Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Основная характеристика управленческого контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные виды и методы проведения контроля являются классическими и наиболее часто используемыми. [1] Но применяемые вместе они образуют систему, которая индивидуальна для каждого предприятия. Идеальная система контроля для одних организаций может лишь скрыть существующие проблемы и стать губительной для других. Поэтому, какой бы вид и метод контроля не выбрал руководитель, он всегда должен учитывать особенности присущие организации.

1.3. Принципы организации системы эффективного контроля предприятия

Одной из важнейших функций в организации является грамотное построение эффективного контроля. Любая организация сама решает какие методы, формы и виды контроля использовать, но принципы построения системы контроля универсальны для всех. Эффективность контроля должна превышать затраты на его обеспечение. А что же такое эффективность контроля? Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям:

  • Стратегическая направленность (контроль должен отражать и поддерживать главные приоритеты организации);
  • Ориентация на результаты (конечной целью контроля является достижение результатов работы организации, а не выявление отклонений);
  • Соответствие целям (контроль должен соответствовать конкретному виду деятельности, быть адаптированным к нему);
  • Своевременность (грамотный выбор временного интервала контроля, советующий контролируемому процессу);
  • Гибкость (система контроль должна быть адаптивной к внешним изменениям);
  • Простота (система контроля не должна быть излишне сложной);
  • Экономичность (затраты на контроль не должны превышать его эффективность);
  • Объективность (выводы, сделанные по результатам контроля, не должны зависеть от предвзятого мнения каких-либо лиц).

Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние. К положительному влиянию относится создание условий для стремления работников избегать ошибок в работе, а к отрицательному влиянию – формирование поведения, ориентированного на контроль, а не на результат. Излишне частый, необоснованно строгий контроль может стать причиной такого поведения сотрудников, когда они будут либо основное внимание уделять только тем видам работы, которые строго контролируются менеджерами, забывая о других, либо изображать активную и продуктивную работу в то время, когда их контролирует руководитель, не заботясь о качестве и эффективности. Баланс контрольных процедур является немаловажной проблемой менеджмента. Эффективным можно назвать лишь такой контроль, который представляет собой золотую середину между тотальным контролем и полной бесконтрольностью.


Бесконтрольность часто порождает апатию и даже, как ни странно, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Такая реакция людей легко объясняется психологически. Большинство сотрудников полагают, что если их работа не контролируется, то это значит, что в компании нет критериев качества их работы, а руководство расценивает их деятельность как неважную и второстепенную. Кроме того, у сотрудников появляется ощущение, что они и сами не знают, качественно ли они выполняют свою работу. Другой крайностью неэффективного управления является тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю - весьма распространенная среди менеджеров болезнь.

К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:

  • Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям;
  • Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник – менеджер»;
  • Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта - организации. Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры;
  • В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для чего менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и нормах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса и параметра.

Данные рекомендации помогут поддерживать контроль на предприятии, и минимизировать общее количество ошибок посредством введения минимальных санкций для сотрудников. Ведь контроль — это «взаимодействие между людьми, один из которых (подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) - нет. Не поймать, схватить, уличить, а выяснить и помочь - в этом психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия[2]».

Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. Четкое следование вышеперечисленным этапам и учет факторов, влияющих на эффективность контроля, позволяет правильно организовать систему контроля деятельности предприятия. Контроль направлен на постоянное совершенствование деятельности предприятия, что является необходимостью современных предприятий.


ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Особенности организации контроля в российских компаниях

Процесс управления персоналом организации в российских компаниях предполагает обязательное наличие обратной связи. Инструментом обратной связи будет являться система контроля за деятельностью сотрудников. Нельзя говорить об эффективной работе компании, если не уделяется достаточно внимания контролю и оценке труда ключевых категорий персонала. Функция контроля, являясь одной из важнейших функций управления, начинает реализовываться уже с момента создания организации, постановки ее целей и задач. И происходит это по одной простой причине: без контроля начинается хаос и объединять деятельность каких-либо групп становиться невозможно. Кроме того, любая организация, претендующая на долгую и успешную деятельность на выбранном рынке, должна обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению её целей.

Контроль призван выявить назревающие в организации проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. В той или иной его форме контроль всегда присутствуют в любой системе управления организацией. Вместе с тем термин «контроль» чаще всего истолковывается неверно, в том числе и руководителями. Само слово «контроль», как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности. Как следствие, неправильность в представлении и понимании данного процесса рождает ошибочность при его реализации, а значит – снижение результативности.

Основными функциями контроля в российских компаниях являются:

  • Обеспечение подчинения;
  • Координация деятельности;
  • Мотивация персонала;
  • Обеспечение гибкости в стратегии и тактике компании.

В рамках данной работы в качестве объекта контроля выступают непосредственно работники организации, их рабочее поведение, индивидуальные характеристики.


