Файл: Понятие государства (основные теории происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Невозможно опровергнуть;
  2. Препятствует насилию, революциям и т. д;
  3. Способствует укреплению гражданского согласия в обществе.

Минусы:

1. Теория ненаучна, так как основана на вере в Бога.

2) Патриархальная теория:

Основоположником данной теории является Аристотель. Согласно этой теории, государство произошло из патриархальной семьи в результате её разрастания: семья – совокупность семей (селение) – совокупность селений (государство). Аристотель называл человека политическим «животным», которое вступает в отношения с другими людьми с целью выживания. Государство предстаёт как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье и носит «отеческий» характер. Данная теория имела наибольшее распространение в Древнем мире и в Средние века.

Плюсы:

  1. Способствует сплочению общества; уважению и почитанию государственной власти;
  2. Культивирует дух родства, братства и взаимосвязанности членов общества.

Минусы:

1. Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3) Договорная теория (естественно – правовая).

Самыми известными представителями данной теории являются Б. Спиноза, Ж.Ж Руссо, Т. Гоббс и Дж. Локк. В основе этого учения государство и право рассматриваются как результат общественного договора о правилах совместного проживания. Право возникает естественным путём. Существует 3 основных положения договорной теории:

  1. Не отчуждаемость личных прав и свобод;
  2. Делегирование властных полномочий;
  3. Юридическая ответственность государственной власти.

Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка. Данная теория актуальна для XVII – XVIII веков, в период перехода от Средневековья к Новому времени.

Плюсы:

  1. Носит демократический характер;
  2. Опирается на общество;
  3. Опровергает существование религиозного начала в сущности государства.

Минусы:

  1. Договор – воля людей, значит он может быть расторгнут;
  2. Недооценка влияния социально – экономических и политических факторов.

4) Марксистская теория:

Основоположниками данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И Ленин. Эта теория базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, породивших раскол общества на классы с противоположными непримиримыми (антагонистическими) интересами. В этой теории, государство является результатом изменения социально – экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. С уничтожением классов отмирает и государство. Право рассматривается как возведённая в закон воля господствующего класса.


Данная теория получила наибольшее распространение во второй половине XIX – начале XX в[5].

Плюсы:

  1. Раскрываются признаки государства;
  2. Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;
  3. Материальные условия общества играют в нем очень большую роль.

Минусы:

  1. Происхождение государства в мире идет не по одной схеме;
  2. Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;
  3. На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы.

5) Теория насилия:

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Государство возникло в результате войн, насильственного подчинения одними людьми других. Завоевание приводит к необходимости создания особых органов управления и поддержания порядка[6].

Плюсы:

  1. Основана на многих исторических фактах;
  2. Результат завоевания отражается на всех сторонах жизни вновь возникшего общества;
  3. Государственный аппарат состоит из завоевателей.

Минусы:

  1. Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;
  2. По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;
  3. Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

6) Психологическая теория:

Представители: З. Фрейд, Л. Петражицкий. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Однако всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения[7].

Плюсы:

1. Стремление к общению, доминированию, подчинению

действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Минусы:

1. Люди начинают подчиняться; 2. Осознание зависимости от элиты.

7) Органическая теория:

Известные представители: Г. Спенсер, Р. Вормс. Данная теория выдвинута во второй половине XIX в. Философом и социологом Г. Спенсером. По мнению представителей данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между органами живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступает в связи с этим лишь разновидностью эволюции биологической.


Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Суть органической теории такова: государство возникает и развивается подобно биологическому организму.

Плюсы:

  1. Восприятие государства как единого целого, целостного организма;
  2. Признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Минусы:

  1. Теория полностью не раскрывает причин возникновения государства;
  2. Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным[8].

Помимо всех перечисленных теорий также существует ирригационная теория. Согласно которой государство формируется на определённых территориях с плодородными землями и поливным земледелием. При создании государства важную роль играла необходимость строительства ирригационных сооружений. Данная теория характерна для древних государств, расположенных в долинах крупных рек.

