Файл: Неуспеваемость школьников как результат воспитательная проблема..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед общеобразовательной школой; необходимостью устранения психологических причин неуспеваемости младших школьников.

Решать эту проблему призван учитель, в деятельности которого одним из приоритетных направлений является помощь ученикам в устранении психологических причин неуспеваемости младших школьников, поскольку трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладываются базовые знания, умения и навыки (или компетенции), формируются необходимые умственные и практические операции и действия, которые пополняются и развиваются в дальнейшем. Отсутствие данного фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к усугублению учебных трудностей в средних классов, они становятся источником различных подростковых девиаций. Подобного положения можно избежать, если оказать ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, для чего необходимо установить возможные причины трудностей в учебной деятельности как ведущей в этот возрастной период, чтобы вовремя их предупредить  или устранить, а также  корригировать последствия.

Устранение психологических причин неуспеваемости младших школьников – не новая проблема. В многочисленных исследованиях накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для устранения причин неуспеваемости. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что целенаправленно проблемой неуспеваемости в России стали заниматься с середины 50-х гг. XX в., и она рассматривалась с разных позиций. Педагоги (А.М. Гельмонт, М.А.Данилов, В.С. Цетлин и др.) исследовали дидактический смысл неуспеваемости. Психологи (В.И. Самохвалова, Н.И. Мурачковский и др.) предложили типологии неуспевающих учащихся по разным основаниям, выявили и обосновали такую психологическую характеристику человека, как «обучаемость» (Б.Г.Ананьев, Н.А. Менчинская, З.И.Калмыкова и др.), показали, что между успеваемостью и обучаемостью не всегда имеется прямая зависимость (Т.В.Егорова). Н.В. Нижегородцева исследовала проблему учебной деятельности для определения прогностических критериев успешности систематического обучения. Медики неуспеваемость ребенка объясняют наличием длительных соматических заболеваний (В.Н.Винокуров и др.).


Объект : неуспеваемость младших .

Предмет исследования: школьной неуспеваемости младшего возраста и пути их .

Цель исследования: выявить и путем работы эффективность путей причин неуспеваемости школьников.

Задачи :

  1. Раскрыть «неуспеваемость» в психолого-педагогической .
  2. Рассмотреть особенности школьников.
  3. опытно-экспериментальную школьной неуспеваемости.
  4. пути устранения неуспеваемости.

Методы . Для достижения и решения поставленных использовались методы исследования психолого-педагогической , а также методы: наблюдение, ан, тестирование, изучение опыта, формирующий и эксперимент.

Экспериментальная база: школа №59 г. Чебоксары, 3 «Г» , приняло 19 человек.

Курсовая работа из введения, двух , заключения, списка ли и приложения.

Глава 1. Теоритические основы исслежования психологических причин неуспеваемости младших школьников

1.1 «неуспеваемость» в психолого-педагогической

Под неуспеваемостью понимается , в которой и результаты обучения не воспитательным и дидактическим тре школы. Неуспеваемость в том, что ученик слабые навыки чтения, , слабо владеет умениями анализа, и др. систематическая ведет к педагогиче запущенности, под которой комплекс негативных личности, требованиям школы, . Это явление крайне и опасное с моральной, , экономической . Педагогически запущенные часто бросают , пополняют группы . Неуспеваемость – и многогранное явление действительности, требующее подходов при ее изучении [11,

Неуспеваемость как несоответствие подготовки обязательным требованиям в усвоении знаний, умений и на, формировании опыта деятельности и воспитанности по отношений. Предупреждение предполагает обнаружение и устранение ее элементов.

М. А. Данилов неуспеваемость с движущими процесса , а именно его противоречиями. Он , что неуспеваемость возникает в тех , когда противоречивое возможностей уча и того, что от них требуется, . В. Оконь солидарен с М. А. , потому что определяет , как нарушение одействия между учебного процесса ( и учителями) и внешними . Частные учебного труда в работе А. М. Гельмонта. Он на разные уровни учебного мате. Под учебным материалом он в виду параграфы , а разные типы усвоения он с определённым смысловой переработки . А. М. Гельмонт делит на следующие группы:


  1. ученики, не могут следить за объяснения , имеют большие при понимании учебника.
  2. Неуспевающие , которые частично анализом-синтезом, , только , когда речь о конкретных предметах, [12, 326].

Общим для той или группы нежелание напрягать умственные силы, отношение к более формам и методам .

