривали: Битянова Р.М., Мухина В.С., Семенака С.И. и др.

Но готовность к учебе не охватывает полную готовность к школе. Это особенно очевидно, если рассматривать эту проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе – это сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новую деятельность - обучение, меняется социальная среда - одноклассники, учителя и школа предстают как большая социальная группа, в которую включается ребенок, меняется его жизнь.

Адаптация ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа образовательного учреждения (а значит, и уровня сложности образовательной программы) и готовности ребенка к школьной жизни . Важным фактором является поддержка взрослых-мам, пап, бабушек и дедушек. Чем больше взрослые смогут помочь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Давайте рассмотрим поподробнее функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи С. Ю. Юдин.


Вхождение ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, кто имеет хорошую предварительную подготовку. Этот период длится от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном ходе школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, и если адаптационный процесс ребенка в первом классе затруднен, то может наблюдаться деформация его личностного развития. Этот вопрос поднимает в своей статье А. С. Дмитриев.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все больше внимания уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптация к школе.

Объектом работы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

определить основные особенности детей младшего школьного возраста

проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;

раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;

проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Психологическая готовность к школьному обучению

Проблема трудностей с адаптацией детей к условиям начальной школы в настоящее время актуальна. По мнению исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60% детей младшего школьного возраста испытывают серьезные трудности в адаптации к школьным условиям. В массовой школе большое количество детей, которые не могут справиться с учебной программой и испытывают трудности в общении уже в начальной школе. Особенно остро стоит проблема детей с умственной отсталостью.

К числу основных первичных внешних признаков проявления школьной дезадаптации ученые единодушно относятся трудности в обучении и различные нарушения школьных норм поведения.


Основные факторы, которые могут вызвать отказ школы:

недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая безнадзорность;

длительная и массивная психическая депривация (недостаточное удовлетворение их потребностей);

соматическая слабость ребенка;

нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные расстройства;

эмоциональное расстройство.

Под влиянием постоянных неудач, которые выходят за рамки реальной образовательной деятельности и распространяются на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка развивается чувство самооценки, появляются попытки компенсировать собственную неудачу. А поскольку выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, самореализация часто осуществляется в разной степени путем сознательного противодействия школьным нормам, осуществляемого в результате нарушения дисциплины, усиления конфликта, что на фоне потери интереса В школе постепенно интегрируется асоциальная личностная ориентация. Часто эти дети имеют психоневрологические и психосоматические расстройства.

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторный феномен. Отставание в образовании обусловлено такими факторами, как метод обучения, личность учителя, помощь ребенка от родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка в отношениях с детьми и учителями. Личность ребенка.

Такой фактор школьной неудачи, как личностные особенности ребенка, также многомерен. Исследователи выделяют следующие переменные: положение ученика, мотивация обучения, уровень умственных способностей, умение произвольно регулировать и самоорганизовываться, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.

Низкий уровень развития и низкий уровень успеваемости в школе не одно и то же. С отставанием в развитии можно говорить о наличии в развитии у ученика задержек в созревании интеллектуальных, волевых, мотивационных структур по сравнению с возрастной нормой. При этом школьные неудачи могут быть вызваны влиянием окружающей среды, методов обучения, позиции ученика и т. Д. Таким образом, неудачники ученика - неоднородная группа. Это дает детям множество препятствий для обучения.

Личное вмешательство можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация обучения, самоорганизация, дисгармония личности).

Различают следующие типы студентов:

средний уровень когнитивной независимости и низкий интерес к обучению (учатся в основном по двое и трое);


когнитивная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (обучение крайне неравномерно, возможна оценка «отлично» и «неудовлетворительно»);

когнитивная независимость низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе);

когнитивная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учеников характерна психическая пассивность и низкая уверенность в себе;

уровень когнитивной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, они очень плохо учатся;

студенты в этой группе находятся на самом низком уровне обучения, никто не боится, часто выставляет напоказ свое пренебрежение к преподаванию в школе;

Чтобы вытащить этих учеников необходимо не только развивать их методы умственной деятельности, но и формировать позитивное отношение к учебе.

Психологическая готовность к школе включает в себя: развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь) в соответствии с возрастной нормой; развитие общения (коммуникативные навыки и взаимодействие с детьми, взрослыми); саморегуляция и саморегуляция (способность слышать, слушать и следовать инструкциям; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается формирование «внутренней позиции учащегося», что означает сознательное формулирование и реализацию определенных намерений и целей ребенка. Разработка этого критерия включает в себя волевой компонент, ответственный за произвол и саморегуляцию.

Этот параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы ученик не поддавался трудностям, не отказывался от достижения цели, если есть препятствия для ее достижения.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу видны родителям и учителям. Вот небольшой список основных проблем:

необходимость постоянной поддержки для подсказки или совместной реализации уроков;

сложность в понимании домашнего задания и алгоритма его выполнения;

частое отвлечение во время домашней работы;

неспособность контролировать свое поведение в классе, изменения;

трудности в общении с одноклассниками, учителями;

трудности с запоминанием материала, данного на уроке (ребенок не запоминает его, не может рассказать часть содержимого и т. д.).);


домашняя работа занимает полдня;

самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

ребенок быстро устает в процессе выполнения домашних заданий (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жалуется на головную боль и т. д.).)

ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, поведение меняется с началом учебы.

При таких проявлениях необходимо обратиться к психологу за советом и психологической помощью.

К сожалению, о психологической готовности ребенка к школе вы не скажете на медицинском осмотре. Об этом должны позаботиться родители, даже если ребенок посещал дошкольное обучение - посетите кабинет психолога с целью диагностического обследования в школе и получите необходимые рекомендации.

1.1 Основные проблемы адаптации ребенка в школе

Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных напрямую с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет множество новых факторов:

  - личность учителя;

  - смена режима;

  - необычно длительное ограничение двигательной активности;

  - появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

  - хорошая команда.

 По результатам наблюдений можно сделать вывод, что некоторые дети легко вступают в школьную жизнь, а другим нужно время. Таким образом, дети 6-7 лет испытывают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

 А. Г. Болл справедливо считает адаптацию частью социализации. А социализация - это «процесс, посредством которого человек приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя адаптивно» [7, ​​с. 93]. Поэтому понятие адаптации ученый понимает гораздо больше, чем просто адаптацию к окружающей среде.

М.Р. Битянова считает, что адаптация студента рассматривается не только как процесс его адаптации к успешному функционированию в этой среде, но и как активное развитие окружающего пространства, связанного с его способностью к психологическому, личностному, социальному самообразованию. развитие [11].

Некоторые авторы считают, что понятие «адаптация» можно использовать, с одной стороны, для обозначения свойств человека, который характеризует его устойчивость к условиям окружающей среды, выражая уровень приспособленности к нему. С другой стороны, адаптация рассматривается как процесс адаптации к изменяющимся условиям. В этом случае важно увидеть взаимную природу адаптации человека в той среде, с которой он вступает в регулирующие адаптационные отношения в жизни [6, с. 300].