Файл: Бюджетная система РФ ( Правовое регулирование бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система – важнейший институт государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система регулирует экономические и социальные процессы в интересах общества.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. 

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в РФ, принципов бюджетной системы, доходов и расходов бюджетной системы и механизм развития межбюджетных отношений в РФ.

В первой главе раскрываются особенности бюджетной системы, рассматривается современная структура бюджетной системы РФ, показываются действующие в настоящее время принципы бюджетной системы.

Во второй главе предоставляется характеристика уровней бюджетной системы РФ, а также рассматриваются доходы и расходы этих уровней. 

При выполнении курсовой работы использовались книги, официальные электронные средства массовой информации и нормативные документы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Бюджетная система — совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.


Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.

Конфедерация – фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические). Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

В Российской Федерации существуют три уровня бюджетной системы [2, ст. 71, ст. 132]: федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов; бюджет субъектов Российской Федерации и бюджет территориальных государственных внебюджетных фондов; местный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Схема бюджетной системы Российской Федерации на рис. 1

Рис.1 Бюджетная система РФ

Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ [3, С. 25].

Консолидированные бюджеты используются: в бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны и при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. Среднебюджетные показатели позволяют сравнивать состояния отдельных территорий.


Основные функции управления государством выполняют центральные органы власти. Чтобы они выполняли свои обязанности и могли обеспечивать общегосударственные мероприятия, формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Федеральный бюджет распределяет и перераспределяет ВВП и национальный доход страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов [5, С. 137]. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Также федеральный бюджет играет роль в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    1. Правовое регулирование бюджетной системы

Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных     правовых актов,   принятых    на    федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования прежде всего по содержанию правовых норм. Существуют четыре уровня нормативных актов РФ:

  1. бюджетный Кодекс РФ. 
  2. федеральные и региональные законы и нормативные акты органов местного самоуправления.
  3. постановления и распоряжения Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативные акты органов местного самоуправления.
  4. правовые акты Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативные акты субъектов нижестоящего уровня. 

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом. 


Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы, страны являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3, и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса с РСФСР от 10.10.91 г. №1734-1 (с изменениями и дополнениями), Закон РФ об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г. №2118-1, принимаемый ежегодно Федеральный закон о Федеральном бюджете, а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ. 

Бюджетный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Однако многие страны ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правоотношений. 

Необходимость его принятия в РФ была обусловлена: 

• устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ; 

• отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением; 

• изменением принципов организации межбюджетных отношений; 

• необходимостью установления ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др. 

Бюджетные правоотношения включают: 

• отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга; 

• отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.


Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют. 

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. 

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах.

    1. Принципы функционирования бюджетной системы РФ

1. Принцип единства бюджетной системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству форм бюджетной документации и бюджетной отчетности и т. Д. 

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

3. Принцип самостоятельности бюджетов – это:

  1. право и обязанность органов госвласти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность их бюджетов;
  2. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  3. устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в их бюджеты и пр.