Файл: Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При предоставлении обучающимся - детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.

Дети-сироты, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

1. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение

Право на медицинское обеспечение для детей-сирот, включает в себя:

- бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

- высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярные медицинские осмотры;

- предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.

Направление на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Правила проведения диспансеризации детей-сирот, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), приемную или патронатную семью, медицинскими организациями определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

2. Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение.

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей- сирот, является вопрос обеспечения жилой площадью.

Дети-сироты, имеют право на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений при соблюдении следующих условий:

а) данная категория граждан не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, либо проживание в указанных жилых помещения не представляется возможным.


б) достижение совершеннолетнего возраста либо в случае приобретения полной дееспособности достижения совершеннолетия;

в) окончание срока пребывания в образовательных, медицинских, социальных организациях для детей-сирот, либо завершение обучения.

Срок договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае, если есть обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания помощи в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам, договор найма жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более чем один раз. В случае отсутствия указанных обстоятельств, то орган исполнительной власти принимает решение о заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения.

Право на жилое помещение возникает только у тех детей-сирот, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

3. Дополнительные гарантии права на труд.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.

Работникам - детям-сиротам, и лицам из числа детей-сирот, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.[3]

4. Дополнительные гарантии права на судебную защиту.


За защитой своих прав дети-сироты, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Разработка и реализация целевых программ по охране и защите прав детей-сирот, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социально-правовая поддержка детей-сирот, является скрепляющим звеном между нормативно-правовой основой такой поддержки, устанавливающей гарантии указанным лицам, и необходимостью предоставления социальной помощи. Принятие срочных мер по нормативно-правовому обеспечению, по социальному обеспечению, по выявлению и устройству детей-сирот, во многом способствует не только профилактике правонарушений, совершенных несовершеннолетними, но и их предупреждению.

Меры по государственной поддержке детей-сирот, предоставление им социальных гарантий имеет важнейшее значение в вопросах укрепления семья, здоровья и благополучия детей, а также улучшения демографической ситуации в нашем государстве.

2.2. Проблемы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации и пути их решения

Существует широкий круг проблем, порождающих сиротство. Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. .

Очевидно, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.

«Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

1. Экономические проблемы.

Многие эксперты отмечают, что система российских пособий при беременности и родах, для детей из бедных семей и тому подобное, не может рассматриваться, как экономический стимул рожать или принимать детей в семью. Ни одно из этих пособий не обеспечивает даже 25% среднего дохода [4]домохозяйств, что является европейской нормой, - отмечают И.И. Корчагина, А.И. Пишняк, М.А. Малкова, Овчарова Л.Н., Ярская-Смирнова Е.Р.


Большинство экспертов согласны с тем, что необходимо увеличить размеры детского пособия и пособия для инвалидов детства, увеличить размер пособия одиноким матерям, по утере кормильца, придумать систему льгот для молодой семьи.

К экономическим проблемам борьбы с сиротством относится недостаточность средств, выделяемых государством: денег на зарплаты специалистам, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.

2. Социальные и культурные проблемы.

За десятилетие гражданской войны и первых лет строительства был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. Практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение к старшим.

Последовавший затем советский социализм предлагал технократическую модель семьи, где различные общественные приспособления: ясли, детские сады, школы с продленным днем и интернаты должны были «освободить» родителей от хлопот, связанных с воспитанием детей, а заодно - и от тесных эмоциональных связей с ними. После краха советского социализма общество не обрело новых ценностей, а процесс разрушения семьи продолжился.

С 2007 года государство объявило семейное устройство детей-сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Однако, чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.

3. Педагогические проблемы.

Педагогических проблем в области борьбы с сиротством много, и они имеют разный характер.

Во-первых, в целом сирот значительно хуже обучают, чем других детей. Многие из них и сами не горят желанием учиться, но, фактически, не существует системы обучения, которая учитывала бы их особенности и была бы при этом эффективной. Достаточно сложно они интегрируются и в обычных школах и профессионально-технических заведениях.

Во-вторых, крайне низок уровень знаний в обществе о самом сиротстве - о его масштабах, причинах, способах борьбы с ним. В обществе имеют хождение самые фантастические мифы о феномене сиротства и самих сиротах.

В-третьих, низок и профессиональный уровень специалистов, работающих с сиротами - педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников и работников различных центров сопровождения семей и сирот. Это отмечают многие эксперты и признают необходимость колоссальной образовательной работы.[5]


Недостаточно высок уровень представлений о сиротстве специалистов-медиков. В частности, если речь идет о ребенке, родившемся с серьезными проблемами здоровья, многие врачи, выступая в качестве «институализированного советчика» часто наставляют родителей на путь отказа от ребенка. По-прежнему, широко распространено мнение «Вы еще родите другого, нормального, а этого оставьте». И другие специалисты все еще искренне считают, что ребенку, например, с ДЦП, в интернате лучше, чем в семье - «там качественный уход» - говорят они. То есть работа должна вестись не только с общественностью, но и, в первую очередь, со специалистами, оказывающими непосредственное влияние на принятие родителями решения.

4. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном сознании.

В российском обществе наблюдается низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение - по-прежнему две самых известных формы устройства сирот. Искаженно и представление о законодательстве относительно сиротства. Можно отметить низкую личную вовлеченность населения. Больше 75 % опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь, то есть помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.

Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей. Эти 75% опрошенных даже никогда и не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью. Бытует представление о сиротах как об обезличенной массе. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном мнении доминирует показатель «тысячи». К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый негативный стереотип о детях-сиротах. 89% высказываний, характеризующих детей-сирот, дают отрицательную характеристику этим детям: «дети с тяжелыми наследственными заболеваниями», «яблоко от яблони недалеко падает», «детей плохая генетика», «это дети наркоманов и алкоголиков с их генами», «запущенность», «дети все с отклонениями».

6. Организационные проблемы.

Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и многофункциональной, а проще сказать - запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.