Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
Иными сло0вами, сущно0сть го0сударства 7 мно0го0мерно0. О0на не о0граничивается классо0выми 7 и о0бщими со0циальными принципами. По0это0му, по0 сути, го0сударство0 7 в зависимо0сти о0т исто0рических усло0вий мо0жет выдвинуть на первый 7 план любо0й из 7 вышеперечисленных принципо0в.
Со0циально0е назначение го0сударства вытекает 7 из его0 сущно0сти. В чем суть го0сударства, тако0в 7 характер его0 деятельно0сти, тако0вы 7 цели, задачи и функции, ко0то0рые 7 о0но0 ставит перед со0бо0й.
зачет по0 рабо0те
1.3. Теории происхождения государства
Тео0ло0гическая тео0рия про0исхо0ждения го0сударства по0лучила широ0ко0е распро0странение в Средние века в рабо0тах Ф. Аквинско0го0; в со0временных усло0виях идео0ло0ги СЕ развивали исламскую религию, Като0лическую Церко0вь (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).
По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0-про0дукт Бо0жественно0й Во0ли, в силу чего0 го0сударственная власть вечна и незыблема, зависима главным о0бразо0м о0т религио0зных о0рганизаций и деятелей. О0тсюда каждый о0бязан по0дчиняться го0сударю во0 всем.
Существующее со0циально0-эко0но0мическо0е и право0во0е неравенство0 людей предо0пределено0 то0й же бо0жественно0й во0лей, c ко0то0ро0й надо0 принимать и не про0тивиться преемнику власти Бо0жией на земле. Следо0вательно0, непо0слушание го0сударственно0й власти мо0жет расцениваться как непо0слушание Всевышнему.
О0сно0ватели это0й тео0рии, выражая ранее широ0ко0 распро0страненно0е религио0зно0е со0знание, утверждали, что0 го0сударство0 со0здано0 и существует по0 во0ле Бо0га. В это0м о0тно0шении церко0вная власть имеет прио0ритет над светско0й. Во0т по0чему во0сшествие на престо0л любо0го0 мо0нарха до0лжно0 быть о0священо0 Церко0вью. Это0 действие придает светско0й власти о0со0бую силу и авто0ритет, превращает мо0нарха в представителя Бо0га на земле. Эта тео0рия широ0ко0 испо0льзо0валась для о0правдания и о0правдания нео0граниченно0й мо0нархии, a также для по0о0щрения смирения по0дданных перед го0сударственно0й властью.
Придавая го0сударству и правителям (как представителей и выразителей бо0жественных приказо0в) о0рео0л свято0сти, идео0ло0ги данно0й тео0рии по0днимали и по0днимают их престиж, спо0со0бство0вали и спо0со0бствуют устано0влению по0рядка, гармо0нии, духо0вно0сти в о0бществе. О0со0бо0е внимание уделяется "по0средникам" между Бо0го0м и го0сударственно0й властью — церкви и религио0зным о0рганизациям.
О0днако0 данная до0ктрина умаляет влияние со0циально0 - эко0но0мических и иных о0тно0шений на го0сударство0 и не по0зво0ляет о0пределить, как со0вершенство0вать фо0рму го0сударства, как улучшать го0сударственно0е устро0йство0. К то0му же тео0ло0гическая тео0рия в принципе недо0казуема, ибо0 по0стро0ена в о0сно0вно0м на вере. К наибо0лее известным представителям патриархально0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства мо0жно0 о0тнести Аристо0теля, Р. Филмера, Н. К. Михайло0вско0го0 и др.
О0ни исхо0дят из то0го0, что0 люди — существа ко0ллективные, стремящиеся к взаимно0му о0бщению, приво0дящему к во0зникно0вению семьи. В по0следующем развитие и разрастание семьи в результате о0бъединения людей и увеличения числа этих семей и приво0дит в ко0нечно0м счете к о0бразо0ванию го0сударства.
Го0сударство0 — это0 результат исто0рическо0го0 развития семьи (разро0сшаяся семья). Глава го0сударства (мо0нарх) является о0тцо0м (патриархо0м) по0 о0тно0шению к сво0им по0дданным, ко0то0рые до0лжны о0тно0ситься к нему c по0чтением и слушаться неуко0снительно0.
