Файл: Формы и виды ответственности лица, принимающего решения(ООО «Эльсан»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.
ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
1.2 ТИПОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ООО «Эльсан».
2.1 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ XXI ВЕКА.
2.2 АНАЛИЗ ФОРМ И ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Решения, основанные на суждениях, имеют два безусловных достоинства:
● для их принятия необходима только голова руководителя и, соответственно, они
являются дешевыми и не требуют больших временных затрат;
● руководитель оказывается в состоянии объяснить, почему принимается именно данное решение, т. е. здесь еще присутствует момент обучения персонала.
Вместе с тем решения, основанные на суждениях, имеют три очевидных
недостатка.
• Решения основаны на здравом смысле руководителя, который̆ не всегда объективен. [14]
• Необходимость использования предшествующего опыта делает такой̆ способ обоснования решений неприменимым в принципиально новых ситуациях.
• Использование предшествующего опыта может быть сконцентрировано в фразе: «Мы всегда так делали!», что смещает решение в направлениях, знакомых руководителю. Из-за этого он может упустить новую альтернативу, которая могла бы стать более эффективной̆, чем знакомые варианты.
В зависимости от концентрации внимания руководителя на формировании альтернатив (гипотез) или их проверке можно выделить:
• уравновешенные решения, когда руководитель уделяет одинаковое внимание формированию альтернатив, оценке их позитивных и негативных последствий, осуществляет доработку альтернатив, если это необходимо, и затем приступает к реализации решения;
• импульсивные решения, когда руководитель занимается выработкой̆ и реализацией̆ гипотез, мало заботясь об их проверке;
• инертные решения, при которых основное внимание руководителя сконцентрировано на проверке альтернатив и их доработке до момента, когда не остается сомнений в их успешной̆ реализации;
• рискованные решения, которые напоминают импульсивные, но отличаются от них тем, что руководитель начинает заниматься проверкой̆ альтернатив, когда сталкивается с проблемами при реализации решений;
• осторожные решения, отличающиеся от инертных тем, что при анализе альтернатив основное внимание руководитель уделяет возможным негативным последствиям.
Рациональные решения обосновываются объективным аналитическим процессом и формализованными методами. Чем сложнее и масштабнее принимаемое решение и чем для большего числа людей̆ важны его последствия, тем важнее становятся его научная обоснованность и тем менее допустимы при его принятии чисто волевые моменты.
Анализируя типы организационных культур современных фирм, можно выделить пять основных методологических подходов к принятию решений. Руководители компаний сознательно или интуитивно применяют эти подходы в зависимости от сформировавшегося на фирме характера организационных взаимоотношений. Проще говоря, алгоритмы принятия решений, используемые руководством компаний, несут на себе отпечаток общего стиля управления. [15]
Традиционный подход. Первый подход можно назвать традиционным. Его особенностью является…отсутствие каких-либо особенностей. Основанные на нем методы управления и принятия решений приемлемы практически для любых компаний. Тем не менее в большей степени традиционный подход характерен для организаций, склонных к механистическому стилю работы и имеющих линейно-функциональные и линейно-функционально-штабные иерархические структуры.
Наименование «традиционный» говорит не о том, что этот подход наиболее распространён, а скорее о том, что принятие решений базируется на традиционных предоставлениях и использовании хорошо известных способов.
Алгоритм принятия решений, реализуемый в рамках традиционного подхода, может иметь вид, показанный на рис. 4.
Системный подход. В основе этого подхода лежит внимание руководства к вопросам взаимовлияния и взаимной обусловленности частей и подразделений организации как элементов (подсистем) сложной открытой социально-экономической системы. С точки зрения системного подхода эффективность управления определяется величиной положительного синергетического эффекта. Управленческие решения формируются в контексте целенаправленного управления процессами преобразования входных ресурсов в выходные. [16]
Рисунок 4. Традиционный подход к принятию решений
Алгоритм разработки решения в рамках системного подхода показан на рис5. Структура алгоритма похожа на предыдущую, данный алгоритм содержит этап выбора варианта решения. Основное отличие состоит в том, что критерием эффективности решения считается максимум эффективности работы организации в целом (как системы).
Рисунок 5. Системный подход к принятию решений
Ситуационный подход. Базовым принципом этого подхода является отсутствие универсальных принципов управления. Ситуационное Управление заставляет руководителя подходить к проблеме принятия решений с позиции детального анализа сложившейся ситуации, ее идентификации и определения наиболее вероятных последствий от применения в этой ситуации известных способов управления. [17]
Отличительной особенностью ситуационного алгоритма принятия решений (рис.6) является этап прогнозирования последствий управленческих воздействий на развитие сложившейся ситуации, а не на организационную систему. [18]
Рисунок 6. Ситуационный подход к принятию решений
Социально-этический подход. Этот подход заставляет руководителя принимать организационные решения, которые в наименьшей степени наносят ущерб сферам деятельности организации, ответственным за сохранение благоприятного социально- этического климата внутри фирмы ее имиджа. К таким сферам относятся практически все направления деятельности организации — от финансовой состоятельности бизнес-планов до лояльности и моральной удовлетворенности персонала.
Стабилизационный подход. Данный подход является своего рода применением на практике принятия решений приростного стиля управления. Эта концепция имеет целью удержать основные характеристики деятельности организации в установленных диапазонах или обеспечить заданный прирост «от достигнутого». По существу, идея стабилизационных решений противоположна идее формирования предпринимательских решений. Стабилизационный подход направлен на поддержание заданной устойчивости бизнес-процессов и гибкости фирмы по отношению к внешней среде. Для ряда предприятий стабилизационный подход является наиболее приемлемым.
