Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления ресурсами
1.1 Экономическая сущность товарных ресурсов
1.2 Управление товарными ресурсами
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ формирования товарных ресурсов ООО Европа стиль
2.3 Оценка управления товарными ресурсами ООО Европа стиль
2.4 Мероприятия по совершенствованию управления товарными ресурсами
ВВЕДЕНИЕ
Миссия торговых предприятий, заключающаяся в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в продукции и достижении высокой рентабельности хозяйственной деятельности, обеспечивается выполнением производственной программы в условиях ограниченного объема товарных ресурсов.
Особенность формирования товарных ресурсов торговых предприятий обусловлена многоотраслевым характером деятельности, наличием внутрисистемных источников поступления товаров, спецификой обслуживаемого населения.
Несовершенная система организации товарных ресурсов снижает эффективность хозяйствования. Поэтому улучшение управления товарными ресурсами является важным резервом повышения эффективности деятельности торговых предприятий.
Первоосновы теории управления запасами были заложены в трудах таких зарубежных исследователей как Ф.Харрис (1915г.), К.Андлер (1929 г.), К. Стефаник – Алмейер (1927г.) и Р.Уилсон (1934г.). С именем последнего связывают получившую всемирную известность формулу для расчета оптимального размера заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение продукции и повторение заказа.
Целью исследования является анализ управления товарными ресурсами ООО Европа стиль.
Объектом исследования является коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами.
Предметом исследования является коммерческая деятельность в торговом предприятие ООО Европа стиль.
Задачи исследования:
- Изучить сущность товарных ресурсов;
- Ознакомиться с методами управления товарными ресурсами;
- разработать пути совершенствования управления товарными ресурсами в ООО Европа стиль.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения на практике предложенные пути совершенствования товарных ресурсов ООО «Регион В».
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод сравнения, графический способ, табличный метод, метод элиминирования (факторного анализа).
Глава 1. Теоретические аспекты управления ресурсами
1.1 Экономическая сущность товарных ресурсов
Товарными ресурсами называют массу промышленной и сельскохозяйственной продукции, поступающей в торговые предприятия в течение года, квартала, месяца от производителя или из других источников (импорт, резервы) для удовлетворения различных потребностей населения и хозяйств Продукцию предприятий или отдельных отраслей народного хозяйства, которая предназначена для снабжения другим предприятиям, для потребления населению, для экспорта и др. их целей, называют товарной продукцией. За счет товарной продукции промышленности, сельского хозяйства, а также импорта товаров формируются товарные ресурсы государства. Иными словами товарные ресурсы - это товарная продукция промышленности и сельского хозяйства, а также импортные товары, предназначенные для удовлетворения различных потребностей населения, народного хозяйства, а также на экспорт.
Таблица 1
Определения понятия товарные ресурсы в экономической литературе.
Автор, источник |
Определение |
Ефимова О.В. [17, с.41] |
Товарные ресурсы — материальная основа развития товарооборота и повышение уровня народного потребления. |
Ковалев В.В., Волкова О.Н.. [23, с.56] |
Под товарными ресурсами понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления. |
Абрютина М.С., [1, с.54] |
Товарные запасы представляют собой «замороженные» денежные средства предприятия, поддержание оптимального уровня запасов на складе является основной, а в условиях конкуренции и первоочередной проблемой любого хозяйствующего субъекта. |
Соломатин А.Н. [35, с.49] |
Товарные ресурсы — продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов. |
По моему мнению наиболее полное определение товарных ресурсов дано Соломатиной А.Н.
Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:
ТЗн + П == РТО + ТЗк (1)
где ТЗн, ТЗк – товарные запасы соответственно на начало и конец года;
П – объем поступления товаров;
РТО – объем розничного товарооборота.
Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.
Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы.
Необходимость создания товарных запасов обуславливают следующие факторы:
- колебания спроса на продукцию
- колебания сроков поставки
- возможный дефицит (отсутствие запасов, запаздывание доставки).
Мотивами создания товарных запасов являются:
- необходимость совершения торговых операций
- предосторожность
- получение прибыли [34].
Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости.
Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рисунок 1) [5, с.28].
Рисунок 1 - Классификация товарных запасов
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.
1.2 Управление товарными ресурсами
Управление товарными ресурсами представляет комплекс коммерческих, экономических, организационных мер, осуществляемых субъектами правоотношений по доведению товаров от изготовителей до конечных потребителей [15, с.25]. В этом процессе задействовано множество участников, относящихся к различным организационно-правовым структурам с различной формой собственности.
Эффективное управление запасами на предприятии, по мнению Ефимовой О.В. [17, с.51] основывается на трех основных принципах:
1) запасы сырья и материалов с высокой себестоимостью должны быть минимальны;
2) страховых запасов должно быть достаточно для выполнения оперативных заказов клиентов;
3) создание излишних запасов оправданно, если есть уверенность, что они будут востребованы и рост цен на них позволит компенсировать стоимость кредитных ресурсов.
Чтобы у предприятия не было перебоев с продажами, и запасы на его складе вовремя и оптимально пополнялись, ими нужно эффективно управлять.
Управление товарными запасами это:
- Нормирование запасов (определяются их необходимые объемы); оптимальный объем запасов – тот, при котором бесперебойные продажи осуществляются при минимальных на запасы затратах;
- Постоянный учет запасов, контроль их состояния – чтобы количество запасов не оказывалось ниже нормы;
- Поддержка необходимого уровня запасов – оперативное пополнение их количества до восстановления принятых за норму объемов [4, с.71].
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1) Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2) Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3) Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4) Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5) Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6) Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество [8, с.78].