Файл: Неуспеваемость школьников как результат воспитательная проблема..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогам школы хорошо , что дети, стойко не ус школьную программу, отрицательные характера и поведения. Всестороннее особенностей психического неуспевающих – диагностический психоло эксперимент, подробное изучение, наблюдение за на уроках и во деятельности, беседы с и учителями – позволило ряд условий, способствующих анию искажений в личности детей [10,

Первым и наиболее фактором становление черт является нежелание , отвращение неуспевающего ре к всякого рода работе. трудности в усвоении мате, постоянное чувство естественно приводят к , что такие избегают самого приготовления уроков, тетради, прячут , плачут в на школьные требования. Они прогуливать , дома лгать, , говорить, что « не задано», а в школе - что « книги дома» и т.д. В поступках начинает иваться искажение, зачатки черт характера уже в шесть месяцев, в первого обучения. Такие ости поведения формируются быстро и уже ко второму такие дети заметны в массовой [11, 180].

К этому времени (то ко второму классу) следующий – конфликтные отношения с . На первый взгляд, ка, что эти отношения носят характер, складывается мнение о отношении педагогов к детям. Учителя к ним обращаются, на них, делают замечания в форме, жалуются , обсуждают друг с в открытой , при других школьниках. В время, беседы и наблюдение позволяют , что такое учителей вызвано , неумением работать с детьми, особым к ним, минималь успехами в учебе. используются все доступные . Повышенным тоном, и морализаторством пытаются привлечь слабоуспевающих учеников, их в учебную работу, авить.

Стойкая конфликтная приводит к тому, что и дети через время дерзить в ответ, учителю, демонстративно с уроков, срывать процесс. У школьников возникают и разнообразные отрицательные характера - конфликтность, , аффективная .

Аналогичные проблемы у стойко неуспевающих по отношению к родителям. родителей еще более сложным и . Чаще всего неуспевающих учеников претензии к , обвиняют учителей («они учат»), учебную про, но при наблюдении в неформальной отчетливо , что эти же родители постоянно детей именно проблемами. Уставших сажают после школьных учить домашние , сидят вместе с , нанимают , часто применяют фи наказания, кричат – «» и т.д. Тем самым родители теряют своих детей, конфликтами усугубляют обстановку и их неуспевающие начинают на «улицу». Становятся уходы из дома, домой поздно , дети врут, пытаясь из создавшейся ситуации. Это уже к концу третьего [17, 117].

В типологии неуспевающих многие авторы изученные или причины . Так поступает, в , Л. С. Славина: типы выделяют ее по доминирующей . Одну группу неуспевающих те учащиеся, у отсутствуют действенные учения, другую – со слабыми способностями учения, – с неправильно навыками учебного и не умеющие трудиться [30,


Коллектив под руководством И. В. объединил ические причины, в основе неуспеваемости, в две : к первой, из которых недостатки деятельности в широком слова (школьник понимает, не способен усваивать предметы и т.д.), а по второй – в развитии мотиваци сферы детей (сформированность психологических ) [28, 286].

В младшем возрасте хорошо , что отрицательные черты , нарушения поведения отставлено во времени, с полгода после обучения, с учителями и родителями.

, что после конфликтов с и родителями неуспе дети становятся агрессивными, , неуправляемыми, злобными и по к сверстникам. Заметно, что в классах более и умные сверстники (, как к неуспевающим относятся учи и родители), также демонстрировать при удобном случае свою . Это выражается более , в виде издевок, прозвищ, слабоуспевающих учеников. реакции неуспевающих возникают несколько во времени ( 6 месяцев – 1 год), но они обнаженно и грубо . Неуспевающие школьники , нецензурно , воруют, пропускают занятия. Уже к четвертому все поведение этих пронизано ательными чертами .

Причины неуспеваемости в школе могут самые бразные. И необязательно главной причиной «» ребенка или его не старательность. причины могут быть поведением окружающих, а не ребенка или определенная . В любом к вопросу неуспеваемости подходить и решать его не напором, а изучением и их устранением [11, 39].

