Файл: Розничная торговля в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Функции, задачи и форматы розничной торговли
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1 Анализ современного состояния розничной торговли в России
2.2 Тенденции развития розничной торговли в России
2.3 Розничная сеть ПАО «Магнит» как пример современной организации розничной торговли
Высокая динамика потребления в первой половине года обеспечивалась, главным образом, за счет значительных темпов реальной заработной платы, которые составляли в первом и втором квартале 10,3% и 11,3% соответственно. Оценка по третьему кварталу составила 6,9%. Однако, если бы не общее замедление экономики, то и эти темпы выглядели бы вполне нормально.
Основным источником замедления динамики розничной торговли являются продовольственные товары. Точнее цены на них. Общий уровень потребительских цен на продовольственные товары по прежнему очень близок к порогу покупательной способности [10].
Такая ситуация сформировалась во время необоснованного роста продовольственных цен в 2010-2011 годах. Сейчас накопленный уровень продовольственных цен уже два месяца превышает аналогичные показатели предыдущего года. В результате динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами снизилась с 4,3% в июне, до 0,5% в сентябре [10].
Оборот непродовольственной розницы, напротив, сохраняет довольно высокие темпы роста (8% в сентябре) [10]. Иными словами, население по-прежнему готово покупать товары длительного пользования. Очевидным инструментом поддержания этого стремления являются процентные ставки по кредитам.
Тенденции развития розничной торговли в нашей стране на сегодня следующие:
- Рост безналичной оплаты. Этот тренд начал проявлять себя ещё пару лет назад, но в 2019 году закрепился окончательно. Причина проста: безналичные платежи удобны для покупателей, ритейлеров и государства. Первым не нужно тратить время на поиск банкомата. Вторые могут существенно сократить время обслуживания клиентов, а значит и очереди. Ну а государству безналичные платежи выгодны тем, что бизнесу сложнее уходить от налогов.
- Активно развиваются системы электронных платежей таких ИТ-гигантов, как Google Pay и Apple Pay. Они не только удобны клиентам, но выгодны банкам.
- Доставка на дом. Если раньше основным мейнстримом в ритейле были системы самообслуживания, то теперь это доставка продуктов прямо до двери покупателей. Когда-то ею пользовались только ритейлеры из non-food сегмента. У большинства федеральных игроков реализованы интернет-магазины с возможностью доставки товаров до двери покупателя. Например, судя по тенденции, «Перекрёсток» начал настолько активную экспансию на рынок доставки, что вскоре на московском рынке способен потеснить «Утконос». Но в наступающем 2019 году некоторые ритейлеры могут пойди дальше, и будут вводить возможность выбирать товары в офлайн-магазине и заказать их доставку на дом через мобильное приложение или пункты заказа в торговой точке.
- Уменьшение контрафакта. В 2019 году начинает действовать обязательная маркировка товаров, которая затронет табак (с 1 марта 2019 года), обувь (с 1 июля 2019 года), шины и покрышки (с 1 декабря 2019 года), духи и туалетная вода (с 1 декабря 2019 года), фотоаппараты и лампы-вспышки (с 1 декабря 2019 года), предметы одежды (с 1 декабря 2019 года будут маркироваться: блузки из трикотажа, блузы и блузоны машинного или ручного вязания - женские или для девочек, мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичная верхняя одежда, одежда, сделанная из натуральной или композиционной кожи) [10]. Опыт с ЕГАИС и шубами, а также пилотные проекты по маркировке показали, что это нововведение помогает государству существенно бороться с контрафактной продукцией. Конечно, не без неудобства для ритейлеров, которым предстоит изменить бизнес- и логистические процессы, внедрить новое торговое оборудование как в самих магазинах, так и на складах и производстве - причём, не только в России, но и за границей, поскольку на территорию нашей страны товары должны поступать уже промаркированными.
- Всё меньшее разнообразие товаров. Санкции вносит коррективы в списки товаров, представленных на полках отечественных магазинов. Всё меньше зарубежных, качественных продуктов - в 2019 году это может затронуть вино и другие алкогольные напитки.
- Развитие промо-акций. В 2019 году всё чаще ритейлеры при продаже товаров будут задействовать рекламные акции, бонусные скидки и различные инструменты лояльности. Это вызвано продолжающимся ростом федеральных сетей и намного более медленным общим ростом рынка. В результате продолжают усиливаться все виды борьбы сетей и производителей за покупателя.
