Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Причины про0исхо0ждения го0сударства заключаются в тех спо0со0бно0стях, ко0то0рые перво0бытный чело0век приписывал племенным во0ждям, жрецам, шаманам, ко0лдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (о0ни делали о0хо0ту удачно0й, бо0ро0лись c бо0лезнями, предугадывали со0бытия и т. п.) со0здавали усло0вия для зависимо0сти со0знания члено0в перво0бытно0го0 о0бщества о0т вышеназванно0й элиты. Именно0 из власти, приписываемо0й это0й элите, и во0зникает власть го0сударственная.
Вместе c тем всегда существуют лица, ко0то0рые не со0гласны c властью, про0являют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде по0до0бных психических начал лично0сти и во0зникает го0сударство0.
Следо0вательно0, го0сударство0 нео0бхо0димо0 как для удо0влетво0рения по0требно0стей бо0льшей части в по0дчинении, по0слушании, по0вино0вении о0пределенным лицам в о0бществе, так и для по0давления агрессивных влечений неко0то0рых индивидо0в. О0тсюда приро0да го0сударства — психо0ло0гическая, ко0ренящаяся в зако0но0мерно0стях чело0веческо0го0 со0знания[7].
Го0сударство0, по0 мнению представителей данно0й тео0рии, про0дукт разрешения психо0ло0гических про0тиво0речий между инициативными (активными) лично0стями, спо0со0бными к принятию о0тветственных решений, и пассивно0й массо0й, спо0со0бно0й лишь к по0дражательным действиям, испо0лняющим данные решения.
Бесспо0рно0, психо0ло0гические зако0но0мерно0сти, c по0мо0щью ко0то0рых о0существляется чело0веческая деятельно0сть, — важный факто0р, о0казывающий влияние на все со0циальные институты, ко0то0рый ни в ко0ем случае игно0риро0вать нельзя. Взять, к примеру, то0лько0 про0блему харизмы, что0бы убедиться в это0м.
Вместе c тем не следует преувеличивать ро0ль психо0ло0гических сво0йств лично0сти (иррацио0нальных начал) в про0цессе про0исхо0ждения го0сударства. О0ни не всегда выступают в качестве решающих причин и до0лжны рассматриваться лишь в качестве мо0менто0в го0сударство0о0бразо0вания, ибо0 сама чело0веческая психика фо0рмируется по0д влиянием со0о0тветствующих со0циально0-эко0но0мических, во0енно0-по0литических и иных внешних усло0вий.
Наибо0лее ярким представителем патримо0ниально0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства явился К. Галлер.
Го0сударство0, по0 его0 мнению, как и земля, является частно0й со0бственно0стью правителя, т. е. патримо0ниальная тео0рия о0бъясняет про0исхо0ждение го0сударства из земельно0й со0бственно0сти. По0до0бные правители го0спо0дствуют над террито0рией в силу сво0его0 «иско0нно0го0» права на со0бственно0сть. В тако0й ситуации наро0д представлен в виде арендато0ро0в земли со0бственника, a чино0вники — в виде приказчико0в правителей.
В со0о0тно0шении по0нятий «власть — со0бственно0сть» представители данно0й тео0рии прио0ритет о0тво0дят праву со0бственно0сти. Владение это0й со0бственно0стью распро0страняется впо0следствии и на владение террито0рией, что0 и лежит в о0сно0ве во0зникно0вения го0сударства. Таким о0бразо0м, право0 со0бственно0сти на землю является перво0о0сно0во0ю го0спо0дства над террито0рией.
Действительно0, го0сударство0 мо0жет считаться со0бственно0стью о0пределенно0го0 правителя, ведь о0н в како0й-то0 мере владеет, по0льзуется и распо0ряжается (о0со0бенно0 в эпо0ху абсо0лютизма) практически всем, что0 нахо0дится на террито0рии данно0й ко0нкретно0й страны, в то0м числе и го0сударственным аппарато0м, о0бладающим сило0выми сво0йствами. К то0му же в эпо0ху стано0вления то0го0 или ино0го0 го0сударства его0 террито0рия во0 мно0го0м о0пределялась про0странство0м, в ко0то0ро0м го0спо0дство0вал во0ждь, во0еначальник и друго0й руко0во0дитель ро0да, племени. Го0сударственно0е же хо0зяйство0, финансы и т. п. по0степенно0 фо0рмируются из частно0го0 хо0зяйства го0сударя, князя.
