Файл: Розничная торговля в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формат, который выбрала компания – это магазин возле дома, пользующийся популярностью из-за шаговой доступности и плюс ценовая политика компании, ориентирована на клиентов среднего достатка, коих большинство. Эта стратегия позволила очень быстро расширить сеть, проникнув даже в малочисленные населенные пункты. На сегодня Магнит расширил свое присутствие на всю европейскую часть нашей страны, Урал и частично завоевал Сибирь (рисунок 5).

Причиной такого быстрого роста сети и столь обширного продвижения по территории нашей страны является грамотно выбранная сбытовая политика руководством компании. Им удалось четко попасть в потребности целевой аудитории, а именно:

- доступный уровень цен, рассчитанный на категорию потребителей со средним достатком;

- разнообразный ассортимент, позволяющий выбрать среди нескольких видов одинаковых товаров, отличающихся производителем и стоимостью;

- шаговая доступность, можно зайти по дороге с работы до дома, не нужно ехать куда то специально за покупками.

Рисунок 5 - Географическое распределение розничной торговли ПАО «Магнит»

Из внутренних документов компании основное значение для формирования системы сбыта и реализации товаров имеет стратегия развития, которую компания разрабатывает на долгосрочный период. В частности в стратегии, определенной для развития на ближайшие три года Магнит определил двигаться в следующих направлениях:

- изменить ассортимент, с упором на качество, сохраняя при этом ценовую доступность и учитывая предпочтения потребителей по каждому магазину;

- изменить формат магазина, нацеленность на чистоту и светлое пространство, дружелюбное обслуживание, хорошее обеспечение по налачию и актуальности ценников;

- закрепиться и развить свое присутствие в Москве и Санкт-Петербурге.

- изменить стиль управления передав часть полномочий руководителям сети в регионах, обеспечив, таким образом, гибкость решений и скорость реагирования на рыночные изменения.

Торговая сеть «Магнит» на сегодня является одной из ведущих розничных сетей в нашей стране. «Магнит» является лидером по количеству магазинов и территории их размещения (рисунок 6[11]).

Розничная сеть ведет свою деятельность в многоформатной модели, что позволяет «Магниту» удовлетворять разные потребности и желаниям.

«Магнит у дома» - это магазины шаговой доступности, рядом с жилыми домами и основными пешеходными и транспортными потоками. Торговая площадь объектов -200-600 кв. м. В магазинах «у дома» просто совершать ежедневные покупки благодаря удобной навигации, выкладке товаров, дружелюбному сервису. Большую часть ассортимента составляют продукты питания повседневного спроса: свежие овощи и фрукты, хлеб, молочная и мясная продукция, кондитерские изделия и другие товары.


«Магнит» (данные на 30.09.2019 г.)

20 497 магазина, в том числе:

14 507 магазинов у дома

467 супермаркетов

5 523 магазина дрогери

3 694 населенных пунктов

37 распределительных центров

295 тысяч сотрудников

1,237 триллионов рублей - выручка в 2018 году

Рисунок 6 – Информация об организации розничной торговой сети «Магнит»

«Магнит Семейный» - это магазины с расширенным ассортиментом товаров, в том числе непродовольственных. Объекты расположены в торговых центрах, рядом с жилыми комплексами, офисами. Торговая площадь 1000-1500 кв. м. «Семейные Магниты» представляют собой супермаркеты с ярким дизайном, новейшим оборудованием, удобным зонированием. Особое внимание уделено разнообразию ассортимента, акцент сделан на свежие товары, в том числе готовые решения для завтрака, обеда или ужина.

«Магнит Семейный+» - это магазины площадью 1500-3000 кв. м. с «атмосферой открытий»: дегустации, новинки, скидки и акции, покупки к особым случаям. В магазинах располагаются специализированные отделы («кубы») с расширенным предложением для покупателей, сочетанием ассортимента, сервисов и клиентского опыта.

«Магнит Косметик» - это непродовольственные магазины со специально подобранным ассортиментом, легкой навигацией и удобной выкладкой. Торговая площадь объектов - 200-250 кв. м. Здесь можно приобрести необходимые товары для здоровья, красоты и гигиены, лечебную косметику.

Эффективная организация управления ассортиментной политикой на предприятии АО «Магнит у дома» возможна благодаря процессу доставки продукции в магазины с хорошо нажженной логистикой. Для более качественного хранения товаров и оптимизации их поставки в торговые точки, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 38 распределительных центров и 35 автотранспортных предприятий. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает около 5 776 автомобилей [11]. Кроме того, розничная сеть «Магнит» является крупнейшим частным работодателем в России.

По объему продаж лидируют такие группы товаров как: хлебобулочные и молочные продукты (удельный вес 22,5%), мясные (13,9%), кондитерские (13,2%)[13]. Из того ассортимента, продажи которого имеют значительный вес в общем товарообороте, больше всего прирост наблюдается на товары массового спроса. За последний период продажи колбасных изделий и мяса выросли на 103% за год[13]. Обусловлено это рекламными усилиями и хорошо подобранной продуктовой линейкой. Ассортимент торгового предприятия АО «Магнит у дома» формируется по большей части за счет отечественных товаров, доля импортных снижается в последнее время. У АО «Магнит у дома» есть линейка товаров собственной марки (салаты, торты, рыбные изделия), пользующиеся неизменным спросом. Главная задача обеспечение ассортимента для торгового предприятия АО «Магнит у дома» - работа с поставщиками, которых насчитывается несколько тысяч организаций, как Российских, так и из ближнего зарубежья.


