Файл: Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Дети-сироты как объект социального обеспечения в Российской Федерации
1.2. Нормативная правовая база социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Социальные гарантии детям –сиротам в Российской Федерации
2.2. Проблемы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации и пути их решения
Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в системе сопровождения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Из-за множественности функций и многочисленности персонала органов опеки, они фактические не в состоянии осуществлять индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствуют федеральная и региональные структуры органов опеки и попечительства.
Координирующую роль в системе социальной защиты детей призваны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Их функции часто совпадают с обязанностями органов опеки, что приводит к дублированию в работе, снижению ответственности за достижение позитивных результатов их деятельности.
7. Стратегические проблемы борьбы с сиротством.
Под стратегическими проблемами понимаются проблемы, связанные с главными направлениями борьбы с сиротством и ее основными целями.
Одна из таких проблем, связанная именно с пониманием целей и природы борьбы с сиротством - отсутствие профилактики сиротства. Под профилактикой сиротства очень многие специалисты, занимающиеся судьбами и устройством сирот, понимаю, фактически, работу с уже состоявшимися сиротами, а не работу, предупрежденную их появление.
По мнению многих экспертов, в эпицентре стоит разрушение семейных ценностей, общее снижение морали и нравственности в обществе, отсутствие воспитательной работы с детьми. Фундаментальной профилактикой социального сиротства является создание условий для обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании. Из школы практически уходит воспитательный процесс.[6]
Невозможно с позиции системного подхода сделать обучение эффективным без влияния на личность в целом. В семьях нравственное воспитание ослабело из-за большой занятости большинства родителей и невозможности адекватной опоры на многолетние традиции семейного воспитания из-за новых резких изменений общественно-экономических основ жизни с 1993 года[7].
Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Самыми острыми среди них являются:
- недостаточность финансовых и организационных ресурсов;
- непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;
- отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;
- низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;
- негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;
- слабая профилактика сиротства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной работы мною были сделаны следующие выводы:
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Основными нормативно-правовыми актами являются:
«Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребёнка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989).
Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот является Конституция Российской Федерации (в ст. 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, и порядку их предоставления.
Детям-сиротам, устанавливаются следующие социальные гарантии:
- дополнительные гарантии права на образование;
- дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение;
- дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение;
- дополнительные гарантии права на труд;
- гарантии на судебную защиту.
Главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. В итоге, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления.
Самыми острыми проблемами являются:
- недостаточность финансовых и организационных ресурсов;
- непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;
- отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;
- низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;
- негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;
- слабая профилактика сиротства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) ст 7. // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ от 28 апреля 2008. №17 ст.1755;
- Указ Президента РФ от 02.11.1993 N 1815 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества"
- Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС КонсультантПлюс.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН). //Российская газета. – 1998. – 10 декабря. - № 355;
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и при их усыновлении на национальном и международном уровнях», принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986г
- ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1959 г. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г.
- Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (принята резолюцией 44/22 Генеральной Ассамблеей ООН, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.). // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – выпуск XLVI;