Файл: Адаптация ребенка к школе(Анализ понятия адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном российском образовании наблюдается перенос акцентов с традиций, которые ориентированы на развитие только когнитивных функций, к идеям о том, что образование должно ориентироваться на развитие целостной личности, перенося акценты в системе взаимоотношений, а также поиска средств, механизмов и способов партнерского взаимодействия субъектов образования.

Поступление ребенка в школу, как правило, связывается с появлением значимого личностного новообразования, а именно внутренней позиции школьника, который представляет собой мотивационный центр, обеспечивающий направленность ребенка на обучение, а также на эмоционально положительное отношение к школе с стремлением соответствовать образцу хорошего ученика. В случаях, когда основные потребности ребенка, которые отражают данную позицию, не удовлетворяются, он может начать переживать эмоциональное неблагополучие, которое выражается в ожидании отсутствия успехов в школе, негативного отношения к себе со стороны одноклассников и педагогов, боязни идти в школу, а также нежелании ее посещать.

Так как школа, это специфический институт социализации, то она не может замещаться сверстниками либо семьей, однако, современная школа порой не выполняет данной социализирующей функции, что провоцирует увеличение количества дезадаптированных детей. Вместе с этим современная школа предъявляет особые требования к развитию психологических механизмов адаптации младшего школьника, а также умения применять собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими по достижению успеха в жизнедеятельности.

Адаптация ребенка к обучению в школе – то сложный и особый период в жизни ребенка не только по причине освоения нового вида деятельности и социальной роли, но и по причине изменения социального окружения и уклада жизни ребенка, поэтому, исследование психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса является актуальным вопросом.

Такие авторы, как Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Н.И. Гуткина, Н.Н. Тарасенко и другие занимались проблемой адаптации детей с точки зрения готовности к школе. В трудах В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман отмечалось, что существует определенная связь с требования обучения и смен форм общения ребенка, которые оказывают влияние на течение адаптации. Современные положения исследования адаптации основываются на результатах исследований Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровиной, которые рассматривали адаптацию, как приспособление ребенка к системе новых социальных условий. В классических положениях таких педагогов, как Л.С. Выготского, О.С. Газман, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили отмечается важность роли педагогов и родителей в протекании процесса адаптации первоклассников.


Цель исследования – изучение психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.

Объектом исследования является адаптация первоклассников к школе, а предметом – создание психолого-педагогических условий благоприятности адаптации первоклассников к школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие адаптации;
  2. Выделить особенности адаптации первоклассников к школе;
  3. Рассмотреть факторы, влияющие на адаптацию младших школьников;
  4. Обобщить создание условий благоприятности адаптационного процесса младших школьников.

Курсовая работа носит теоретический характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Анализ понятия адаптация

Феномен адаптации личности в окружающей среде является предметом изучения в различных областях науки, таких как биология, философия и психология. В более широком смысле адаптация – это приспособление организма к условиям существования. Но если рассматривать более детально, то феномен адаптации может приобрести свою специфику.

Так, в психологическом словаре, биологическая адаптация, либо адаптация на физиологическом уровне – это процесс приспособления функций и строения организма, которое направлено на сохранение постоянства внутренней среды.

Социальная адаптация – это вид взаимодействия личности в социальной среде, в процессе которой происходит согласование требований к определенным участникам процесса. То есть адаптация – это процесс приспособления субъекта к требованиям общества, а также установки соответствия социальным требованиям за счет запретов со стороны группы на вид поведения[1].

Психологическая адаптация – это процесс, который появляется в ответ на новизну окружающей среды, и который включает в себя мотивацию адаптивного поведения человека, формирование программы и целей поведения и жизнедеятельности, при этом воздействуя на эффективность адаптивной деятельности, придавая данной динамике индивидуально-эмоциональную окраску[2].


Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже. Адаптация, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность. Адаптация происходит посредством двух дополняющих друг друга процессов: ассимиляции и аккомодации. По мнению Ж. Пиаже, ассимиляция и аккомодация практически всегда сопутствуют друг другу. Сначала человек пытается осмыслить новый опыт, используя уже имеющиеся представления и способы решения (ассимиляция). Если это не удается, он вынужден внести изменения в собственные представления (аккомодация)[3].

1.2 Особенности адаптации младших школьников к обучению в школе

В сравнении с таким институтом социализации, как семья, атмосфера обучения в начальной школе складывается из совокупности эмоциональных, умственных, а также физических нагрузок, которые предъявляют новые сложные требования не только к психологической и физической конституции ребенка, а также его интеллектуальным возможностям, но и к его личности, особенно социально-психологическому уровню. Разнообразные аспекты приспособления ребенка к школе привлекли внимание психологов, педагогов и психофизиологов.

Стремительные изменения, которые происходят в нашем обществе, противоречивым образом отражаются на младших школьниках, особенно на процессах их адаптации к обучению в школе. Гораздо чаще проблема нарушения процессов адаптации детей младшего школьного возраста привлекает к себе внимание педагогов, психологов и медиков, что формирует множество точек зрения на данную проблему.

