Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Осуществление правосудия только судом. В РФ судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей, это закреплено в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и является одним из важнейших конституционных принципов судебной власти в РФ[19]. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.
Презумпция невиновности. В статье 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говориться, что, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Состязательность и равноправие сторон. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Суды обязаны не отдавать предпочтения каким-либо сторонам, участвующим в процессе по признакам их государственной, национальной, языковой, политической, социальной, половой, расовой принадлежности либо в зависимости от их имущественного должностного положения, происхождения, отношения к религии, убеждений, и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Исходя из проанализированных принципов, можно сделать вывод, что судебная власть РФ основывается на демократических началах и занимает свое место в разделении властей.
На основании изложенного заключим следующее.
Полно и всесторонне раскрыть природу судебной власти невозможно без обращения к принципам ее осуществления, которые закреплены и реализованы в национальных правопорядках. Под принципами судебной власти следует понимать закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены как правовое регулирование, так и практика деятельности судов. В силу того, что большинство судебных систем восприняли основные положения, закрепленные в международных документах, представляется возможным выделить несколько важнейших принципов организации и функционирования органов судебной власти, закрепленных практически всеми современными конституциями.
Основополагающим принципом судебной власти является принцип независимости. Выходя далеко за пределы доктрины разделения властей, он обеспечивает реальное утверждение идеи верховенства права[20].
Помимо независимости в национальных правопорядках закреплены и реализуются другие не менее важные принципы организации и функционирования органов судебной власти: принцип исключительности судебной власти; публичность правосудия; принцип свободы доступа к правосудию; запрет на создание чрезвычайных судов или трибуналов; принцип участия населения в отправлении правосудия; коллегиальность; мотивированность судебных действий (включая решения); принцип ответственности государства за судебную ошибку и т.д. Указанные принципы в том или ином виде закреплены в законодательстве большинства стран мира и в полной мере раскрывают правовое положение судебной власти и особенности ее реализации.
Важно понимать, что вышеизложенные принципы судебной власти были выработаны и проверены многовековой историей функционирования органов правосудия и отражают естественное стремление к беспристрастному и справедливому разрешению правовых споров, которое обеспечивает необходимую правовую определенность и стабильность национального правопорядка. Они представляют собой объективные основополагающие начала, отражающие природу судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти.
1.3. Функции судебной власти в России
В теории судебного нормотворчества можно выделить следующие направления в осуществлении высшими судебными органами нормотворческой функции. Первое, связано непосредственно с реализацией высшими судебными органами, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ[21], права законодательной инициативы. Второе, позволяет Верховному суду РФ в соответствии со статьей 126 Конституции РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, а также вырабатывать правовые позиции (судебные нормы)[22]. Если первое и отчасти второе направление имеют законодательное закрепление, то выработка, формулирование и придание правовым позициям нормативного характера законодательного признания не имеют и реализуются в практической деятельности высшими судебными инстанциями при осуществлении правосудия, которые опосредованно включаются в нормотворческую деятельность, с целью урегулировать спорные отношения.
По нашему мнению, нормотворческая функция высших судебных органов начинает действовать тогда, когда это связано с пробелами в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, коллизиями между нормативными актами, отсутствием единообразного толкования принципов и норм права, отсутствием новой нормы права после признания прежней не соответствующей нормативному акту с большей юридической силой.
Нормотворческую функцию высших судебных органов следует рассматривать непосредственно через их деятельность, в общей системе функций судебной власти[23]. В теории не дается точного понимания нормотворческой функции высших судебных органов.
Исследуя деятельность Федерального Конституционного суда Германии и Конституционного Суда России, В.В. Хрулева. отмечает, что под нормотворческой функцией данных судов понимается их деятельность, результатом которой является принятие в порядке конституционного судопроизводства судебных актов в определенной форме, составной частью которых является нормативное положение, содержащее толкование основных законов[24].
Можно предполагать, что нормотворческая функция представляет собой целенаправленные действия высших органов судебной власти, в определенном виде судопроизводства, по выработке правовых позиций (судебных норм), толкованию принципов и норм права, формированию единой судебной практики, с закреплением результатов в судебном акте.
По своему предназначению функции судебных органов и судебной практики могут, как совпадать, так и иметь различие, но в большинстве своем они являются производными от деятельности высших судебных органов. Функции судебных органов в основном закреплены в нормативных актах, определяют компетенцию суда в той или иной сфере правоотношений, направлены на реализацию установленной государственной воли, имеют достаточно широкий диапазон воздействия[25].
При этом следует отличать функции судебной практики от функции судебных органов, формирующих судебную практику. Функции судебных органов направлены на реализацию и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, посредством конституционного, гражданского, уголовного, арбитражного и административного судопроизводства. Судебная практика является продуктом, результатом такой судебной деятельности, в которой содержится судебно-нормативная материя, выполняющая соответствующие функции[26].