- Ожидается рост продаж товаров эмоционального спроса (одежды, аксессуаров, украшений) через социальные сети. Этому поспособствует запуск платёжной платформы сети «Вконтакте» VK Pay и скорый релиз внутренних электронных платежей для Instagram.
- Судя по уже устоявшейся тенденции, очень скоро разница между онлайн- и офлайн-ритейлерам исчезнет вовсе. Классические торговые сети продолжают создавать онлайн-магазины, запускать мобильные приложения. А интернет-магазины в 2019 году будут ещё чаще открывать пункты выдачи товаров, постаматы, шоурумы и даже полноценные торговые точки.
- Поиск новых форматов. В 2017-2018 году наблюдалось, как федеральные ритейлеры диверсифицировали бизнес и открывали новые и, казалось бы, несвойственные им, сети аптек, зоотоваров, новых магазинов товара у дома[10]. И в 2019 этот тренд сохранится и станет ещё более явным: помимо расширения бизнеса в сторону непрофильной продукции, ритейлеры всё активнее начнут продавать товары под собственными торговыми марками (СТМ).
- Региональные ритейлеры не выдержат конкуренции, если не объединятся или если не найдут свои фишки. Снижение покупательской способности, развитие федеральных сетей с ценами на товары ниже, чем у региональных, отсутствие финансов на скачок или хотя бы элементарную модернизацию и ребрендинг, регулярные изменения в законодательстве - всё это стало глобальной проблемой регионального ритейла. Другие же присоединяются к списку уже несуществующих сетей или существенно сокращают количество магазинов. Среди них «Акбар», «Айсберг», «Гастрономир», «7 континент», «Наш Гипермаркет», «Идея», «Естный», «Я Любимый», «Оливье», «Петровский», «Царь продукт», «Огни столицы», «Мой мир», «Лукошко», «Тележка», «4 сезона», «Разница», «Вкусный дом», «Полушка», «Матрица», «Пикник», «Норман-Виват», «Лайм», «Звёздный», «Семь ключей», «Холидей», «Алые Паруса», «Калинка». Остальных ждёт та же судьба, если они не изменят формат, не объединятся в региональные союзы, не внедрят ИТ-инновации, привлекающие платежеспособную молодёжь, или не найдут свою фишку в позиционировании, как это сделал «ВкусВилл».
- Западные ритейлеры прощаются с российским рынком. За последние пару лет Россию покинули такие сети как «К-Раута», Castorama, American Eagle Outfitters, Claire’s, Nautica, Oxette и Jennyfer. В 2019 году эта тенденция продолжится, и большой вопрос, кто из оставшихся западных ритейлеров переживёт стагнацию российского рынка.
- Федеральные розничные сети продолжат углубляться в регионы, поглощая или арендуя торговые площади закрывшихся ритейлеров Сибири, Урала и Дальнего Востока. Однако проявляется и обратный тренд: федеральные сети будут ещё внимательнее анализировать доходы, и не станут держаться за убыточные магазины. Как бы они не хотели расти, им будет выгоднее закрывать точки продаж в неблагоприятных или высококонкурентных районах.
- Поглощение магазинов государственными банками. История с «Магнитом» и ВТБ в 2018 не оставила никого равнодушным, и есть основания предполагать, что поглощения государственными банками федеральных ритейлеров на этом не закончатся. Например, Сбербанк в 2018 году стал основным владельцем сетей магазинов одежды Concept Group и Acoola.
- Кадровые перестановки. 2018 год был богат на кадровые перестановки — «Магнит» и X5 Retail Group активно обменивались топ-менеджерами, обновились лица, принимающие решения, в «О’кее», «Ленте», «Аптечной сети 36,6», «Бахетле», «Семье». Учитывая тенденции и предстоящие перспективы, наверняка, стоит ждать кадровые перестановки в ритейле в 2019 году. Все усилия будут сосредоточены на ИТ, маркетинге, развитии, дижитализации бизнеса, и здесь понадобятся сильные и опытные кадры.
