Файл: Адаптация ребенка к школе(Анализ понятия адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальный компонент в период поступления младшего школьника в школу приобретает особое значение, так как изменяется социальная ситуация развития, ценностных отношений и потребностей. Опыт общения ребенка с педагогами и сверстниками в ходе обучения в ДОУ открывает для него новые перспективы в школьном социуме. Поэтому, к условиям социального компонента мы относим:

  • Наличие у детей навыков социального и учебного взаимодействия;
  • Степень значимости для детей социума в системе потребностей и ценностей[27].

Поэтому, пятым фактором адаптации к школе мы выделяем коммуникативные навыки, особенности межличностных взаимодействий, а также ориентацию на сверстника.

Исследования показывают, что родители и взрослые больше всего заботятся о благополучии детей в личностной и эмоциональной сфере, а не о педагогической готовности к школе, и поэтому в адаптации первоклассников возникают трудности. Итак, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых, в том числе родителей, по подготовке ребенка к школьному обучению, по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации в деятельности и так далее[28].

Проблемы адаптации могут возникнуть как от резкого изменения повседневных стереотипов, так и из-за новых обязанностей, которые появились у ребенка. Успешность учебной деятельности существенным образом влияет на самооценку и социальный статус ребенка, определяет, как он выглядит в глазах учителя и родителей. В школе ребенок получает большую самостоятельность, но есть еще долг - быть старательным, дисциплинированным, внимательным. Новые для них формы организации учебного процесса требуют от первоклассников произвольной регуляции деятельности, серьезного статического напряжения, ограничения двигательного режима, концентрации внимания и его быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Это способно приводить их к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей[29].

Многие первоклассники впервые оказываются в конкурентной среде. Проблема социального неравенства в школе очень явно проявляется. И, если для взрослых это проблема личных амбиций, то для ребенка – это, своего рода, психологическая травма. Дети очень тонко чувствуют собственное социальное положение. Конкурентоспособность – это качество, которое во многом формируется в семье. Это может происходить спонтанно в семьях, где больше одного ребенка и где созданы условия для ее возникновения. Но она также может быть сформирована, если усвоение знаний и хорошее образование являются семейными ценностями.


Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школе – это интегративное, а именно личностно-интеллектуальное и деятельностное психическое образование, которое является новообразованием младшего школьного возраста, представляя собой совокупность качеств детей, которые важны для успешной адаптации детей в новой социальной и психологической ситуации учебной деятельности

Основным шагом для решения данной проблемы будет глубокая и всесторонняя диагностика психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе, что предполагает важность создания в школе профессиональной психолого-педагогической службы.

2.2. Создание благоприятных условий для адаптации ребенка к школе

Проведенный литературный анализ в предыдущих параграфах показал, что в образовательной теории и практике имеют место разнообразные подходы по пониманию процесса успешной адаптации первоклассников к школе. В рамках данной работы мы основываемся на подходе, что адаптация ребенка к обучению в школе зависит от степени сформированности его психологической готовности к школе, что ориентирует на адаптивно-дисциплинарную организацию обучения, которая предусматривает направленность на конечный результат в достижении требований ФГОС НОО с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности, а именно:

  • первый этап, определяется как ориентировочный, то есть, характеризуется бурной реакцией и напряжением всех систем организма. В основном длительность этого этапа 1-3 недели;
  • второй этап, определяется как неустойчивое приспособление (когда организм ребенка ищет либо находит оптимальные варианты реакций на такие воздействия). Здесь затраты снижаются, реакция начинает затихать;
  • третий этап характеризуется тем, что определяется период устойчивого приспособления, то есть, когда организм первоклассника находит подходящие варианты реагирования на нагрузку[30].

Опираясь на положения автора, мы можем выделить условия благоприятного течения адаптационного процесса ребенка:

  1. создание условий успешного установления контактов с одноклассниками и педагогом;
  2. развитие умений овладения навыками учебной деятельности;
  3. сохранение социального, психического и физического здоровья ребенка;
  4. формирование произвольного поведения детей;
  5. оптимизация учебного процесса[31].

Требования ФГОС НОО к метапредметным и личностным достижениям детей актуализируют контрольно-оценочную деятельность педагога по формированию УУД школьников, что приводит к росту эмоциональной нагрузки, поэтому рациональная организация режима дня и учебных занятий детей может существенно облегчить процесс адаптации детей к обучению в школе.

Важным условием, которое будет способствовать успеху в обучении -это применение на уроках игровых элементов дидактического характера. Если педагог использует эмоционально-экспрессивные способы управлением поведения детей и уроками, а также применяет в своей деятельности демократический тип педагогического взаимодействия – это значительно снижает вероятности появления у младших школьников отрицательного отношения к школе.

