Файл: Розничная торговля в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 686

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организует уличную торговлю;

- осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.

Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:

- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;

- в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;

- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;

- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;

- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;

- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;

- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);

- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);

- в удовлетворении потребностей населения в товарах;

- в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;

- в поддержании баланса между предложением и спросом;

- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;

- в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей[7, с.212-213].

Форматы розничной торговли бывают следующие (таблица 3)[15]:

Таблица 3- Форматы розничной торговли


Гипермаркет

Магазин самообслуживания с торговой S ≥ 5 тыс. кв.м. Имеется весь спектр продовольственных и большой выбор непродовольственных товаров.

Супермаркет

Магазин самообслуживания с торговой S 2,5 - 5 тыс.кв. м. Ассортимент сходен с гипермаркетом, но в силу меньшей площади их непродовольственное предложение более ограничено.

Торговый склад

Торговый объект большой площади, реализующий товары как оптом, так и в розницу.

Универсальный магазин

Торговый объект, предлагающий широкий выбор товаров (каждый – в отдельных департаментах), включая одежду, хозяйственные товары, мебель, канцелярские принадлежности, а также продукты питания.

Продовольственный отдел

Отдел по розничной торговле продовольственными товарами в более крупном торговом объекте, как правило, занимающий целый этаж.

Магазин у дома

Небольшой продовольственный магазин, отличающийся широким графиком работы и продажей готовых блюд и продуктов быстрого приготовления, стандартные продовольственные товары и незначительный выбор непродовольственных.

Гастрономический отдел

Небольшой по площади магазин, как правило, специализирующийся на специфических видах продовольственных товаров (мяса, вина, сыра)

Магазин при АЗС

Удобный магазин, расположенный при АЗС. Как правило, находится в совместной собственности оператора АЗС и ритейлера.

Дискаунтер

Продовольственный магазин с торговой S от 1 тыс.кв.м.. Существует полностью ориентированный на собственные торговые марки и низкий уровень цен либо предлагающий более широкий выбор фирменных изделий и свежих продуктов питания.

Аптека

.

Торговый объект, специализирующийся на продаже лекарственных препаратов, товаров по уходу за телом, парфюмерии, чистящих средств, товаров для детей и домашних животных

Магазин спиртных напитков

Розничный магазин, специализирующийся на продаже спиртных напитков.

Булочная, пекарня

Небольшие специализированные магазины, продающие (как правило, через прилавок) все типы хлебобулочных изделий. Зачастую продукция производится в пределах магазина.

Кондитерский магазин

Небольшой продовольственный магазин, предлагающий пирожные и другие специфические мучные изделия, а также шоколад.

Киоск

Маленький магазин, продающий газеты и журналы, а также ограниченный ассортимент продуктов питания, сладостей, табачных изделий и спиртных напитков через прилавочное окно. Общая S объекта находится в диапазоне от 10 до 50 кв.м

Торговый автомат

Полностью автоматизированный магазин, обычно расположенный на железнодорожных станциях и в других местах с большими людскими потоками. Как правило, осуществляет продажу нескоропортящихся продуктов, например, конфет и безалкогольных напитков, но в ряде случаев также свежих фруктов и бутербродов.

Автолавка

Магазин на основе транспортного средства, обычно продающий основные продукты питания всех типов в удаленных областях, где наблюдается дефицит торговых заведений.


Формат розничной торговли влияет на выбор магазина потребителя и отвечает ожиданиям потребителя. На самом базовом уровне формат розничной торговли является простым рынком, то есть местом, где обмениваются товары и услуги. В некоторых регионах нашей страны в секторе розничной торговли по-прежнему преобладают небольшие семейные магазины, но крупные розничные сети все больше доминируют в секторе, потому что они могут проявлять значительную покупательную способность и предоставлять более низкие цены.

Многие из этих крупных розничных сетей также выпускают собственные частные торговые марки, которые конкурируют с брендами производителей. Значительная консолидация розничных магазинов изменила розничный ландшафт, передав власть от оптовиков в руки крупных розничных сетей.

