Файл: Розничная торговля в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодня в сфере торговли в России насчитывается около миллиона торговых предприятий: от маленьких магазинчиков и ларьков до гигантских супермаркетов. В настоящее время эта отрасль испытывает серьезное давление, вследствие которого происходит трансформация розничной торговли. Многие ритейлеры оказываются в неудобном положении, поскольку маржа ограничивается снижением спроса и ростом затрат.

Переход от прошлого, основанного на магазине, к цифровому будущему меняет привычный формат розничной торговли и те, кто подстраивается под новые условия - процветают, а те, кто не сумел адаптироваться уходят с рынка.

По мере развития рынка модель розничной торговли адаптируется к потребностям и поведению потребителей, которые становятся все более требовательными. Таким образом, перед розничной торговлей, как отраслью экономики встает целый ряд проблем от сетевой экспансии рынка до перехода на омниканальные продажи. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы – анализ показателей состояния розничной торговли.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, соответствующих содержанию курсовой работы:

- провести теоретическое исследование понятия розничной торговли, рассмотрев сущность, функции, задачи и форматы розничной торговли;

- проанализировать современное состояние розничной торговли в России и тенденций ее развития.

Объектом исследования данной работы является розничная торговля как отрасль экономики.

Предмет исследования данной работы - показатели состояния розничной торговли.

Проблемы розничной торговли и отдельных вопросов коммерции была раскрыта в работах таких ученых как: И.М. Синяевой, Г.А. Васильева, Т.Н. Парамонова, С.В. Земляк, Г.Б. Клейнер, В.И. Моргунова, И.О. Проценко, И.С. Березина, И.Н. Красюк и других.

Методами исследования являются общетеоретические методы исследования такие как: сравнение, анализ, синтез, а также методы системного анализа, метод сравнения, метод обобщения и метод экспертных оценок.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ


1.1 Понятие и сущность розничной торговли

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям[1].

Большинство ученых рассматривают розничную торговлю, как определенный вид деятельности, связанный с продажей товаров для личного пользования (таблица 1[5]). Данный подход является достаточно точным, включающим в себя особенности данной сферы, при этом не учитывающий социально-экономическую значимость розничной торговли.

Таблица 1 - Определение «розничной торговли», как вида деятельности

Автор

Определение

Герасимчук В.Г.

«Розничная торговля – это сфера предпринимательской деятельности людей, которые продают товары и услуги конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования

Котлер Ф.

«К розничной торговле относятся все виды деятельности, связанные с реализацией товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования»

Нагапетьянц Н.А.

«Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечному потребителю»

Федько В.П.

«Розничная торговля- предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования»

Проведя анализ определений, представленных в таблице 1 можно отметить, что всех авторов объединяет единое мнение, что «розничная торговля» - это определенный вид деятельности, совокупность действий, направленных на продажу товаров конечному потребителю.

Однако среди ученых есть авторы, которые дают определение розничной торговли с точки зрения маркетингового подхода. Так Леви М. И. и Вейтц Б.А. [5] подчеркивают, что это деятельность «увеличивающая ценность товаров и услуг», тем самым акцентируя особое внимание на значении розничных торговых предприятий при формировании экономически обоснованной цены товара.


При анализе подхода к рассмотрению розничной торговли, как совокупности торговых предприятий и посредников, многие авторы характеризуют розничную торговлю, как определенный субъект, воздействующий на объект (таблица 2[5]), при этом не учитывая многообразие процессов, происходящих в процессе взаимодействия.

Таблица 2 - Определение «розничной торговли», как совокупности предприятий

Автор

Определение

Мисюкевич В.И.

«Розничная торговля представляет собой совокупность розничных предприятий и торговых единиц (магазинов, палаток, ларьков, киосков), которые располагаются и действуют на конкретной территории с целью продажи товаров населению»

Стонер Д.А.,

Долан Э.