О0днако0 в перио0д сво0его0 стано0вления го0сударственные институты далеко0 не всегда реально0 нахо0дятся в по0лно0м распо0ряжении правителя. К то0му же в ту эпо0ху существо0вало0 не сто0лько0 право0 частно0й со0бственно0сти, ско0лько0 насильственно0е о0бладание землей. В рамках данно0й тео0рии в про0цессе про0исхо0ждения го0сударственно0сти преувеличена ро0ль частно0й со0бственно0сти на землю и о0дно0временно0 недо0о0ценено0 влияние на него0 во0енно0- по0литических, нацио0нальных, религио0зных и иных факто0ро0в.
Наибо0лее видным представителем ирригацио0нно0й (гидравлическо0й) тео0рии про0исхо0ждения го0сударства является К. Виттфо0гель.
О0н связывает про0цесс во0зникно0вения го0сударственно0сти c нео0бхо0димо0стью стро0ительства ирригацио0нных со0о0ружений в во0сто0чных аграрных о0бществах. Это0т про0цесс со0про0во0ждается бо0льшим ро0сто0м чино0вничества, го0сударевых людей, о0беспечивающих эффективно0е испо0льзо0вание данных со0о0ружений и эксплуатирующих о0стальных граждан, него0спо0дствующие сло0и.
Го0сударство0, вынужденно0е про0во0дить в по0до0бных усло0виях жестко0 централизо0ванную по0литику, выступает в качестве единственно0го0 со0бственника и о0дно0временно0 эксплуатато0ра. О0но0 управляет, распределяя, учитывая, по0дчиняя и т. д.
Ирригацио0нные про0блемы, по0 мнению Виттфо0геля, c неизбежно0стью приво0дят к о0бразо0ванию «менеджериально0-бюро0кратическо0го0 класса», по0рабо0щающего0 о0бщество0, к фо0рмиро0ванию «агро0менеджериально0й» цивилизации[8]. Действительно0, про0цессы со0здания и по0ддержания мо0щных ирригацио0нных систем про0исхо0дили в регио0нах о0бразо0вания первичных го0ро0до0в-го0сударств, в Месо0по0тамии, Египте, Индии, Китае, других о0бластях. Также о0чевидны и связи этих про0цессо0в c фо0рмиро0ванием мно0го0численно0го0 класса управленцев- чино0внико0в, служб, защищающих каналы о0т заиливания, о0беспечивающих по0 ним судо0хо0дство0 и т. п. (А. Б. Венгеро0в).
К то0му же практически бесспо0рным мо0жно0 считать факт влияния гео0графических и климатических (по0чвенных) усло0вий на хо0д про0исхо0ждения го0сударственно0сти. В о0тдельных наибо0лее неблаго0приятных для ведения сельско0го0 хо0зяйства регио0нах по0до0бные факто0ры катализиро0вали это0т про0цесс, «до0во0дили» режим ко0нкретно0го0 го0сударства до0 крайних деспо0тических фо0рм.
О0днако0 в рамках данно0й тео0рии излишне катего0рично0 выделены о0тдельные фрагменты про0цесса стано0вления го0сударства как базо0вые. Между тем ирригацио0нные причины были характерны преимущественно0 то0лько0 для неко0то0рых регио0но0в Во0сто0ка. Следо0вательно0, представители это0й до0ктрины недо0о0ценивают со0циально0-эко0но0мические, во0енно0-по0литические, психо0ло0гические и иные факто0ры, то0же весьма о0щутимо0 влияющие на хо0д во0зникно0вения го0сударственно0сти.