В связи с этим не исключены и ошибочные решения в торговле товаром. Так у «Магнита» сопоставимые продажи за III квартал сократились на 0,7%, трафик - на 3,4%. Покупателей потеряли все форматы, кроме магазинов косметики и бытовой химии[13].

Причина - распродажа товаров из «пассивного» ассортимента, т. е. не пользующиеся спросом и сезонные товары (например, фейерверки и пасхальные наборы – летом). На телеконференции летом 2019 г. финансовый директор «Магнита» заявила, что у сети есть товары на 33 миллиарда рублей, которые не вписываются в ассортимент обновленных магазинов[13].

Распродажа непопулярного ассортимента заметно сказалась на финансовых результатах «Магнита». Валовая рентабельность за III квартал сократилась с 23,5% год назад до 22,4% в июле – сентябре 2019 г.

EBITDA «Магнита» снизилась на 9% до 19,78 миллиардов рублей, рентабельность показателя – 5,8%. Чистая прибыль «Магнита» за отчетный квартал упала на 57,3% до 3,3 миллиардов рублей[13].

Торговая сеть избавлялась от пассивного стока, чтобы дать место новому ассортименту. Распродажа непопулярных товаров проходит в виде промокампании, поэтому доля промопродаж в выручке выросла до 31% при нормальном уровне для магазинов у дома около 20–25%[13].

«Магнит» отслеживает миграцию потребителя - от какого конкурента покупатели переходят к нему и кому «Магнит» уступает своих клиентов. Последние два мониторинга показали, что это влияние равносильное и торговое предприятие уже получает позитивные отклики покупателей на новый ассортимент, но чтобы все покупатели вернулись, требуется время.

Таким образом, за время свοегο существοвания ПАΟ «Магнит», очень сильно развил свою розницу, освоив популярные форматы торговли, приοбрелο круг пοстοянных клиентοв, кοтοрый неуклοннο расширяется, чтο привοдит к увеличению прοдаж прοдукции, а с другοй стοрοны, устанοвилο тесные связи с пοставщиками, чтο пοзвοляет приοбретать неοбхοдимые тοвары сο скидкοй, тем самым снижая стοимοсть тοварοв. Однако, у сети бывают и ошибочные решения в реализации товаров, влекущие за собой потерю клиентов и снижение прибыли.

Социальное значение развития торговых сетей сегодня не ограничивается только сокращением времени, усилий и средств рядовых потребителей на приобретение нужных товаров и услуг. Торговые сети всех форм организации и собственности вместе с сопутствующей инфраструктурой имеющие стабильную тенденцию к росту, являются важным ресурсом сокращения безработицы, трудоустройства, прежде всего молодежи, источником доходов как предпринимателей, так и наемных работников.


Таким образом, анализ текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации показал, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов торговли, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, что оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розничная торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет значительный процент внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Сегодня розничные сети диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.

В результате проведенного исследования в курсовой работе выяснено, что современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы торговли. В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности торгового предприятия становится её конкурентоспособность, а получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования организации.

Итак, в первой части работы были проведены теоретические исследования понятия розничной торговли: рассмотрены сущность, функции, задачи и форматы торговли, существующие в настоящее время в сфере торговли.

Вывод по первой главе заключается в том, что понятие и сущность торговли хорошо проработаны и изучены во многих научных трудах, так же довольно хорошо определены задачи розничной торговли.

Существует много форматов розничной торговли от узкоспециализированных торговых объектов (винный магазин) до многопрофильных универсамов. Так же от формата объекта розничной торговли зависит обслуживание покупателей: либо это гипермаркет, где потребитель сам взвешивает и пакует товар, либо магазинчик у дома, где обслуживание производится из-за прилавка и продавец подает товар.

Вторая часть работы была практической и состояла в анализе современного состояния розничной торговли в России, рассмотрении тенденций развития розничной торговли и характеристике организации розничной торговли в России сегодня на примере розничной сети ПАО «Магнит».


Выводом этой части является заключение, что современное состояние розничной торговли в показателях отражает развитие и рост этой отрасли российской экономики. Меняется структура рынка и с каждым годом стихийной розничной торговли в виде рынков и ярмарок становиться все меньше.

Среди тенденций развития можно выделить направленность по вхождению в нашу жизнь новых технологий. С этим связано много новых направлений в розничной торговле: от перехода к он-лайн продажам до видео наблюдения за клиентами и формирования предложения под потребности каждого индивидуально. Еще одной тенденцией является укрупнение бизнеса в этой сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ  [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/f63c391c2e0afbff37e00b801ba010658a59d234/(дата обращения 04.12.2019)

2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/http://www.consultant.ru/(дата обращения 04.12.2019)

3. Ассортиментная политика АО «Тандер» статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа /https://www.retail.ru(дата обращения 04.12.2019)

4. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – СПб: Питер, 2014.- 312с.

5. Гутникова О. Н. Торговая сфера, как отрасль экономики страны: аналитический обзор, характерные признаки//Управление экономическими системами: электронный научный журнал[Электронный ресурс] - Режим доступа / http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id =50776 (дата обращения 04.12.2019)

6. Ефимова С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс. 2014. 396 с.

7. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник. М.: Дашков и К. 2016. 934 c.

8. Лобанов Н.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - № 6. – С.53-58.

9. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров: Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2016.– 283 с.

10. Осипов А. Главные тренды розничной торговли: статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа / https://vc.ru/trade/54436-glavnye-trendy-roznichnoy-torgovli-2019-goda (дата обращения 04.12.2019)

11. Официальный сайт АО «Магнит у дома»/ [Электронный ресурс] /https://magnit-info.ru

12. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2014. - 120 c.

13. Распродажа Магнита: статья / [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/10/29/814949-rasprodazha-magnita