- Мультиканальный ритейл. 2017-2018 годы прошли под знаком дижитализации ритейла. Большинство розничных сетей как в food, так и в non-food сегментах запустили мобильные приложения и интернет-магазины. Да, многие из них неудобны для пользователей и, по-видимому, работают не так, как было задумано. Но это не повод останавливать развитие в направлении дижитализации. Наверняка, в 2019 году многие ритейлеры обновят онлайн-магазины и приложения, адаптировав их к новым требованиям и интегрировав с системами лояльности. Последнее особенно важно, поскольку сейчас мы до сих пор видим, что системы лояльности у одних и тех же ритейлеров работают совершенно по-разному в онлайн- и офлайн-магазинах.
- Магазины без касс. В 2018 году бескассовые магазины открылись в Китае, США, Европе и даже в Белоруссии. Россию эта волна обошла стороной, и вернётся в 2019, но не в Москву, а в регионы. Именно региональные сети - это первые кандидаты на запуск магазинов без кассиров. Что касается федеральные сети, то они также, скорее всего, попытаются запустить бескассовые инновации во флагманских торговых точках. Однако нужно помнить, что такие проекты, хотя перспективные, но недешёвые. Стоимость же обслуживания, а также потери от ошибок системы и краж никто публично не оценивал.
- Более перспективной в ближайшие годы может оказаться технология Scan&Go и её дальнейшее развитие в виде сканирования и оплаты товаров через смартфон покупателя. Крупнейшие сети уже внедряют такие сервисы и продолжат их тестировать в 2019 году.
- Магазин без продавцов. Ритейлеры из года в год при помощи современных технологий стараются сократить количество персонала или перераспределить его работу, а также уменьшить количество ошибок, совершаемых из-за человеческого фактора. В 2018 году магазины опробовали электронные ценники, системы самообслуживания, информационные киоски, мобильные решения, системы оптимизации графиков работы. В 2019 году эти технологии будут внедряться более плотно. Кроме того, наверняка, появятся новые эффективные ИТ-решения.
- Видеоаналитика как перспективное направление. Дальнейшее развитие получит видеоаналитика в ритейле. Одна из причин этого - обкатка технологии в Сбербанке и правительстве Москвы, накопление биометрических данных покупателей. Вероятно, скоро появятся эксперименты с использованием распознавания лиц при оплате на кассе, либо предложения персонализированных скидок в магазине. Ещё быстрее видеоаналитика может найти применение в автоматизации контроля складских операций и выкладки товаров на полках. В опросе, проведённом Retail.ru, ритейлеры назвали видеоаналитику одной из наиболее перспективных технологий в розничной торговле.
- Популярность технологий по борьбе с кражами. Увы, но спады в экономике нередко порождают такое неприятное явление, как кражи: чем беднее население, тем больше краж, в том числе в сегменте розничной торговли, как со стороны покупателей, так и со стороны сотрудников. Поэтому в 2019 году ритейлеры будут вынуждены начать более плотную борьбу с ними. В связи с этим появится интерес не только к видеоаналитике, но и модернизации внедрённых ранее систем Scan&Go, поскольку не все ритейлеры досконально продумали логику этих технологий.
- Технологии увеличение среднего чека. Во многих отраслях ритейла в 2018 году средний чек уменьшился. И, учитывая, что 2019 год не обещает быть позитивным и прибыльным, ритейлеры вынуждены оптимизировать не только частоту покупок, но и средний чек. Для магазинов non-food сегмента такую возможность может дать внедрение мобильных решений для консультантов.
- Искусственный интеллект. Инновационные технологии - лишь первые ласточки к полноценному внедрению искусственного интеллекта. Прогнозирование ассортимента в зависимости от внешних факторов, открытие новых магазинов от гео-прогнозирования, персонализация покупок — всё это пока выглядит как далёкое будущее, но, на самом деле, уже почти представлено в ритейле.
Таким образом, в связи с формированием новых экономических отношений, внедрения новых технологий происходит необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ.
2.3 Розничная сеть ПАО «Магнит» как пример современной организации розничной торговли
Развитие компании ПАО «Магнит» началось четверть века назад в Краснодаре. Первые продажи были оптовые, ассортимент не отличался изобилием и представлял собой товары бытовой химии, парфюмерии и косметики. Однако вскоре у компании появились свои первые розничные магазины сначала в пределах города, потом завоевывая и край.
Основной курс, который взяла компания – это дорасти до ведущего ритейлера в России. Начав с продаж в сфере косметики и бытовой химии, через два года компания изменила курс и переориентировалась больше на продажу продуктов. Развитие этой области сбыта пошло высокими темпами и стало основным направлением сети.