Одной из причин неуспеваемости школьников является к обучению, выражается в трёх аспектах.

Первый : личностная готовность. Она в:

  • отношении к школе;
  • отношении к деятельности;
  • обладание мотивацией и хорошей устойчивостью.

аспект: интеллектуальная ребёнка к школе. Он :

  • дифференцированное восприятие;
  • мышление;
  • подход к действительности;
  • запоминание;
  • интерес к , к процессу их получения за дополни усилий;
  • овладение на разговорной речью и к пониманию и применению ;
  • развитие движений рук и зрительно-д координаций.

И третий : социально-психологическая готовность к обучению. аспект предполагает:

  • у детей потребности в с другими;
  • умение интересам и детской группы;
  • справляться с ролью .

Существуют и «внешние» , «проблемы »: стиль отношений с и родителями, содержание и методика преподавания, личность и т.п. Мы создаём в школе педагогической информации, наших педагогов проведения мных лекций, обучающих , предметных олимпиад, скового метода и активных обучения [10, 357].

в обучении имеют дети с различного задержками развития. Для них характерна незрелость, крайне интеллектуальная работоспособность, утомляе, нервное истощение. школы является каждого нашего в рамках ему программы. Мы создаём ационное образовательное для детей, имеющих физические, или психические. С момента школы и по сей день в действуют классы обучения, где также получают государственным стандартам .


Игнорирование учителем восприятия может послужить неуспеваемости. Аудиально-ориентированные плохо воспри написанное на или в учебнике, зрительно - нные могут не воспринимать на объяснения учителя, а нужно для информации всё потрогать. Для обучения всех мы ведём преподавание с учётом типов восприятия. Во- , каждый ребёнок материал, подаваемый в его системе, во - , это способствует развитию у других каналов вос и позволяет их развивать. При материал раз к воспринимается всё лучше [30, 86].

Психологическая при неуспеваемости предполагает йствие на механизм приобретения у данного ребенка, то на развитие его познавательных вообще, а не отдельной дисциплины.

У школьников имеются два от успевающих. Первое – в уровнях активности. Это проявляется в том, что «» проявляют более интерес и готовность к разнообразных задач, способность к ьному поиску , выделению непонятного, ; умеют сфор вопросы, чтобы для себя то, что непонятно. "евающие", поставленные необходимостью какой-либо позна задачи, не проявляют к ней , начинают беседовать на по темы или первое, что приходит в . При этом для них более является не прояснение для какой-то , а оценка их ответа , и, соответственно, вопросы, они задают, – не о сути , а об их ответе: «?» «Я правильно сказал?» если детей побуждают задавать о том, что им непонятно, то они « спрашиванию» и начинают часто обращаться к за разъяснениями, даже раньше это не им свойственно [21, 158].

Вывод

образом, неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости младших школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.

Психологические неуспевающих школь состоят в самоорганизации в процессе : отсутствие сформированных и приемов учебной , наличие неправильного подхода к .

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по устранению психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста


2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста

Для оказания помощи неуспевающим младшим школьникам на базе , в котором обучается 28 человек, нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения.

2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости
с 2 -мя детьми.

3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками.

В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.

Нами были использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализ письменных работ; анализ журнала успеваемости.

В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие:

  • пропуски букв в письменных работах;
  • невнимательность и рассеянность;
  • трудности при решении математических задач;
  • неусидчивость;
  • постоянная грязь в тетрадях;
  • плохое знание таблицы сложения;
  • трудности при выполнении задач в классе;
  • постоянное переспрашивание учителя;
  • опоздания на уроки;
  • постоянное отвлечение на уроках;
  • боязнь устных ответов.

Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.

Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки:

  • как ребёнок включен в работу на уроке;
  • уровень проявления его активности;
  • вопросы, которые он задавал учителю;
  • выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно);
  • высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные).

Мы выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей:


Примерно 26% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

23% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

Около 18% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14% детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

12% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

У 11% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

8% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

8% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

Примерно 8% школьников испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.