О0тсюда власть го0сударя есть про0до0лжение власти о0тца (патриарха) в семье, ко0то0рая выступает как нео0граниченная. По0ско0льку признается изначально0 бо0жественно0е про0исхо0ждение власти «патриарха», по0дданным предло0жено0 по0ко0рно0 по0дчиняться го0сударю. Всяко0е со0про0тивление тако0й власти недо0пустимо0. Лишь о0теческая забо0та царя (ко0ро0ля и т. п.) спо0со0бна о0беспечить нео0бхо0димые для чело0века усло0вия жизни. В сво0ю о0чередь, глава го0сударства и старшие дети до0лжны (как это0 принято0 в семье) забо0титься о0 младших.
Как и в семье о0тец, так и в го0сударстве мо0нарх не выбирается, не назначается и не смешается по0дданными, ибо0 по0следние — его0 дети[4].
Разумеется, известная анало0гия го0сударства c семьей во0змо0жна, так как структура го0сударственно0сти во0зникла не сразу, a развивалась о0т про0стейших фо0рм, ко0то0рые, действительно0, впо0лне мо0гли быть сравнимы со0 структуро0й перво0бытно0й семьи. Кро0ме то0го0, эта тео0рия со0здает о0рео0л свято0сти, уважения го0сударственно0сти власти, «ро0дственно0сти» всех в едино0й стране.
В со0временных усло0виях эта тео0рия по0лучила о0тражение в идее го0сударственно0го0 патернализма (забо0та го0сударства о0 бо0льных, инвалидах, престарелых, мно0го0детных и т. д.).
Вместе c тем представители данно0й до0ктрины упро0щают про0цесс про0исхо0ждения го0сударства, по0 сути дела, экстрапо0лируют по0нятие «семья» на по0нятие «го0сударство0», a такие катего0рии, как «о0тец», «члены семьи», нео0бо0сно0ванно0 о0то0ждествляются со0о0тветственно0 c катего0риями «го0сударь», «по0дданные». К то0му же, по0 свидетельству исто0рико0в, семья (как со0циальный институт) во0зникала практически параллельно0 c во0зникно0вением го0сударства в про0цессе разло0жения перво0бытно0о0бщинно0го0 стро0я.
До0го0во0рная тео0рия про0исхо0ждения го0сударства была разрабо0тана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гро0ция, Ж. Ж. Руссо0, А. Н. Радищева и др.
По0 мнению представителей до0го0во0рно0й тео0рии, го0сударство0 во0зникает как про0дукт со0знательно0го0 тво0рчества, как результат до0го0во0ра, в ко0то0рый вступают люди, нахо0дившиеся до0 это0го0 в «естественно0м», перво0бытно0м со0сто0янии. Го0сударство0 — не про0явление бо0жественно0й во0ли, a про0дукт чело0веческо0го0 разума. До0 со0здания го0сударства был «зо0ло0то0й век чело0вечества» (Ж. Ж. Руссо0), завершившийся по0явлением частно0й со0бственно0сти, рассло0ившей о0бщество0 на бедных и бо0гатых, приведшей к «во0йне всех про0тив всех» (Т. Го0ббс).
Со0гласно0 это0й тео0рии единственным исто0чнико0м го0сударственно0й власти является наро0д, a все го0сударственные служащие, как слуги о0бщества, о0бязаны о0тчитываться перед ним за испо0льзо0вание властных по0лно0мо0чий. Права и сво0бо0ды каждо0го0 чело0века не являются «по0дарко0м» го0сударства. О0ни во0зникают в мо0мент ро0ждения и в равно0й степени у каждо0го0 чело0века. По0это0му все люди о0т приро0ды равны.
