Файл: Формы и виды ответственности лица, принимающего решения(ООО «Эльсан»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.
ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
1.2 ТИПОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ООО «Эльсан».
2.1 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ XXI ВЕКА.
2.2 АНАЛИЗ ФОРМ И ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
ВВЕДЕНИЕ
Управленческое решение — это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решения, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.
Один из главных вопросов при принятии управленческих решений - это вопрос об ответственности руководителя, которая возникает в случае причинения вреда организации или элементам ее внешней среды. Ответственность за результаты принятого решения и его исполнения (или неисполнения) - весьма важный фактор управленческой деятельности, поэтому менеджер в процессе разработки управленческого решения должен оценить возможную меру ответственности в случае выбора каждой из возможных альтернатив.
Каждому руководителю приходится постоянно принимать решения. За принятые решения и за последствия этих решений он, несомненно, несет ответственность. Причем чем больше полномочий у руководителя - тем больше его управленческая ответственность.
Управленческая ответственность связана в первую очередь с принятием управленческих решений. Самое главное правило принятия управленческого решения - это все та же управленческая ответственность. Даже если решение было принято коллегиально, ответственность все равно лежит на руководителе. Увы, но управленческая ответственность часто игнорируется. При принятии текущих решений руководители упускают из виду перспективу, что в конечном счете негативно сказывается на бизнесе.
Существенным признаком управления является возложение (принятие и передача) ответственности за операции по подготовке и реализации принимаемых решений. Ответственность означает при этом обязанность (долг) и готовность менеджеров действовать определенным образом по отношению вышестоящему руководству, к самим себе, а также общественности, т.е. к различным лицам и группам лиц в организации и за ее пределами.
Определенная часть управленческих решений может делегироваться полностью или частично руководителями, или менеджерами на более низкие уровни управления. Однако собственно, принятие управленческих решений, отдача распоряжений по их реализации и связанная с этим ответственность являются неотъемлемыми сущностными признаками руководства и поэтому не делегируются.
Ответственность с позиции управленческих решений есть форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что принятие решений является главной частью процесса управления, вокруг которого вращается жизнь каждой организации.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия управленческого решения и ответственности лица, принимающего решения.
Объект исследования – управленческое решение и ответственность лица, принимающего решения.
Предметом исследования является сущность управленческих решений, понятие, формы и виды ответственности, лица принимающего управленческие решения. Еще эта работа содержит информацию о процессе принятия управленческих решений: принципы и этапы данного процесса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· установить природу и сущность управленческих решений;
· рассмотреть сущность управленческой ответственности;
· изучить виды управленческой ответственности;
· проанализировать принятие управленческих решений и ответственность на ООО «Эльсан»;
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.
ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс, учитывающий интересные одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое (организационное) решение – значит ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов – минимальными?
Управленческое решение – выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления. [1]
Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала, контроля хода работы и ее результатов и т. д.
Управленческое решение может принимать различные формы: приказы, распоряжения, контракты с партнерами, правила и инструкции, планы работы подразделений и отдельных сотрудников и т. п. (рис. 1).
Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.
Управленческое решение - творческое и волевое воздействие субъекта управления (руководителя, менеджера) на объект управления (организацию, подразделение, процесс и т.п.), направленное на достижение поставленной цели. [2]
Рисунок 1. Управленческие решения, типичные для различных функций менеджмента
В теории принятия решений руководителя часто называют лицом, принимающим решение (ЛПР). Ответственность за принятие решений в сфере своих компетенций и функциональных обязанностей – тяжелое бремя, которое ощущает на своих плечах руководитель любого ранга. Как правило, любое решение оказывается для менеджера довольно сложным и ответственным.
Основными условиями принятия управленческих решений считаются:
- наличие четко сформулированной цели, на достижение которой направлено принимаемое управленческое решение;
- наличие вариантов достижения поставленной цели;
- выбор критерия (критериев) эффективности управленческого решения;
- понимание ограничений, накладываемых на принимаемое решение.