Таким образом, выводом по первой части является то, что розничная торговля подавляющим большинством авторов определяется как реализация товаров или услуг конечному потребителю для личных нужд.

В соответствии с сущностью торговли определяются ее функции и задачи, связанные с удовлетворением потребительского спроса. Существует большое разнообразие форматов розничной торговли, каждый из которых рассчитан на определенного потребителя.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

2.1 Анализ современного состояния розничной торговли в России

Розничная торговля - одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета страны.

Оборот розничной торговли в России в январе - июле 2019 года вырос на 1,6% в сопоставимых ценах по сравнению с показателем за аналогичный период 2018 года и составил 18 трлн 480,5 млрд рублей. В июле этого года оборот розничной торговли в годовом выражении вырос на 1% до 2 трлн 792,9 млрд рублей[17].

В прошедшем месяце оборот розничной торговли на 94,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 5,4%. Такая ситуация сохраняется с начала этого года и определяет тенденцию все большего сокращения такого формата розничной торговли как рынки и ярмарки[17].


На рисунке 1 представлено современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации. Так минимальная доля товаров, реализуемых на рынках и ярмарках наблюдается в таких категориях как, медицинские и ортопедические товары, мобильные телефоны, транспортные средства и моторное топливо и товары для отдыха и культурных мероприятий. Наибольший процент товаров, реализуемых на рынках и ярмарках сохраняется в таких категориях, как одежда и обувь. Значение составляет почти 20%, что сильно отличается от других категорий товаров[17].

Рисунок 1 - Современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации

Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами за последнее время снова пошла в рост (рисунок 2 [17]).

Однако, в начале этого года в розничной торговле был существенный спад. В целом состояние роста, а затем спада продаж характерно для розничной торговли и связано с рядом факторов, например, таких как сезонность.

Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами

Состояние розничной торговли в России по структуре формирования оборота хозяйствующих субъектов представлено на рисунке 3[17].

Рисунок 3 – Структура оборота розничной торговли

Состояние розничной торговли в России за последние годы по числу хозяйствующих субъектов представлено в таблице 4[17]

Таблица 4 - Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, на конец года

Хозяйствующие субъекты

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц

375,5

376,7

380,5

352,3

327,2

290,3

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц

1442,2

1437,1

1418,7

1384,7

1294,3

1258,2

Розничные рынки, единиц

1589

1447

1308

1158

1091

1002

Число торговых мест на рынках, тыс. мест

423,8

394,4

352,4

311,0

282,2

261,8


Если рассматривать формат розничной торговли, то магазинов наибольшее количество на сегодня в России (таблица 5[17])

Таблица 4 - Сведения о наличии объектов розничной торговли на 31 декабря 2018 года

Объкты розничной торговли

Количество единиц

Магазины

788 124

Гипермаркеты и супермаркеты

25 247

Минимаркеты

269 550

Павильоны

108 346

Аптеки и аптечные магазины

39 883

Палатки, киоски, единиц

86835

Аптечные киоски и пункты, единиц

24378

Очень показательным в плане современного состояния розничной торговли на территории России является динамика предпринимательской уверенности, который с начала этого года медленно растет (рисунок 4[17])

Рисунок 4 - динамика предпринимательской уверенности в розничной торговле

Таким образом, розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт, благодаря устойчивому росту продаж в розничном сегменте.

В динамике ежегодно сокращается доля нецивилизованной торговли, доля рынков, киосков и павильонов. Потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте.

2.2 Тенденции развития розничной торговли в России

Макроэкономическая статистика свидетельствует о замедлении экономического роста. Уже сейчас, на фоне ставшей отрицательной динамики инвестиций в основной капитал и крайне низких темпах роста промышленного производства, вопросы о мерах, необходимых для поддержания экономического роста встают гораздо более остро, чем еще квартал назад.

Одним из немногих, если не единственным фактором, все еще позитивно влияющим на динамику российской экономики, остается потребление населения. Действительно, первые два квартала темпы роста розничного товарооборота были на уровне не ниже предыдущего года (7,6% и 7% соответственно). В третьем квартале они несколько снизились и составили 4,6%.[10]