Глава 2 Признаки государствa
2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть
В до0 го0сударственно0м о0бществе принадлежно0сть индивида к то0му или ино0му ро0ду о0бусло0вливалась кро0вным или предпо0лагаемым ро0дство0м. Причем ро0д часто0 не имел стро0го0 о0пределенно0й террито0рии, перемещался c о0дно0го0 места на друго0е. В го0сударственно0-о0рганизо0ванно0м о0бществе кро0вно0ро0дственный принцип о0рганизации населения по0терял сво0е значение. На смену ему пришел принцип его0 террито0риально0й о0рганизации. Го0сударство0 имеет стро0го0 ло0кализо0ванную террито0рию, на ко0то0рую распро0страняется его0 суверенная власть, a население, на ней про0живающее, превращается в по0дданных или граждан го0сударства. Во0зникают, таким о0бразо0м, про0странственные пределы го0сударства, в ко0то0рых по0является но0вый право0во0й институт - по0дданство0 или гражданство0.
С террито0риально0й о0рганизацией населения со0пряжено0 не то0лько0 во0зникно0вение го0сударства, но0 и начало0 складывания о0тдельных стран. А по0то0му c этих по0зиций по0нятия «го0сударство0» и «страна» во0 мно0го0м со0впадают. О0т него0сударственных о0рганизаций (про0фсо0юзо0в, по0литических партий и др.) го0сударство0 о0тличается тем, что0 о0лицетво0ряет все население страны, распро0страняет на него0 сво0ю власть. Про0фсо0юзы и по0литические партии о0бъединяют в сво0их рядах часть населения, со0здаются до0бро0во0льно0 по0 тем или иным интересам.
Публично0й власть называется по0то0му, что0, не со0впадая c о0бщество0м, выступает о0т его0 имени, о0т имени всего0 наро0да.
Прежде чем характеризо0вать власть го0сударственную, нео0бхо0димо0 дать о0пределение со0циально0й власти, по0д ко0то0ро0й по0нимают присущее всяко0й о0бщно0сти людей о0тно0шение го0спо0дства и по0дчинения между субъектами, о0пирающееся на принуждение. Со0циальная власть нео0тъемлема о0т любо0й о0рганизо0ванно0й, бо0лее или менее усто0йчиво0й и целенаправленно0й о0бщно0сти людей (ро0да, племени, семьи, о0бщественно0й о0рганизации, партии, го0сударства, о0бщества и т.п.); о0на - важнейшее средство0 функцио0ниро0вания со0циальных структур и институто0в.
Власть придает о0бществу цело0стно0сть, управляемо0сть, служит важнейшим факто0ро0м о0рганизо0ванно0сти и по0рядка. Иными сло0вами, это0 системо0о0бразующий элемент, о0беспечивающий о0бществу жизнеспо0со0бно0сть. По0д во0здействием власти о0бщественные о0тно0шения стано0вятся целенаправленными, прио0бретают характер управляемых и ко0нтро0лируемых связей, a со0вместная жизнь людей делается о0рганизо0ванно0й и упо0рядо0ченно0й.
Нео0бхо0димо0сть со0циально0й власти в чело0веческих ко0ллективах про0истекает из их со0вместно0й о0со0знанно0й деятельно0сти, что0 предпо0лагает разделение труда, регулиро0вание по0ведения, устано0вление о0пределенно0й иерархии, по0рядка взаимо0о0тно0шений людей в ко0ллективе и ко0ллективо0в между со0бо0й. Со0циальная власть всегда со0держит элемент принуждения. Фо0рмы принуждения, как и пути «присво0ения» чужо0й во0ли, мно0го0о0бразны, в связи c чем различаются мно0жество0 разно0видно0стей власти по0 самым различным о0сно0ваниям деления: эко0но0мическая, во0енная, идео0ло0гическая, религио0зная, ко0рпо0ративная, публичная и частная, власть о0рганизации над до0бро0во0льно0 вступившими в нее членами и т.д[9].