«Розничные торговцы являются посредниками, которые продают товары непосредственно потребителю»

Данные авторы считают розничную торговлю определенной совокупностью торговых или посреднических предприятий, что приближает данное значение к термину «розничная торговая сети» или «розничный торговый рынок».

Среди ученых, рассматривающих понятие и характеристику розничной торговли, стоит отметить наиболее абстрактный подход к трактовке данного термина. С точки зрения Ассэль Г. [5] розничная торговля – это динамичная область, т.е. сфера подверженная изменениям с развитием научно-технического прогресса и с учетом её роли в стратегиях маркетинга предприятий. При этом автор в своей трактовке совершенно не отображает сущность субъекта и принципов его развития.

Некоторые авторы при трактовке термина «розничная торговля» подходят к его определению, как к простому физическому обмену, процессу купли-продажи, при этом, не раскрывая всей сложности и многообразия процессов, происходящих при осуществлении данной деятельности.

Так, к примеру, Дегтяренко В.Г. дает поредение «розничной торговли», как конечного этапа каналов сбыта. Автор отмечает, что здесь товары, услуги продаются конечному потребителю для личного, семейного или домашнего пользования. [5]

Аналогичного мнения придерживается и Романов А.Н., который трактует понятие «розничная торговля», как «..деятельность включающая продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд». [5]

Проанализировав совокупность определений термина «розничная торговля», следует отметить, что авторов объединяет одно – эта деятельность, направленная на реализацию товаров конечному потребителю. Ее можно рассматривать как вид деятельности, совокупность операций, физический процесс продажи и т.д. Ей свойственна приближенность к потребителю, а также более широкий спектр оказываемых торговых услуг.


В целом розничную торговлю следует рассматривать в формате объединения субъектов торговли, которыми являются розничные торговые предприятия различных форм собственности, формирующие непосредственно розничную торговую сеть.

Организации розничной торговли должны облегчить покупку товара для потребителя. Именно поэтому в розничных магазинах есть продавцы, а на веб-сайтах интернет-покупок есть всплывающие окна для мгновенного общения с клиентами, а в каталогах - описания, фотографии и бесплатные телефонные номера.

Розничная торговля - это демонстрация продуктов, описание возможностей и преимуществ продуктов, хранение продуктов, обработка платежей и выполнение всех необходимых действий, чтобы доставить нужные продукты по правильной цене нужным клиентам в нужное время. Некоторые розничные продавцы предлагают дополнительные услуги для розничной транзакции, такие как персональные консультации по покупкам и упаковка подарков, чтобы добавить что-то дополнительное к потребностям клиентов и превзойти своих конкурентов[8, с.53-58].

Существует определенная разница между оптовой и розничной торговлей. Организации оптовой торговли продают в большими партиями, не заботясь о многих аспектах розничной торговли, которые потребители ожидают, например, визуальный мерчендайзинг. Оптовики не хотят иметь дело с большим количеством конечных пользователей. Скорее, их целью является продажа больших количеств небольшому количеству розничных компаний.

Большая разница между оптовой и розничной торговлей заключается в цене. Розничная цена всегда больше, чем оптовая цена. Причина этого заключается в том, что добавленная стоимость продажи товаров конечным пользователям - рабочей силы, аренды, рекламы и т. д. - учитывается в цене товара. Оптовой торговле не приходится иметь дело с такими расходами, что позволяет продавать товары по более низкой цене[6, с.76].

Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность. В наши в оборот вошло понятие рителейлер, которым называют обычно крупные торговые сети. По сути оно означает продажу товаров в розницу от разных производителей.


Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг. Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те - конечным потребителям.

Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей[16, 123-125].

Таким образом, розничная торговая сфера сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.

Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.

1.2 Функции, задачи и форматы розничной торговли

Розничная торговля решает следующие задачи:

- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей[4, с.78];

- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);

- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

- организует торговлю с доставкой товара на дом.

- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;