Также в литературе часто используется такой вид функции судебной практики, как нормотворческий. По нашему мнению, эта функция относится к деятельности высших судебных органов по выработке правовых позиций, толкованию принципов и норм права, формированию единой судебной практики, а вот по отношению к судебной практике будет правильнее говорить о правообразующей или нормообразующей её функции.
Нормообразующая функция судебной практики формируется судебными органами в результате судебной деятельности в силу целенаправленного стремления к реализации той или иной юридической нормы или основополагающего правового принципа[27].
Нормотворческую функцию высших судебных органов в правовой сфере воспринимают не однозначно и связано такое отношение с отсутствием законодательного признания. Но то, что не закреплено в законе не значит, что фактически не существует в природе, как раз наоборот нормообразующая (правообразующая) функция содержится в отдельных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (упраздненного в августе 2014г., но отдельные постановления Пленума не утратили своего действия), постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ. Поэтому если высшие судебные органы формируют судебную практику, создают правовые позиции, дают толкование принципам и нормам права, которые обладают нормообразующей функцией, следовательно, эти судебные органы непосредственно реализуют нормотворческую функцию, хотя и не закрепленную в нормативно-правовом акте.
В настоящее время, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ не обладая законодательно закрепленной нормотворческой функцией, фактически её выполняют, и эта деятельность ни в коей мере не ущемляет права и свободы граждан, юридических лиц, не нарушает их интересы, а наоборот защищает их нарушенные права, свободы и законные интересы в случаях пробела, дефекта в законе, признания нормативного акта (нормы) не соответствующего Конституции РФ.
Так, в январе 2018 года Президент России В.В. Путин выступая на юбилеи Верховного Суда РФ отметил, что «обобщая судебную практику, Верховный Суд обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, фактически осуществляет официальное толкование нормативных актов. Благодаря этому реализуются конституционные принципы верховенства закона и равенства перед законом и судом[28].
Эволюционное развитие правовой системы, и в частности судебных органов, позволило выявить нормотворческую функцию судебной власти.
На наш взгляд, с учетом сложившейся практики, функцию судебного нормотворчества следует признать и закрепить: за Конституционным Судом РФ в форме постановлений и определений, содержащих правовые позиции нормативного характера, толкование принципов и норм права, норм Конституции РФ; за Верховным Судом РФ в форме постановлений Пленума, содержащих правовые позиции, разъяснения о применении норм права, их конкретизацию, толкование принципов и норм права; в форме постановлений Президиума Верховного Суда РФ, содержащих толкование принципов и норм права.
В соответствии с иерархичностью судебной системы, высшую силу должны иметь судебные акты Конституционного Суда РФ, затем постановления Пленума и постановления Президиума. Выработанные ими судебнонормативные положения действуют до принятия соответствующего нормативного акта.
В настоящее время в правовой жизни России идет выработка механизма судебного нормотворчества применительно к национальной правовой системе, наши предложения не являются идеалом модели механизма судебного нормотворчества и также требуют обсуждения, доработки для создания единой процедуры в осуществлении высшими судебными органами нормотворческой функции. В этом и будет, по нашему мнению, заключаться особая роль высших органов судебной власти со своей процедурой судебного нормотворчества и формой её выражения, отличающаяся от законодательной и исполнительной власти, что позволит оптимизировать развитие судебной власти в движении вперед к правовому государству[29].
Кроме правосудия судебная власть в механизме государства выполняет большое число функций.
Тузов Н. А. выделил следующие функции судебной власти: правоустановительную, правоприменительную, правоохранительную, идеологическую, культурно-воспитательную, политическую, социальную, экономическую, управленческую, контрольную, диагностическую, предупредительную (превентивную, профилактическую), защитную, правовосстановительную функции.
В ходе активного реформирования судебной власти важно выделение информационной функции судебной власти. Информационную функция, за счет своей значимости и расширенного значения, необходимо отнести к общеправовым функциям судебной власти.
Так, А.А. Смагина классифицирует функции судебной власти на такие группы как:
1) общеправовые функции, среди которых выделяются такие как правозащитная, правоохранительная, правоприменительная, интерпретационная и правотворческая, информационная, воспитательно-исправительная, а также функция реализации юридической ответственности;
2) специально-юридические функции, к которым относятся такие как правосудие, судебный контроль и внутрисистемное управление[30].
Подводя итог отметим, что основной функцией судебной власти является функция правосудия, так как данная функция характерная только для судебной власти (и никому больше), в то время, другие функции выполняются и прочими органами государственной власти.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Конституционные суды
Высшие суды России состоят из Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Конституционный суд РФ – это высший конституционно-судебный орган РФ, который осуществляет судебную власть самостоятельно и независимо, посредством конституционного контроля. Конституционный суд состоит из 19 судей (ст. 125 Конституции РФ), в числе которых председатель и 2 его заместителя. На должность они назначаются Советом Федерации по представлению Президента. О кандидатах на должность судей могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права[31].