Для реализации функций системы контроля могут быть использованы следующие методы:

  • Наблюдение;
  • Индивидуальные беседы;
  • Собрания и обсуждения;
  • Внезапные аудиты;
  • Измерения.

При создании любой системы контроля необходимо учитывать особенности человеческого поведения, поскольку именно человек является неотъемлемой частью любой системы управления, выступая одновременно в роли объекта и субъекта.

Отечественная модель, как и все национальные модели базируется на системе ценностных ориентиров нашего народа. Не так давно, основным мотивом сотрудника к труду было желание сделать вклад в построение коммунистического строя страны, но такие высокие мотивы сегодня заменяются стремлением к материальной выгоде. Отличительным признаком российского менеджмента является осуществление контроля всего цикла, начинающегося с поставки необходимых ресурсов и заканчивающегося сбытом товара.

2.2. Системы контроля в странах Европы и США

Организация системы контроля в зарубежных компаниях имеют схожую черту с российскими предприятиями, но все-таки можно выявить иные подходы к их реализации в жизни. В настоящее время система контроля присутствует на каждом предприятии. Но не смотря на все ее положительные стороны она еще недостаточно эффективна. Поэтому так необходимо изучать систему контроля и искать методы для ее совершенствования.

Рассматривая зарубежный опыт организации внутреннего контроля на предприятии, также следует отметить рекомендации, касающиеся организации внутреннего контроля, разработанные институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, в которых сформулированы требования, касающихся внутреннего контроля экономических субъектов, котирующихся на Лондонской фондовой бирже. В этом документе внутренний контроль рассматривается как система, включающая политику, процессы, задачи, поведение и другие аспекты компании, которые:

  • Способствуют эффективному функционированию, позволяют надлежащим образом реагировать на значительные риски в бизнесе, основной деятельности, финансах, соблюдении требований и прочего, которые угрожают достижению целей компании;
  • Гарантируют качество внутренней и внешней отчетности;
  • Гарантируют соблюдение применимых законов и нормативных требований, а также внутренней политики в отношении ведения бизнеса.

Ответственность за управление рисками возлагается на совет директоров, при этом отмечается роль руководства в реализации политики совета директоров в отношении внутреннего контроля, а также подчеркивается, что сотрудники несут ответственность за внутренний контроль в рамках своих функций за достижение поставленных целей.

Важная роль в английской модели уделяется оценке эффективности системы внутреннего контроля, где совет директоров должен принимать во внимание следующие факторы:

  • Роль внутреннего контроля в повышении устойчивости компании;
  • Сущность и размер рисков;
  • Степень реальности внешних угроз;
  • Соотношение затрат и получаемых выгод, связанных с внутренним контролем.

Повышены требования к внутреннему контролю и в немецком законодательстве. В 1998 год был издан специальный закон «Закон о контроле и прозрачности бизнеса». Основной его целью было повышение эффективности корпоративного управления в немецких компаниях за счет раннего предупреждения руководства о рисках и их эффективное управление, направленное на минимизацию их влияния на результаты деятельности компании. Кроме того, контроль в немецких компаниях существенно выходит за рамки учетного процесса и затрагивает все сферы деятельности организации.

Таким образом, анализ опыта организации внутреннего контроля в российских и зарубежных компаниях показал, что в международной практике преобладает интегрированный подход к построению контроля. Данный подход предполагает проникновение во все бизнес-процессы с последующим обобщением информации и своевременным ее доведением до лиц, которые на ее основе этого должны принять управленческие решения, направленные на минимизацию рисков и более полное использование возможностей роста и повышения эффективности деятельности организации. Все больше российских компаний начинают осознавать важность данного компонента деятельности организации, используя при построении собственных систем контроля лучший отечественный и зарубежный опыт.

2.3. Сравнительный анализ особенностей систем контроля в России и за рубежом

Международный опыт показывает, что успех зарубежных компаний во многом определяется тем, что такие компании активно используют систему управления рисками, в то время как для многих российских организаций вопрос использования методов и моделей управления рисками находится еще в стадии разработки.

Зарубежная практика выступает целостной системой управления рисками, представляющая комплекс эффективных мероприятий по устранению возможных рисков, поскольку данные мероприятия способны радикально повлиять на надежность и устойчивость организаций. Зарубежная модель внутреннего контроля во многом определяется наличием системного подхода и признанием в качестве основного объекта контроля - рисков. Основу этому положило принятие в 2004 г. одного из документов COSO «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»[3]. Исходя из данного документа, понятие рисков оказалось в центре организованной системы внутреннего контроля. Так, в рассматриваемой модели существовавшую до этого контрольную среду сменила институциональная внутренняя среда. Определенное преимущество интегрированной модели заключается в том, что контроль теперь не является гарантом достижения целей, а выступает только инструментом, повышающим вероятность этого.