Часто, авторы называют младший школьный возраст «вершиной детства», так как в детях еще сохранены такие качества, как: наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого человека «снизу вверх», однако в поведении начинают терять силу непосредственность, так как получает свое развитие логика мышления. Изучением младшего школьного возраста занимались такие авторы, как В.В. Давыдов, Г.А. Абрамова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, А.К. Макарова, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и другие[4][5].


Так, Б.Н. Алмазов, Э.М. Александровская, И.А. Коробейникова, Н.Г. Лусканова, рассматривают проблему адаптации ребенка к обучению в школе с точки зрения несоответствия психофизиологического и социально-психического статуса ребенка требованиям ситуации школьного образования, овладение которыми по ряду определенных причин становятся затруднительными, либо невозможными, что вызывает феномен школьной дезадаптации[6].

В.Е. Каган, А.А. Бодалев, Г.В. Бурменская, обращали внимание на психогенные реакции, а также психогенные заболевания и формирования личности ребенка, которые нарушают его объективные и субъективный статус в семье и школе, затрудняющие учебный и воспитательный процесс[7].

А.С. Беликин, С.А. Беличева, О.А. Карабанова, Г.В, Бурменская характеризовали различия, которые влияют на развитие детей, основной которых являются социальные и биологические факторы. Н.И. Буянова, Г.М. Бреслав, искали причины нарушений адаптации детей в недостатках воспитания в семье[8].

Наиболее глубоко и содержательно младший школьный возраст представлен в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые подчёркивали, что момент, когда ребенок приходит в школу, формирует перестройку всех система отношений ребенка с действительностью, и особое значение для детей приобретает фигура педагога[9].

Согласно мнению М.Р. Битяновой, адаптация первоклассника – это приспособление к успешному функционированию в среде школы, а также способность к последующему личностному, психологическому, а также социальному развитию ребенка. Поэтому, адаптированный ребенок – это ребенок, который приспособился к полноценному развитию собственного физического, личностного и интеллектуального потенциала[10].

Адаптация первоклассника к школе – это длительный процесс, который связывается со значительным напряжением всех систем организма, по причине того, что школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, которые не связаны с их предыдущим опытом, требуя максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Отсюда развиваются неадаптивные признаки, которые психологи и медики характеризуют такими признаками, как: трудности в обучении, нарушения форм поведения.[11].

Школьный режим занятий требует более высокого уровня произвольности внимания и поведения, поэтому важно налаживать и поддерживать отношения со сверстниками и педагогами в ходе совместной деятельности. Поэтому, особую значимость приобретает готовность к школьному обучению, которая формируется в старшем дошкольном возрасте. Дети, которые обладают достаточным опытом общения, развитой речи, навыками произвольно-волевой регуляции, познавательными мотивами, более успешно адаптируются к условиям школьного обучения.


В ходе анализа процессов адаптации первоклассников к школе, важно выделить те формы, знание которых поможет реализовать идеи преемственности в работе педагога дошкольного учреждения, а также педагога начальной школы:

  1. Адаптация организма ребенка к новым условиям деятельности и жизни, к интеллектуальным и физическим нагрузкам. Тут уровень адаптации зависит от возраста ребенка, а также от того, посещал ли он ДОУ, а также от степени сформированности морфофункциональных систем организма, уровня саморегуляции поведения, а также организованности ребенка;
  2. Адаптация к новым социальным отношениям, а также связям которая относится к пространственным и временным отношениям (школьная форма, режим дня, организация учебного места дома, признание его взрослости), личностно-смысловым отношениям (отношение к себе, школе, со сверстниками), характеристике общения и деятельности ребенка;
  3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности, которая зависит от актуальности уровня образованности ребенка, полученных в ходе пребывания в ДОУ либо семье[12].

В ходе поступления ребенка в начальную школу развитие его продолжается, но сложности, с которыми сталкиваются первоклассники будут разными и зависят от психофизических функций, а также уровня социализации ребенка. Создание положительных условий адаптации ребенка к школе основывается на проявлениях фактором преемственности его развития и от того, как протекает процесс адаптации зависит психофизиологическое состояние ребенка.

Адаптация первоклассника к школе – это длительный процесс, который связан со значительны напряжением всех систем организма. Л.В. Белова выделяла физиологический процесс адаптации первоклассников с разделением его на несколько этапов, которые характеризуются разной степенью напряжения и функционирования организма:

  • Генерализованную реакцию, когда в ответ на новое воздействие все системы организма отвечают бурной реакцией, а также напряжением. Длительной 2-3 недели;
  • Неустойчивое приспособление, то есть процесс, когда организм ребенка ищет и находит определенные оптимальные реакции на непривычные воздействия;
  • Относительно устойчивое приспособление, процесс, когда организм ребенка находит адекватные варианты реагирования, либо собственно адаптация[13].

Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова. Все многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа: