Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Основная характеристика управленческого контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внедрение внутреннего контроля в российские организации неизбежно влечет за собой изучение существующего зарубежного опыта систем внутреннего контроля и позволяет определить общее и различия в концептуальных подходах к его организации. Отечественные ученые уже смогли перенять имеющийся к тому моменту накопленный зарубежный опыт в этой области и создали собственную систему внутреннего контроля.

В основе модели COSO лежит пять взаимосвязанных элементов системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля в России формируется также из комплекса разного рода элементов, связанных друг с другом, и образующих определенное единство.

Элементы внутреннего контроля

В России

За рубежом

КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА

Совокупность принципов и стандартов деятельности организации, определяющих общее понимание внутреннего контроля и требования к ней на уровне организации в целом.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Институциональный механизм повышения вероятности достижения целей.

ОЦЕНКА РИСКОВ

Процесс выявления и анализа рисков.

Инструмент выявления возможных трудностей для достижения целей, в связи с чем, предварительным условием для данной оценки является определение целей.

ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Средства и внутренние нормативные документы, усиливающие возможность достижения целей организации, применяемые в рамках всей организации.

ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ

Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование контроля и возможность достижения им поставленных целей.

Дают возможность осуществлять движение информационных потоков вниз, вверх и по горизонтали в организации для достижения ее целей.

ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Оценка определяется руководителем или внутренним аудитором организации.

Представляет возможность оценить качество работы системы в течение определенного времени.

Рисунок 3. Сравнительная характеристика основных элементов внутреннего контроля в России и за рубежом

На основании изученных работ российских ученых в области организации системы внутреннего контроля, Рудько-Силиванов В.В. Санникова И.Н. , Котованова С.Г., приводится сравнительная характеристика основных элементов системы внутреннего контроля в России и за рубежом (рис. 3).


Многие российские и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теоретических основ организации системы контроля на предприятии. Наиболее известные зарубежные исследования выполнены Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хедоури, Ричардом Дафтом, Роджером Олдкорном. К российским исследователям относятся Цыпкина, Брасков, Румянцева, Ильинский, Данилочкины, Карминский, Фалько. Так же эта тема упоминается и исследуется во многих журналах таких, как «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом».

В процессе сбора информации возможно использование процедур контроля, содержащихся в российских и зарубежных стандартах аудита. Ниже рассмотрена сравнительная характеристика процедур контроля в российской и зарубежной практике (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика процедур контроля в российской и международной практике

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности[4]

Международные стандарты аудита

Инспектирование

Представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Заключается в исследовании записей, документов или материальных активов.

Наблюдение

Представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Представляет собой взгляд на процесс или процедуру, выполняемую другими лицами, например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым персоналом субъекта, или за выполнением процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита.

Подтверждение

Представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Представляет собой отклик на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

Пересчет

Представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Представляет собой проверку точности арифметических расчетов в регистрах бухгалтерского учета.

Аналитические процедуры

Представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Представляют собой анализ имеющих важное значение коэффициентов и тенденций, включая последующее изучение их колебаний и взаимосвязей, поскольку те могут не согласовываться с другой уместной информацией или отклоняться от прогнозируемых величин.


Продолжение Таблицы 1

Исходя из Таблицы 1, можно сделать вывод о том, что сравнительная характеристика процедур контроля в российской и международной практике схожа, но в практике федеральной деятельности процедура контроля гораздо обширнее, и захватывает множество сфер предприятия, тем самым регулируя тщательный контроль организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы, в задачу которого входит предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также, в случае их совершения, обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонений. В рыночной экономике проблема рационализации контроля решается прежде всего в интересах бизнеса.

Анализ российской практики показывает, что методы экономического управления, базирующиеся на прежних методиках использования плановых инструментов, систем учета и анализа уже не могут дать хорошие результаты. Необходимо осваивать новые методы планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности. Практика убеждает, что наилучший на сегодня инструмент рыночных преобразований всей деятельности предприятия — внедрение системы контроллинга, которая основывается на конкретных условиях рынка, учитывает его неопределенность, стихийный характер, быстрые изменения в ценообразовании и другое. При резко возрастающей значимости правильных управленческих решений, усилении ответственности за их последствия, возможности банкротства предприятия становится особой ролью менеджеров, отвечающих за поведение предприятия на рынке. Контроллинг, наряду с другими новейшими управленческими инструментами, выступает для них основной возможностью не только устоять в рыночных коллизиях, но и добиться ускоренного прогресса компании. Также в данной работе можно увидеть сравнительный анализ методов контроля в российских и зарубежных предприятиях, которая полностью раскрывает тему курсовой работы.

В ходе написания работы были изучены базовые понятия управленческого контроля в организации, и его основная характеристика. Разобраны виды и особенности систем, произведено детальное описание всех разновидностей контроллинга внутри организации. Так же были раскрыты общие принципы организации системы эффективного контроля организации, где ответили на вопросы: каким образом, благодаря чему и кому, и за счет чего функционирует на предприятиях система контроля.


На фоне полученных знаний из теории, был проведен анализ практической части, где разбиралась национальная особенность систем контроля деятельности российских и зарубежных компаний. Выявили особенности организации контроля в российских компаниях, а также, системы контроля за рубежом. Благодаря тщательному анализу, в работе представлена таблица сравнительного анализа особенностей систем контроля международного уровня.

Поставленные в работе цели были достигнуты, а задачи тщательно изучены, благодаря различным информационным источникам. Предприятия российского и зарубежного рынка были подробно изучены, проанализированы и предоставлены в подробном, письменном описании в данной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

  1. Постановление Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22.12.2005) «Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация)». [Электронный ресурс]. Консультант Плюс, 1997 – 2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 187292/, свободный;
  2. Информация Минфина России № ИЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни». [Электронный ресурс]. Консультант Плюс, 1997-2019. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW, свободный;
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 “О персональных данных”. [Электронный ресурс]. Консультант Плюс, 1997 – 2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/, свободный;

Учебная литература:

  1. Анискин Ю.В. «Планирование и контроллинг». М: мега-Л, 2005г., с.256;
  2. Данилочкина Н.Г. «Контроллинг как инструмент управления предприятием». М: Юнити, 2002г., с.354;
  3. Котванова, С.Г. «Институциональная эволюция системы внутреннего контроля организаций»: Вестник Алтайской академии экономики и права, М: Спецвыпуск (32), 2013г.;
  4. Михненко П.А. «Теория менеджмента».: учебник, М: МФПУ "Университет", 2014г.;
  5. Михненко П.А. «Секреты эффективных бизнес-решений». М: НТ Пресс, 2007г.;
  6. Минцберг Г.К. «Структура в кулаке: создание эффективной организации» /Пер. с англ., СПб: Питер, 2011г., с.348;
  7. Рудько-Силиванов, В.В., Лапина К.В., Крючкова Е.А. «Концептуальные основы и практика организации системы внутреннего контроля»/:Деньги и кредит, 2011г., С. 36-41;
  8. Семенков И.В. «Стадии развития организации»: управление персоналом, 2001г.;