Файл: Неуспеваемость школьников как результат воспитательная проблема..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7% ребят плохо знают таблицу умножения. Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

6% учеников любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем тот начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

5% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.

4% – часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

2% – комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

По результатам исследования и наблюдения было выявлено 2 неуспевающих ученика – Никитин Максим и Германов Иван. Любимыми предметами у них являются ИЗО, труд, физкультура, музыка, т.е. те предметы, которые не требуют больших умственных затрат и которые легки для них. На вопрос «любите ли Вы учиться» они ответили «нет» и «не очень», что говорит о низкой мотивационной сфере. Один школьник ощущает, что учителя его не любят, другой считает, что к нему учителя относятся хорошо. Оба ученика устают после уроков, что говорит о несоответствии режима обучения и школьной нагрузки с их развитием. На вопрос «Испытываете ли Вы трудности при пересказе текста» оба ученика ответили положительно, так как у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

Были определены причины неуспеваемости одного школьника, показавшего самые низкие показатели диагностики. Были выявлены внешние причины его неуспеваемости, а именно: препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

Таким образом, проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.


Определив причины неуспеваемости школьников, мы разработали пути их устранения через проведение ряда занятий, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.2. Анализ и обработка результатов эксперимента. Программа устранения психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста

На первый план в работе с неуспевающими школьниками мы выдвигали воспитательные и развивающие психологические воздействия. Целью работы с неуспевающими мы определяли не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

В ходе формирующего этапа эксперимента мы осуществляли нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

Для преодоления выявленных трудностей использовались следующие методики:

  • тест школьной тревожности Филлипса;
  • методика Н. Г. Лускановой;
  • тест НИИ Дефектологии «Незаконченные предложения».

В результате проведенных методик были получены следующие данные:

Таблица 1

Ф. И.

испытуемого

Методика Н. Г. Лускановой (кол-во баллов)

Тест «Незаконченные предложения» (кол-во баллов)

Тест Филлипса (кол-во баллов)

Антонова Ольга

19

10

19

Васильева Татьяна

23

7

22

Германов Иван

13

7

41

Захарова Юлия

22

10

25

Ибрянова Софья

20

10

13

Иванов Дмитрий

22

9

20

Илларионов Арнольд

20

9

13

Ильинская Полина

26

9

24

Казыкин Денис

28

10

21

Князева Дарья

14

10

19

Колесникова Юлия

23

10

34

Кошкин Тихон

14

10

27

Ларина Виктория

27

10

9

Леонтьев Владимир

18

10

20

Мулюкова Анна

23

4

38

Никитин Максим

5

7

44

Осипова Ксения

27

10

13

Пиликина София

22

10

8

Трихалкин Андрей

14

10

21


На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • у 5-ых учеников низкая школьная мотивация (Трихалкин Андрей, Никитин Максим, Германов Иван, Князева Дарья, Кошкин Тихон);
  • у 1-ой ученицы низкий уровень словесно-логического мышления (МулюковаАнна ), у 2-их учеников – невысокий (Никитин Максим, Германов Иван );
  • у 3-ех школьников повышенная тревожность (Германов Иван, Колесникова Юлия, Мулюкова Анна ), у 1-го – высокая (Никитин Максим).

Рис. 1 – Уровень мотивации школьников

Рис. 2 – Уровень словесно-логического мышления

Рис. 3 – Уровень школьной тревожности

На основе того, что школьники одновременно проявляют признаки низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности мы выяснили, что неуспеваемость может быть обусловлено такими причинами, как:

  • пробелы в знаниях по предыдущему материалу;
  • пониженный интерес к процессу обучения.

Поэтому в основе развивающей работы с неуспевающими школьниками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.

С родителями неуспевающих и слабо успевающих учеников были проведены индивидуальные беседы с целью организации контроля с целью контроля и помощи школьникам, более полной реализации имеющихся у нее способностей, преодоления излишней застенчивости. Для тренировки внимания были рекомендованы следующие упражнения для последующего их выполнения:

  • счет букв в каком-либо длинном слове до и после его написания (с последующей проверкой по книге);
  • дополнительные задания на списывание текста с карточки с последующей самостоятельной проверкой правильности выполнения, выставление себе оценки;
  • изготовление школьниками дидактического материала по заданию учительницы;
  • контакт школьников с учительницей во время уроков при помощи определенных знаков со стороны учительницы, сигнализирующих ученикам, что они отвлеклись и слушают невнимательно.

С неуспевающими школьниками был проведен ряд коротких бесед относительно их успехов в учении, отношений с одноклассниками и сверстниками. Школьники охотно рассказывали, что, по их мнению, мешает им учиться лучше, какие у них есть недостатки и какие желания.

Таким образом, для успешного преодоления причин неуспеваемости рекомендуется:

  1. Изменить характер отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.
  2. Поэтому организация учебного процесса должна быть та, чтобы каждому ученику бы ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.
  3. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.
  4. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определенном характере общей коллективной деятельности учащихся.
  5. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению контроля и оценки в форвзаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
  6. Важнейшим фактором по эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельно ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса.
  7. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть учебными умениями и навыками. Поэтому овладение учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
  8. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
  9. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области.

Вывод

Таким образом, в главе 2 нами была проведена опытно-экспериментальная работа по устранению психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста.В результате всех проведенных экспериментальных исследований мы выявили в классе двух неуспевающих учеников, которые устают после уроков, у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо. В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена коррекционная работа по устранению неуспеваемости этих школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости младших школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста. Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Нами выявлены следующие причины школьной неуспеваемости младших школьников: неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.

Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в:отношении ребёнка к школе;отношении к учебной деятельности;обладание развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:дифференцированное восприятие;аналитическое мышление;рациональный подход к действительности;логическое запоминание;интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.

И третий аспект: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:развитие у детей потребности в общении с другими;умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;способность справляться с ролью школьника.


Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход – учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

В результате всех проведенных экспериментальных исследований мы выявили в классе двух неуспевающих учеников, которые устают после уроков, у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо. В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена коррекционная работа по устранению неуспеваемости этих школьников.

Для этого мы создавали особо благоприятные условия для неуспевающих школьников. Разрабатывали отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовали игровую и практическую деятельность, приобщают успевающих учеников к занятиям с отстающими учениками. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.