Как правило, в практике образования используются различные психолого-педагогические приемы, ориентированные на нивелирование сложностей школьной адаптации детей, а именно:

  1. создание ситуаций успеха за счет дифференциации и индивидуализации обучения;
  2. применение таких техник, как: «Идущее вниз сравнение», которое основано на возможности детей вспоминать о собственных успехах в других ситуациях; «Позитивное истолкование событий», то есть поиск благоприятных и положительных моментов, которые связаны с нахождением в школе;
  3. восстановление положительного отношения к себе с развитием чувства личного благополучия и активности посредством участия в общественной деятельности школы и так далее[32].

Еще одним условием благоприятной адаптации детей к школе выступает создание социальной среды ребенка, где наблюдается положительное отношение к неудачам и успехам за счет деятельности педагога. Он, при помощи игровых методов психокоррекционного и развивающего характера старается помочь детям в успешной адаптации.

Несмотря на то, что ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, игра сохраняет функции ведущей деятельности вплоть до перехода во второй класс. По этой причине игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий помогает первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках.

Элементами игр могут быть специальные упражнения, а также объединение в группы, которые направлены на развитие навыков произвольной регуляции поведения, а также развивают общение, поведение, эмоции и движения. Разнообразие игр велико, и педагог, с целью развития произвольного поведения, должен включать: Игры на внимание, где развиваются основные функции внимания, а также некоторые психические процессы; Подвижные игры, где формируются умения выполнять движения по образцу, а также осуществлять контроль за действиями других и самоконтроль; Игры с правилами, где развиваются умения руководствоваться правилами, преодолевать импульсивность; Словесные игры, где развиваются умения понимать и слушать указания взрослого, преодолевать речевую импульсивность, руководствоваться системой условий и работать со смысловыми сторонами речи; Графические упражнения, где развиваются умения сенсомоторной координации, работы по образцу, самоконтроля; Психогимнастика[33].


Одним из особенностей протекания адаптационного процесса ребенка в школе является повышенная утомляемость детей, поэтому условием благоприятного течения данного процесса будет создание условий для профилактики утомляемости в учебном процессе.

Реализация педагогических условий формирования профилактики утомления, младших школьников в процессе обучения предполагала организацию образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить развитие учащихся их восприятия, и личностных составляющих особенности человека.

К педагогическим условиям относится:

  1. Организация образовательного процесса в начальной школе направленного на профилактику утомления и поддержания здоровья учащихся.
  2. Планирование нагрузки на уроках направленной на профилактику утомления и стимулирование работоспособности на уроках в школе.
  3. Стимулирование самостоятельного поддержание режима учащимися начальных классов круглогодично[34].

Основные требования к расписанию уроков младших школьников:

  • Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
  • Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.
  • Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
  • Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день[35].

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры распределения нагрузки урока и работоспособности учащихся.

На первом этапе работы педагогу начальных классов важно в первые дни пребывания учащихся в школе, следует сформировать потребность первоклассников начинать работу с организации своего рабочего места. С этой целью используется метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация-иллюстрация, т.е. какой-то конкретный случай, предлагаемый учителем, который возникает в связи с неготовностью рабочего места ученика к определенному уроку; ситуация-упражнение, где ученики должны выделить и запомнить какие-то элементы создавшейся на уроке в этой связи; ситуация-оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а ученикам предлагается оценить ее; ситуация-проблема, перед классом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.


Итак, с целью создания благоприятных условий в период адаптации первоклассников к школе, важно осуществлять следующие виды деятельности: оптимизация педагогического взаимодействия педагогов с детьми, профилактика утомления и повышения работоспособности, формирование произвольного поведения детей, включение игровой деятельности в обучение на уроках и переменах, создание ситуаций успеха для детей, формирование и развитие организационных умений младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показателями успешной адаптации первоклассников к обучению в школе определяются такими критериями, как мотивация, так как от нее зависит развитие познавательного интереса. Ребенку, который только поступил в школу важно произвольно управлять своим поведением, а также познавательной деятельности, что будет возможным только при сформированной иерархии мотивов.

Актуальность адаптации первоклассников к обучению в школе с каждым годом возрастает, так как количество детей психологически либо физически не готовых к обучению в школе возрастает. Поэтому, исследование психологических детерминант, возрастных особенностей, личностных характеристик с целью сопровождения успешной адаптации является крайне важной проблемой в сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Поступление в школу представляет для ребенка смену целого ряда психологических позиций, потому на данном уровне происходит своеобразная проверка соответствия индивидуальных достижений в психологическом развитии новой социальной роли. Вхождение в роль ученика связывается с перестройкой мотивационной сферы, приобретения мотивов долженствования и познавательных мотивов. В период поступления в школу у первоклассника новая социальная ситуация развития предъявляет к адаптивным возможностям ребенка, а также к его внутренним ресурсам готовности разнообразных сфер психологической готовности. Поэтому, анализ факторов адаптации первоклассника к обучению в школе рассматривается с точки зрения сформированности психологической готовности к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе – это интегративное, а именно личностно-интеллектуальное и деятельностное психическое образование, которое является новообразованием младшего школьного возраста, представляя собой совокупность качеств детей, которые важны для успешной адаптации детей в новой социальной и психологической ситуации учебной деятельности.