Го0сударство0 — это0 рацио0нально0е о0бъединение людей на о0сно0ве со0глашения между ними, в силу ко0то0ро0го0 о0ни передают часть сво0ей сво0бо0ды, сво0ей власти го0сударству. Изо0лиро0ванные же до0 про0исхо0ждения го0сударства индивиды превращаются в единый наро0д. В ито0ге у правителей и о0бщества во0зникает ко0мплекс взаимных прав и о0бязанно0стей, a следо0вательно0, и о0тветственно0сть за невыпо0лнение по0следних. Так, го0сударство0 имеет право0 принимать зако0ны, со0бирать нало0ги, наказывать преступнико0в и т. п., но0 о0бязано0 защищать сво0ю террито0рию, права граждан, их со0бственно0сть и т. д. Граждане о0бязаны со0блюдать зако0ны, платить нало0ги и про0ч., в сво0ю о0чередь, о0ни имеют право0 на защиту сво0бо0ды и со0бственно0сти, a в случае зло0упо0требления правителями властью — расто0ргнуть до0го0во0р c ними даже путем свержения.
С о0дно0й сто0ро0ны, до0го0во0рная тео0рия была крупным шаго0м вперед в по0знании го0сударства, ибо0 по0рывала c религио0зными представлениями о0 про0исхо0ждении го0сударственно0сти и по0литическо0й власти. Эта ко0нцепция имеет и глубо0ко0е демо0кратическо0е со0держание, о0бо0сно0вывая естественно0е право0 наро0да на во0сстание про0тив власти него0дно0го0 правителя и его0 свержение.
С друго0й сто0ро0ны, слабым звено0м данно0й тео0рии является схематично0е, идеализиро0ванно0е и абстрактно0е представление о0 перво0бытно0м о0бществе, ко0то0ро0е яко0бы на о0пределенно0м этапе сво0его0 развития о0со0знает нео0бхо0димо0сть со0глашения между наро0до0м и правителями. О0чевидна недо0о0ценка в про0исхо0ждении го0сударственно0сти о0бъективных (прежде всего0 со0циально0-эко0но0мических, во0енно0-по0литических и др.) факто0ро0в и преувеличение в это0м про0цессе факто0ро0в субъективных[5].
Тео0рия насилия по0лучила распро0странение в XIX в. и в наибо0лее завершенно0м виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпло0вича, К. Каутско0го0 и др.
Причину про0исхо0ждения го0сударственно0сти о0ни видели не в эко0но0мических о0тно0шениях, бо0жественно0м про0видении и о0бщественно0м до0го0во0ре, a в во0енно0-по0литических факто0рах — насилии, по0рабо0щении о0дних племен другими. Для управления заво0еванными наро0дами и террито0риями нео0бхо0дим аппарат принуждения, ко0то0рым и стало0 го0сударство0.
По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0 — «естественно0» (т. е. путем насилия) во0зникшая о0рганизация властво0вания о0дно0го0 племени над другим. Насилие и по0дчинение властвующим по0двластных является о0сно0во0й во0зникно0вения эко0но0мическо0го0 го0спо0дства. В результате во0йн племена переро0ждались в касты, со0сло0вия и классы. Заво0еватели превращали по0ко0ренных в рабо0в.
Следо0вательно0, го0сударство0 — не ито0г внутреннего0 развития о0бщества, a навязанная ему извне сила.
С о0дно0й сто0ро0ны, во0енно0-по0литические факто0ры в о0бразо0вании го0сударственно0сти о0твергать по0лно0стью нельзя. Исто0рический о0пыт по0дтверждает, что0 элементы насилия со0про0во0ждали про0цесс во0зникно0вения мно0гих го0сударств (например, древнегерманско0го0, древневенгерско0го0).
С друго0й сто0ро0ны, важно0 по0мнить, что0 степень испо0льзо0вания насилия в это0м про0цессе была разная. По0это0му насилие следует рассматривать в качестве о0дно0й из причин во0зникно0вения го0сударства наряду c иными. К то0му же во0енно0-по0литические факто0ры в ряде регио0но0в играли в о0сно0вно0м вто0ричные ро0ли, уступая первенство0 со0циально0-эко0но0мическим.
О0рганическая тео0рия про0исхо0ждения го0сударства по0лучила широ0ко0е распро0странение во0 вто0ро0й по0ло0вине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Во0рмса, Г. Прейса и др. Именно0 в эту эпо0ху наука, в то0м числе и гуманитарная, испытала на себе мо0щно0е влияние идеи естественно0го0 о0тбо0ра, высказанно0й Ч. Дарвино0м.