Рассматривая управленческое решение как протекающий̆ во времени процесс, в нем можно выделять три основных этапа: подготовка решения, принятие решения, исполнение решения. [19]
Каждый̆ из этих этапов представляет собой̆ последовательность процедур, а каждая процедура – последовательность операций.
Этап подготовки решения включает в себя следующие процедуры: выявление сущности проблемы, формирование критериев принятия решения, определение перечня альтернатив.
Этап принятия решения включает в себя следующие процедуры: оценка альтернатив, экспериментальная проверка альтернатив, выбор единственной̆ альтернативы.
Необходимость контроля исполнения решения обусловлена не столько безответственностью исполнителей̆ при отсутствии контроля, сколько тем, что в процессе реализации решения могут возникать новые проблемы, требующие новых решений, а своевременное их выявление возможно только на основе эффективной̆ системы контроля.
Сущность контроля состоит в определении фактических значений контролируемых показателей̆ и их сравнении со значениями, предусмотренными принятым решением. Целью контроля является выяснение причин отклонений для корректировки выполняемого решения или принятия иных решений. Целесообразно накопление результатов контроля в виде информационной̆ базы, что дает возможность учитывать выявленные недостатки при принятии других решений.[20]
Корректировка выполняемого или принятие нового решения, отменяющего выполняемое, могут иметь как позитивные, гак и негативные последствия, поэтому как проведение корректировки, так и отказ от нее сопряжены для руководителя с некоторыми психологическими трудностями и требуют от него определенного мужества и гибкости.
Технология контроля исполнения решений должна быть достаточно простой, что обеспечивает ее экономичность и оперативность.
Анализ выполнения заключается в оценке его последствий, в сравнении результатов с теми, которые руководитель хотел получить. Анализу должны быть подвергнуты все этапы подготовки, формирования и реализации решения, используемые при этом методы. Особое внимание должно быть уделено позитивным моментам, отмечены исполнители, достигшие успехов в работе, но при этом нельзя обходить и негативные моменты.
Анализ исполнения решения завершает управленческий̆ цикл, но вместе с тем служит началом нового цикла, поскольку разрешение одной проблемы неминуемо ведет к возникновению другой.
2.2 АНАЛИЗ ФОРМ И ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Особенности ответственности за принятие управленческих решений на примере: ООО «Эльсан» [21]
Исследование процесса ответственности за принятия решений проведем на основе анализа схемы принятия управленческого решения, которая является общей. Исходя из этапов исследуемого процесса, план исследования будет выглядеть следующим образом:
1. анализ сбора информации;
2. анализ определения ответственности за принятые решения;
3. анализ реализации контроля;
4. анализ процесса реализации ответственности.
Информационное обеспечение в ООО «Эльсан» начинается с определения того, какой именно области касается данная проблема:
Внутрифирменные вопросы, касающиеся работы персонала, изменений структуры компании, корпоративных мероприятий, а также финансовых вопросов применяются данные штатного расписания, результатов труда сотрудников, должностные инструкции, регламенты работы, данные полученные от бухгалтерии, финансового отдела.
Для решения вопросов, связанных с поддержанием нормального функционирования объектов (магазинов) используется информация, поступающая из отдела эксплуатации и строительства, отдела информационных технологий, департамента торговли, отдела комплектации, информация, полученная из самих магазинов. Вопросы, связанные с заполняемостью магазинов товарами и его ассортиментом, решаются на основе информации от заведующих магазинов, а также отдела управления товарными запасами, отдела маркетинга, отдела поставок, которые получают информацию от партнеров, анализа рынка.
Для решения вопросов, связанных с логистикой, используются данные отдела складской логистики и транспортной логистики. [22]
Для решения вопросов, связанных с развитием торговой сети, открытием новых магазинов используется информация от отдела развития, отдела строительства, которые получают информацию в результате анализа рынка.
Для решения вопросов, связанных с взаимоотношениями с партнерами, используется информация от юридического отдела, бухгалтерии, финансового отдела, департамента предотвращения потерь, а также от отдела, который непосредственно работает с тем или иным контрагентом.
Помимо этого, дополнительным источником информации является корпоративный портал, где можно получить данные о магазинах (адрес, телефон, директор), список сотрудников и т.д.
Реализация контроля и ответственности в ООО «Эльсан» осуществляется различными способами, которые зависят от того, к какой области относится проблема.
Контроль реализации управленческого решения в ООО «Эльсан» зависит от способа его реализации. Контроль осуществляется, как правило, лицом, принимающим решение, задачей которого является отслеживание хода исполнения всех этапов реализации.
В случае делегирования полномочий контроль предполагает сопоставление конечного результата с целью принятого решения.
В случае самостоятельной реализации принятого решения сотрудник осуществляет самоконтроль.
На основе проведенного исследования процесса принятия решений в организации ООО «Эльсан» составим SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), отражающий основные факторы, имеющие значение для определения направления путей совершенствования изучаемой темы.
SWOT-анализ процесса реализации ответственности за принятые решения в ООО «Эльсан»: [23]
S-Сильные стороны |
W-Слабые стороны |
Наличие основных стадий процесса принятия решений |
Отсутствие единого способа принятия решения |
Получение информации из различных источников |
Отсутствие учета социально-психологического аспекта |
Наличие электронной системы согласования |
Отсутствие промежуточного контроля и внесения корректировок |
Несвоевременность получения информации |
|
О-Возможности |
T-Угрозы |
Возможность принятия обоснованных решений |
Несоответствие полученных результатов желаемым |
Возможность учета особенности работы разных подразделений |
Негативный социальный эффект |
Возможность принимать решения, не затрачивая много времени |
Несоответствие между принимаемыми решениями |