Не все теории могут претендовать на абсолютную достоверность.

Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Глава 2. Признаки государства

2.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

К признакам государства относят:

  1. Территориальная организация населения
  2. Публичная власть
  3. Государственный суверенитет
  4. Взимание налогов и сборов
  5. Государственный язык

В догосударственном обществе принадлежность человека обуславливалась кровным родством. В данном обществе род часто перемещался и не имел определённой территориальной организации. На смену догосударственному обществу пришло государственно – организованное общество. Государство стало иметь локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть. Таким образом появляется пространственный предел государства, в котором устанавливается правовой институт – гражданство или подданство [9].


Среди основных признаков государства важное значение имеет территориальный признак, суть которого состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам. Вся территория государств разбивается на ряд административно - территориальных единиц. В разных странах они принято называть по-разному – округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины — организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Государство олицетворяет собой всё население страны и распространяет на него всю свою власть. Государство имеет символы: герб, флаг, столица, цвета – всё то, что идентифицирует данную государственность[10]. Политические партии и профсоюзы объединяют часть населения и создаются добровольно по различным интересам. Территория, важнейшие параметры которой, в свою очередь, определяются географией и месторасположением, имеет огромное значение для исторической судьбы и перспектив любого государства[11]. Земля, территория государства составляют стратегический ресурс, который по значимости, превосходит остальные ресурсы. Территориальные границы государства считаются священными и неприкосновенными.

Территория – пространственная основа государства, его физическая и материальная опора. Территория является местом сосредоточения членов общества, материальной базой их объединения. Государственное пространство составлено единством сухопутной, водной и воздушной территорий, находящихся под исключительной властью государства.

Пределы территории государства ограничены государственной границей.

Территория – пространство в рамках государственной границы:

  1. Внутренние воды – воды рек, озёр, заливов, бухт и других водоёмов внутри государства.
  2. Территориальными водами называют водное пространство, соприкасающееся с сухопутной территорией в пределах 12 морских миль.
  3. Недра – пространство под поверхностью сухопутной и водной территории и всё, что в нём находится.
  4. Воздушное пространство – пространство над сухопутной и водной территорией страны, в том числе над территориальными водами (до 100 км по вертикали).

Также в качестве территорий государства рассматриваются:

Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка в пределах 200 морских миль.


  1. Территории посольств государства за рубежом.
  2. Военно–морские суда под флагом государства и военно–воздушные суда вне зависимости от места нахождения.
  3. Гражданские суда – морские и воздушные суда под флагом государства, находящиеся в открытом море или в нейтральном воздушном пространстве.
  4. Космические объекты.

Государство объединяет своей властью и защитой население, постоянно или временно проживающих на его территории и связанных с ним публичной властью.

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер, т. е совпадала с населением и принадлежала общине в целом. Публичный характер государственной власти проявляется в том, что властные органы выделены из общества, стоят над ним, а должностные лица, входящие в эти органы, осуществляют только управленческие функции. Кроме того, государство является единственной организацией, располагающей органами управления и принуждения в масштабах всего общества, в частности, правоохранительными органами – судом, полицией, прокуратурой и т. п, призванными защищать общество от нарушений права[12].

Публичная власть означает наличие системы государственных органов (правоохранительных, армий и др.). Они осуществляют социальной управление. Власть называется публичной, потому что выступает от имени всего народа. Власть обеспечивает обществу стабильность, целостность, управляемость и обеспечивает обществу жизнеспособность.

Государственная власть имеет три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.

Государственная власть имеет характерные черты:

  1. Распространяется на всё общество
  2. Носит публичный характер
  3. Опирается на государственное принуждение
  4. Легитимна и легальна
  5. Действует система налогов
  6. Население делится по территориальному признаку
  7. Осуществляется специальными лицами (чиновниками и т. д)

Публичная власть – совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Она отделена от общества, не имеет общего характера и не подконтрольна народу.

Публичный характер власти выражается в том, что государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных.

Публичная власть отражает разграничение государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых. При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединяет его.