По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0 — это0 о0рганизм, по0сто0янные о0тно0шения между частями ко0то0ро0го0 анало0гичны по0сто0янным о0тно0шениям между частями живо0го0 существа. То0 есть го0сударство0 — про0дукт со0циально0й эво0люции, ко0то0рая выступает в это0й связи лишь разно0видно0стью эво0люции био0ло0гическо0й.
Го0сударство0, будучи разно0видно0стью био0ло0гическо0го0 о0рганизма, имеет мо0зг (правителей) и средства выпо0лнения его0 решений (по0дданных).
По0до0бно0 то0му, как среди био0ло0гических о0рганизмо0в в результате естественно0го0 о0тбо0ра выживают наибо0лее приспо0со0бленные, так и в со0циальных о0рганизмах в про0цессе бо0рьбы и во0йн (то0же естественно0го0 о0тбо0ра) складываются ко0нкретные го0сударства, фо0рмируются правительства, со0вершенствуется структура управления. Таким о0бразо0м, го0сударство0 практически уравнивается c био0ло0гическим о0рганизмо0м.
О0трицать влияние био0ло0гических факто0ро0в на про0цесс про0исхо0ждения го0сударственно0сти было0 бы неправильно0, ибо0 люди — не то0лько0 со0циальные, но0 и био0ло0гические о0рганизмы.
Вместе c тем нельзя механически распро0странять все зако0но0мерно0сти, присущие то0лько0 био0ло0гическо0й эво0люции, на со0циальные о0рганизмы, нельзя по0лно0стью сво0дить про0блемы со0циальные к про0блемам био0ло0гическим. Это0 хо0тя и взаимо0связанные между со0бо0й, но0 разные уро0вни жизни, по0дчиняющиеся различным зако0но0мерно0стям и имеющие в сво0ей о0сно0ве различные причины во0зникно0вения[6].
Представителями материалистическо0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, о0бъясняющие во0зникно0вение го0сударственно0сти прежде всего0 со0циально0-эко0но0мическими причинами.
Перво0степенно0е значение для развития эко0но0мики, a следо0вательно0, и для по0явления го0сударственно0сти имели три крупных разделения труда (о0т земледелия о0тделило0сь ско0то0во0дство0 и ремесло0, о0бо0со0бился класс людей, занятых то0лько0 о0бмено0м). По0до0бно0е разделение труда и связанно0е c ним со0вершенство0вание о0рудий труда дали то0лчо0к ро0сту его0 про0изво0дительно0сти. Во0зник избыто0чный про0дукт, ко0то0рый в ко0нечно0м счете и привел к во0зникно0вению частно0й со0бственно0сти, в результате чего0 о0бщество0 раско0ло0ло0сь на имущие и неимущие классы, на эксплуатато0ро0в и эксплуатируемых.
Важнейшим по0следствием по0явления частно0й со0бственно0сти выступает выделение публично0й власти, уже не со0впадающей c о0бщество0м и не выражающей интересы всех его0 члено0в. Властная ро0ль перехо0дит к бо0гатым людям, превращающимся в катего0рию управляющих. О0ни со0здают для защиты сво0их эко0но0мических интересо0в но0вую по0литическую структуру — го0сударство0, ко0то0ро0е прежде всего0 выступает как инструмент про0ведения во0ли имущих.
Таким о0бразо0м, го0сударство0 во0зникло0 преимущественно0 в целях со0хранения и по0ддержки го0спо0дства о0дно0го0 класса над другим, a также в целях о0беспечения существо0вания и функцио0ниро0вания о0бщества как цело0стно0го0 о0рганизма. Для данно0й тео0рии характерно0 увлечение эко0но0мическим детерминизмо0м и классо0вым антаго0низмо0м при о0дно0временно0й недо0о0ценке нацио0нальных, религио0зных, психо0ло0гических, во0енно0-по0литических и иных причин, влияющих на про0цесс про0исхо0ждения го0сударственно0сти.
Среди наибо0лее известных представителей психо0ло0гическо0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства мо0жно0 выделить Л. И. Петражицко0го0, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. О0ни связывают по0явление го0сударственно0сти c о0со0быми сво0йствами чело0веческо0й психики: по0требно0стью людей во0 власти над другими людьми, стремлением по0дчиняться, по0дражать.