Файл: История развития менеджмента (Индустриальный этап развития менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившийся исторический опыт является основой большого количества наук. Базируясь на правильном понимании и толковании исторических фактов можно получить определенные навыки и знания для оценки и прогнозирования перспектив дальнейшего развития любой из наук, которая обладает возникновением и этапами своего развития. Изучение истории развития также необходимо для избежания ошибок и противоречий, встречающихся на более поздних этапах эволюции какого-либо из учений.

Менеджмент как одна из основных наук управления экономическими процессами имеет свою историю и этапы развития, однако в настоящее время в современном мире данная тематика не является пиком актуальности и не пользуется широкой популярностью для проведения различных исследований. Тем не менее, владение информацией об истории развития менеджмента позволит принимать правильные и взвешенные решения для преодоления сложных задач в конкретных ситуациях и вопросах, с которыми сталкивается современный менеджер.

Менеджмент как и любая из экономических наук изменялся с тесной связи с развитием экономических отношений и человеческого общества, охватывая и приобретая новые особенности и характеристики. На каждом этапе своего развития его роль трансформировалась, что являлось чуткой реакцией на изменения, происходящие в обществе и всей социально-экономической системе.

Целью написания данной курсовой работы является анализ истории развития менеджмента для возможного определения дальнейшего его развития.

Объектом исследования являются этапы развития менеджмента.

Предметом исследования является совокупность процессов, способствующих развитию менеджмента.

Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основные этапы развития менеджмента;

- рассмотреть основные характеристики стадий развития менеджмента в России;

- выявить процессы, способствующие эволюции российского менеджмента;

- выявить основные черты, свойственные современному этапу развития менеджмента;

- определить перспективные направления дальнейшего развития менеджмента.

При написании данной курсовой работы использовались учебники, учебные пособия, монографии известных авторов в области менеджмента, современная научная и учебно-методическая литература, периодические издания (журналы) по рассмотренным вопросам


1 Основные этапы развития менеджмента

1.1 Зарождение менеджмента в древнем мире

Все науки базируются на использовании исторического опыта. Он является неотъемлемой частью нашего мира. Изучение истории позволяет выявить тенденции и темпы ее развития, что несказанно помогает выявить ошибки, допущенные на ранних этапах развития наук.

Знать прошлое — значит понимать настоящее и иметь возможность заглянуть в будущее. При изучении истории происходит анализ связей между событиями и оценка возможностей их повторения.

Это главный способ обучения на чужих ошибках, который позволяет не повторить их при истинных глубоких знаниях. А также учебы на достижениях и успехах других людей, что служит колоссальным опытом поиска решений для похожих ситуаций. [1, с. 38]

Зарождение менеджмента связано с управлением в древних государствах. Так, старейшины, племенные вожди являли собой руководящее начало. В древнейших обществах каждый выполнял свою функцию: одни были собирателями, другие сидели с детьми, третьи - обеспечивали охрану территории и т.д.

Однако необходимо было организовать эту деятельность, в противном случае племя прекратило бы своё существование. Этим и занимался старейшина. Он был человеком, который занимался управлением людьми и процессами. Это стало так называемым семенем, которое со временем выросло в виде могучего дерева менеджмента. [2, с. 74]

На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. [3, с. 85]

Произошла трансформация шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Продукты накапливали, обменивали и пускали в дело. Таким образом стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. Собираемая с населения дань под видом отправления религиозного обряда не пропадала даром. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами. Все это является свидетельством того, что уже тогда практиковалось выполнение стандартных функций менеджмента с целью успешного ведения дел. [3, с. 85]


Древний этап наиболее продолжителен. Он длился с 9 - 7 тысячелетия до нашей эры по 13 век нашей эры. Первые представители данного этапа - старейшины и племенные вожди. Они и стали основоположниками менеджмента. Цари Древнего Вавилона Хаммурапи и Навуходоносор II урегулировали сделки между людьми посредством применения производственного контроля, тем самым внесли значительный вклад в развитие менеджмента. [2, с. 74]

Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего всю систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хамму​рапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менедж​мента. Однако не менее важно и другое — Хаммурапи вырабо​тал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руко​водства, который характеризовал прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением. [5, с. 12]

Сократ один из первых охарактеризовал управление как отдельную сферу деятельности, провозгласив при этом принцип универсальности управления. Платон, в свою очередь, создал классификацию форм управления государством и попытался разграничить функции управленческих органов. [2, с. 74]

Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — систе​ма территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором сто​летии до н.э.

И поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в западном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управле​ние персоналом, организация системы власти и формирования авторитета, а также специализации функций. [5, с. 13]

На первом этапе первоначального развития человеческого общества главным способом управления была социокультурная регламентация, носившая неписаный характер и выступавшая в форме общепринятых, устоявшихся норм. Интересы членов этого общества в основном и главном совпадали. Инструментами управления здесь выступали авторитет личности наиболее достойных, знающих и способных членов сообщества, а также общественное мнение. [6, с. 53] Зародившись в древнем мире, менеджмент ещё не представлял собой отдельную науку, a только понимался как функционал управления государством и порядок ведения экономических отношений в нём.


1.2 Индустриальный этап развития менеджмента

Следующий период развития менеджмента связан с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее главные особенности — отделение менедж​мента от собственности (капитала) и зарождение профессиональ​ного управления. Если ранее открытия, обогащавшие теория и практику менеджмента происходили спонтанно, от случая к слу​чаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустри​альная революция, связанное с ней новые общественные отно​шения оказали гораздо более существенное воздействие на тео​рию и практику управления, нежели все предшествовавшие ре​волюции. [5, с. 13]

Индустриальный этап развития менеджмента длился с 1776 по 1890 годы. Он непосредственно связан с развитием экономики и повышением численности населения, которое способствовало возрастанию уровня миграции. Большая плотность населения делала довольно проблематичным поиск рабочих мест, в связи с чем многие вынуждены были искать работу в промышленных городах, потому что в них всегда был спрос на рабочую силу, особенно в развивающихся отраслях промышленности. [5, с. 13]

Данная фаза развития менеджмента неразрывно связана с деятельностью Адама Смита. Он провел анализ различных форм разделения труда, а так же определил и охарактеризовал обязанности государства и правительства. Его современник, Роберт Оуэн, создал учение, оказавшее влияние на формирование научных направлений и школ менеджмента. Он впервые разработал и применил на практике инструменты мотивации и стимулирования труда подчиненных. Самым его серьезным исследованием было изучение взаимоотношений работника и работодателя. [1, с. 39]

Промышленная революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII–XIX вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма. По мере того, как промышленность прогрессировала, в час​тности перерастала границы ранней фабричной системы (ма​нуфактуры), формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственно​го занятия бизнесом как экономической деятельностью, наце​ленной на увеличение прибыли. Место руководителя-собствен​ника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отдаление управления от производства и капитала и в конце концов привела к превра​щению администрации и менеджмента в самостоятельное эко​номическое явление. [5, с. 14]


Внеэкономическое принуждение к труду сменилось экономическим: на нем основывались социальная зависимость и подчинение. Главным способом управления стала реализация экономических интересов, их согласование, поддержание их необходимого баланса. Во многих случаях, с усложнением содержания функции управления, собственники производства стали передоверять свои функции управления специальным работникам (менеджерам). [6, с. 53]

Менеджмент имеет своей купелью частный сектор, а не го​сударственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но офор​мился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от неу​довлетворительного управления могли быть колоссальными. По​этому благосостояние государства, получающего налоги от биз​неса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Менеджмент втягивал в свою орбиту лучших специалистов. Порой даже средние по своим способно​стям люди, пройдя горнило бизнеса, рынка, сложный путь уп​равленца, становились выдающимися личностями в предпри​нимательстве. [5, с. 15]

Определение категории «предпринимательство» до сих пор остается достаточно дискуссионным. Чаще всего под предпринимательством понимается инициативная деятельность на свой страх и риск с целью получения прибыли (включающая как учреждение нового бизнеса, так и управление уже существующей компанией, и осуществляемая как владельцем бизнеса, так и наемным менеджером). Предпринимательство является частным случаем управления организацией (менеджмента). В условиях рынка оно играет особую роль, поскольку именно данный феномен является «движущей силой» конкуренции. Предприниматель, стремясь получить прибыль (большую прибыль), генерирует новые идеи, ищет более эффективные решения по сравнению со своими конкурентами и, таким образом, выступает источником инновационных решений. [7, с. 113]

В конечной своей стадии данный этап развития менеджмента обозначил выход на исто​рическую арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном уп​равлении привела к формированию нового типа «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Однако промышленная революция и классический капитализм в то время остались вре​менем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профес​сионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма воз​никли первые школы бизнеса и система профессионального обу​чения руководителей. [5, с. 15] С возникновением категории профессиональных менеджеров в истории развития менеджмента начался новый этап, a можно даже сказать эра менеджмента.