Одна и та же цель может быть достигнута разными способами. Выбор критерия позволяет оценивать и сравнивать между собой возможные способы. Например, увеличение объемов производства (цель) может быть достигнуто за счет заключения договора на поставки необходимого сырья с одним из восьми потенциальных поставщиков (варианты). В качестве критерия эффективности решения (выбора одного из этих вариантов) менеджмент может рассматривать качество сырья. В этом случае лучшим решением может стать заключение договора с тем поставщиком, который обеспечит максимально высокое качество. Однако окончательный выбор может быть ограничен разными факторами, например, максимальной ценой на сырье, которую может позволить себе предприятие, и максимальной удаленностью предприятия-поставщика. С учетом этих ограничений наилучшим решением будет заключение договора с поставщиком, который гарантирует максимальное качество сырья и при этом соответствует указанным ограничениям. [3]
К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные, правовые, нравственно-этические и другие факторы.
Рисунок 2. Схема процесса принятия решения
Что означает «принять решение»? Говоря об управленческих решениях, мы часто употребляем термин «принятие решения». Какой смысл вкладывается в него? Это выражение может рассматриваться в широком и узком смыслах. На рис. 2 показана общая схема, иллюстрирующая процесс управления с точки зрения принятия управленческого решения. [4]
Как видно, под принятием решения в широком смысле понимается весь сложный, многоэтапный процесс решения менеджером какой-либо проблемы и выбора им окончательного варианта действий в конкретной ситуации. Однако окончательное решение, представляющее собой волевой акт выбора варианта будущих действий, остается за тем лицом, которое отвечает за это решение.
Поэтому термин «принятие решения» часто употребляется в узком смысле, отражающем окончательный выбор – волевой акт принятия решения руководителем. В этом случае схема процесса формирования и принятия решения будет иметь вид, показанный на рис. 3.
Рисунок 3. Схема процесса формирования и принятия решения
В соответствии с действующим в РФ законодательством, регулирующим деятельность фирм независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также от функционирования различных видов договорных отношений (договоров, контрактов, сделок) фирмы и должностные лица несут различные (виды) ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из законов РФ, нормативных актов и заключённых договоров.
Под ответственностью традиционно понимают особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Более широкое понятие представляет ответственность как меру соответствия действий индивида, группы или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Ответственность— один из основополагающих элементов самоуправления наряду с самостоятельностью и заинтересованностью.
В ст. 307 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что в силу обстоятельств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право потребовать от должника выполнения его обязанности. В п.2 ст. 307 первой части ГК Российской Федерации установлено, что обстоятельства возникают из договора, вследствие причинения вреда и других оснований, предусмотренных данным Кодексом. Таким образом, наиболее общим основанием для возникновения обязательств предприятий и их ответственности является договор, под которым понимается соглашение 2-х или нескольких лиц (физических или юридических) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (ст. 420, п.1 ГК Российской Федерации), которые возникают: [5]
· из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
· из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания гражданских прав и обязанностей;
· из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
· в результате создания произведений науки, искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной собственности;
· вследствие причинения вреда другому лицу;
· вследствие неосновательного обогащения;
· вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
· вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с гражданским законодательством исполнение обязательств предприятием (ответственность) обеспечивается посредством экономических санкций, залогом, удержанием имущества предприятия-должника, поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом предприятие, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. [6]
Неисполнение обязательства в соответствии с законом и договором вызывает необходимость применения экономических санкций в форме неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую предприятие-должник обязано уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка осуществляется в двух формах: в виде штрафа и пени.
В ст. 331 ГК Российской Федерации говорится, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства; если это положение не соблюдено, то соглашение о неустойке будет считаться недействительным.
Прекращение обязательств предприятия осуществляется следующим способами:
· надлежащим исполнением обязательства;
· предоставлением взамен исполнения отступного, размер сроки и порядок которого устанавливаются сторонами; [7]
· полным или частичным зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок, которого не указан или не определен моментом востребования;