Файл: Понятие государства (основные теории происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Государственный суверенитет

Правительственная независимость – самостоятельность государственной власти с любой другой власти изнутри государства и ее за пределами. Правительство обладает возможностью без помощи других разрешать собственные дела. Слово «независимость» появилось с определения «суверен» – государь, исполняющий высшую власть, что распространяется на абсолютно всех подчиненных, т.е. обладает главенством в целой местности страны.

Правительственный суверенитет – это политико-правовое качество (критерий) страны, отражающий главенство и самостоятельность общегосударственной власти.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

  • универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;
  • уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;
  • наличие у нее таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть [13].

В условиях экономической, политической и информационной глобализации понятие «государство» и суверенная государственность всё чаще ставятся под сомнение. На место государства пытаются поставить «мировое сообщество», исходя из интересов которого должна проводиться политика всех стран и народов.

Международное право указывает на принцип суверенной государственности, что в конечном итоге выражает верховенство государственной власти стран на своей территории и независимость в отношениях с другими странами при проведении ими внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет обладает исключительным и неотъемлемым правом (привилегией). Государство, будучи владельцем суверенитета проводит политику самоопределения. Такая политика ставит конкретные цели в следующих сферах:

  1. Безопасность
  2. Самодостаточность
  3. Экономическая эффективность
  4. Самобытность
  5. Консолидация

Наличие государственного суверенитета выражается в наличии единого государственного органа или системы государственных органов, которые составляют высшую государственную власть. Важным свойством суверенной государственной власти является её независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.


Государственный суверенитет производен от народного суверенитета. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ [14].

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию [15].

Экономическая основа - территория, определенный уровень развития экономики, наличие культурного достояния и т.д.

Политическая основа суверенитета – это существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации и структуры власти.

Правовая основа – конституция, законодательство, общепризнанные принципы международного права.

От качества этих основ зависит содержательная часть суверенитета. Если экономический и культурный уровни страны низки, политическая и правовая системы не развиты и не стабильны, то суверенитет носит формальный или ограниченный характер.

Государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают два вида суверенитета – внутренний и внешний. Внутренний суверенитет - это верховенство государства в решении внутренних дел. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Внешний суверенитет - это независимость государства во внешних делах. Внешний суверенитет призван обеспечить неделимость и единство территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела государства. Если иностранные государства или какие – либо другие внешние силы нарушили границу государства и заставляют принять решения, которые не отвечают интересам народа, то это расценивается как нарушение суверенитета государства.

Государство использует свои полномочия как внутри страны, так и на международной арене. Именно государство имеет право выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать международные договоры, объявлять войну и заключать мир. То есть государство обеспечивает национальную безопасность и защищает жизненно – важные национальные интересы.


Государство без суверенитета является не государством, а колонией или составной частью другого государства. Следует отметить, что любое государство существует в сообществе других государств и в той или иной степени зависит от них; абсолютного государственного суверенитета не существует.

Материальной основой государственного и национального суверенитета служит владение территорией, определённой собственностью, культурным достоянием (государственный или национальный язык). Суверенитет государства, используемый для организации взаимовыгодного сотрудничества, порождает единство, выступающее как новая движущая сила ускорения их развития.

2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство и право являются продуктами развития общества, чем и объясняется их взаимозависимость и взаимосвязь. Право необходимо государству, как регулятор общественных отношений. Если государство является правовым, то право устанавливает рамки, за которое государство в лице его представителей не может выходить. Право ставит государство на службу интересам общества. Государство и право объединяют следующие факторы: социальная среда, территория, политическая природа, экономическая основа и нравственно – духовное содержание.

Государство и право не могут существовать друг без друга. Любые государства, включая тоталитарные, вынуждены с помощью права устанавливать определённый правопорядок и использовать правовую форму для осуществления группового, личного и классового насилия. Государство активно участвует в правотворческой деятельности, воплощает волеизъявления народа, осуществляет правоприменительную деятельность и обеспечивает реализацию права государственным принуждением. Взаимодействие государства и права носит постоянный и многогранный характер. Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, то есть придаёт государству и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.


Государство – универсально значимая власть, которая призвана для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. Выделяют три основных типа взаимоотношений между государством и правом:

  1. Государство стоит над правом и им не связано:

Характерно для тоталитарной модели.

  1. Право верховенствует над государством:

Либерально – демократическая модель.

  1. Государство создаёт право, но связано с ним:

Единство права и государства.

Влияние государства на право и права на государство.

Государство создаёт, изменяет и отменяет право, поддерживает гармоничность правовой системы, реализует нормы права, даёт официальное толкование норм права и обеспечивает охрану права.

Право конституционно легализует существование и деятельность государства, является средством осуществления функций государства, законодательно закрепляет структуру государства и компетентность государственных органов и должностных лиц, а также закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве.

Единство государства и права состоит в том, что они возникают и развиваются совместно, выступают инструментами власти, призваны обеспечивать личные и общественные интересы, основаны на едином базисе.

Помимо единства государства и права, существуют и их различия:

Государство – организация политической власти, а право - социальный регулятор. Первичный элемент государства – государственный орган, а первичный элемент прав – норма. Государство и право не совпадают по формам и функциям. Современные государства активно используют право в целях воздействия на экономику через регулирование собственности, товарных отношений, принятие таможенного и налогового законодательства. При подчинённости государства праву формируется правовое демократическое государство.

Одним из основных признаков государства является налогообложение, так как без налогов и других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Налог – это установленный компетентными органами обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания. Налоги, акцизы, таможенные сборы и иные принудительные поборы с населения являются во всех странах действенным инструментом государственного регулирования. Размер, сроки и порядок их взимания определяются в нормативных правовых актах. Налоги и сборы, необходимые для функционирования государства, появляются вместе с его возникновением.


Право устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты на всех, кто находится на территории государства имеет только государство. Государство имеет право освобождать от налогов отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Французский учёный Жан Догме подчёркивал, что налог – одно из проявлений суверенитета государства. Право взыскать налоги было всегда частью суверенных прав. Налог, с одной стороны, является политической категорией, а с другой стороны, формирует основы политической науки, политической жизни общества и в целом является формированием государства. Таким образом, государство имеет систему налогов, которые необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата.

Заключение

Отталкиваясь с вышеизложенного можно совершить следующий вывод: Правительство представляет собою центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление данной властью политики. По этой причине правительство считается системой общественно-политической власти, что реализовывает определенные государственные, религиозные, классовые и прочие интересы в установленной территории. Независимая общественно-политическая власть в стране реализовывает общественно-политические, финансовые и внутренние процессы жизни общества.

Понятие «государство» всегда многогранно и абстрактно, потому что оно не способно вобрать в себя и научно выразить функциональные, структурные и формальные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятия определения государства не является недостатком.

Обобщая вышеизложенное в работе можно отметить следующие признаки государства:

  1. Государственный суверенитет:

Это верховенство власти государства на своей территории и независимость в международных отношениях.

  1. Связь с правом:

Государство не может существовать без права, так как оно юридически оформляет и делает легальной государственную власть.