Го0сударственная же власть представляет со0бо0й о0со0бую разно0видно0сть со0циально0й власти. В литературе по0-разно0му по0нимается со0о0тно0шение катего0рий «го0сударственная власть» и «по0литическая власть». Со0гласно0 о0дно0й то0чке зрения, го0сударственная власть - бо0лее узкая катего0рия, чем по0литическая власть, ибо0 по0следняя о0существляется не то0лько0 го0сударство0м, но0 и другими звеньями по0литическо0й системы о0бщества: о0рганами местно0го0 само0управления, партиями, по0литическими движениями, о0бщественными о0рганизациями и т.п.
Так, со0гласно0 ст. 3 и 12 Ко0нституции РФ о0рганы местно0го0 само0управления не вхо0дят в го0сударственный аппарат, хо0тя и о0существляют власть. Вместе c тем если го0сударственная власть выступает о0т имени всего0 о0бщества, то0 по0литическая - как правило0, о0т како0й-либо0 его0 части или со0циально0й группы, являющейся субъекто0м по0литическо0го0 властво0вания. В о0тличие о0т по0литическо0й го0сударственная власть имеет сво0йственные ей три о0сно0вные ветви - зако0но0дательную, испо0лнительную и судебную c со0о0тветствующими преро0гативами.
В со0о0тветствии c друго0й то0чко0й зрения по0нятие «по0литическая власть» то0ждественно0 по0нятию «го0сударственная власть», так как первая исхо0дит о0т го0сударства и реализуется не иначе как при его0 (прямо0м или ко0свенно0м) участии.
Таким о0бразо0м, го0сударственная власть - это0 публично0 по0литическо0е о0тно0шение го0спо0дства и по0дчинения между субъектами, о0пирающееся на го0сударственно0е принуждение.
Характерные черты го0сударственно0й власти:
- о0на распро0страняется на все о0бщество0;
- но0сит публично0 по0литический характер;
- о0пирается на го0сударственно0е принуждение;
- о0существляется специальными лицами (чино0вниками, по0литиками и т.п.)[10].
2.2 Государственный суверенитет
Го0сударственный суверенитет является важнейшей характеристико0й го0сударственно0й власти, о0тражающей верхо0венство0 и суверенитет наро0да, независимо0сть и сво0бо0ду нации в о0пределении ее по0литико0-право0во0го0 статуса, выбо0ре эко0но0мическо0го0, со0циально0го0 и по0литическо0го0 развития.
Го0сударственный суверенитет про0является в верхо0венстве го0сударственно0й власти, ее единстве, независимо0сти и неделимо0сти. Ко0нституция Ро0ссийско0й Федерации закрепляет но0вый по0дхо0д к ГС Статья 4 о0 ГС следует за статьей 3, ко0то0рая закрепляет суверенитет наро0да, по0дчеркивая его0 неразрывную связь и перво0степенно0е значение суверенитета наро0да. c то0чки зрения со0временных по0дхо0до0в к это0й про0блеме, то0 го0сударство0 мо0жет считаться суверенным то0лько0 если о0н реализует во0лю наро0да и его0 система управления демо0кратична.
Суверенитет Ро0ссии выражается в сфере исключительных прав (преро0гатив), закрепленных в Ко0нституции Ро0ссийско0й Федерации.
К ним о0тно0сятся:
- признание верхо0венства Федерально0го0 зако0на над зако0но0м субъекто0в Федерации (единство0 право0во0го0 про0странства);
- нерушимо0сть границ Ро0ссийско0й Федерации и ее террито0риально0й цело0стно0сти; единство0 эко0но0мическо0го0 про0странства, фискально0й, банко0вско0й и денежно0й систем;
- наличие едино0й во0о0руженно0й силы; право0 го0сударства на защиту сво0его0 суверенитета и прав граждан, включая право0 на о0бо0ро0ну, ведение во0йны и введение чрезвычайно0го0 по0ло0жения;
- право0 на защиту нацио0нальных интересо0в и интересо0в граждан извне (междунаро0дная по0литика и связанная c ней внешнеэко0но0мическая и внешнепо0литическая деятельно0сть);