К сожалению, в педагогике исследований сосредоточено на , фиксированной неуспеваемости. Но знать и при на педагогической практике и методы работы, на предупреждение неуспеваемости, уловить , когда она только . Известна замечательная : «Болезнь легче упредить, чем ». Думается, эта цитата не только к физиче недугам, но и к такому явлению, как .

Наилучшие определения мы в книге В. С. Цетлина «емость школьников и ее ». Вот строки из книги: «Под неуспеваемостью несоответствие подготовки требованиям образования, по истечению какого-либо зна отрезка процесса - изучение темы, четверти, по, года» [33, 243]. Здесь же В. С. даёт определение анию. «Отставание – это невыполнение (или из них), которое место на одном из этапов внутри отрезка ого процесса, который временной рамкой для успеваемости. Слово «» обозначает и накапливания невыполнения , и каждый отдельный того невыполнения, т.е. из моментов процесса. Отставание - это непрерывности». Нельзя не с автором книги, что и отставание язаны. Далее он , что в неуспеваемости как продукте син отдельные отставания, она процесса . Многообразные отста, если они не преодолены, , переплетаются друг с , образуют, в счёте, неуспеваемость. В с этим задача упреждения неуспеваемости в том, чтобы не эти разрастания, сразу их [9, 116].

Неуспеваемость закономерно связана с их ьными и с теми условиями, в протекает их развитие. из этих условий признает , и воспитание детей в школе.

проблемы все более с широким кругом со вопросов, использование данных наук о человеке, , личности.

Именно призвана определение неуспеваемости, что эта не может быть другими науками, так как неуспевае есть, прежде , дидактическое понятие, с основными категориями - содержанием и обучения.

Хотя раскрытия сущности в литературе не поставлена, во работах обнаружить подходы к ее . Один из этих состоит в анализе , порождающих емость. Так, А. А. Бударный неуспеваемость с движущими процесса обучения – его . Согласно позиции, в тех случаях, противоречивое единство учащихся и того, что от них , нарушается, неуспеваемость [9, 215]. мысли высказывает П. П. , который определяет как нарушение между учениками, и внешними условиями [7,

Однако исследования, в русле подхода, нельзя счи достаточными, они направлены на внешних связей и оставляют в его внутреннее строение.


– это невыполнение требований ( одного из них), которое место на из промежуточных этапов того отрезка процесса, который временной для определения успеваемости. «отставание» обозначает и накапливания невыполнений , и каждый случай такого , т.е. один из моментов процесса [30, 22].

Противоречивость понимания и заложена в самой исследуемого явления: отставания складывается из отставания.

и отставание взаимосвязаны. В как продукте синтезированы отставания, она итог отставания. отставания, если они не , разрастаются, переплетаются с другом, образуют, в счете, .

Для ответа на вопрос, возможно отставание, мы , прежде всего, разобрать успеваемости.

соответствующих научных позволило выделить три фактора успеваемости: к учащимся, из целей школы; возможности учащихся; условия их жизни, и обучения в и вне школы.

Требования к составляют основу для контрольных заданий и оценок. содержания образования только могут быть , когда они не превышают и психических школьников и находятся в с условиями обучения и детей.

В возможностях различают две связанные друг с стороны – физические (состояние организма его ) и психические ( мышления, памяти, , восприятия, внима). При разработке требований к специалисты учебного предмета на некую норму детей того или иного возраста.

возможности детей , совершенствуются под влиянием условий, в том числе и учебно-воспитательной школы. Содержание и обучения повышают (а задерживают, понижают) учащихся [15, 50].

условия (в широком слова) как фактор –емости также с возможностями . Это условия, в которых дети , учатся, воспитываются, условия, культурный уро родителей и среды, наполняемость , оборудование школы, учителей, наличие и учебной и многое другое. И фактор так или иначе при определении содержания .

Одни и те же обучения и воспитания воздействуют на детей, в разных условиях, различия в орга, в общем развитии. Не обучение, но и вся жизнь влияет на формирование его , и развитие не совершается под влиянием внешних условий.

В элементов неуспеваемости опираться на , методическую и психологическую , использовав программы и , а также результаты педагогического [21, 12].

Необходимо исходить из , что предписанное школе обучения выражено не в программах и , но и в разъясняющей их литературе. материалы, программы и раскрывают конкретное каждого и частично – общие и идеи, положенные в их . Психологическая и педагогиче литература цели и задачи, содержания, его особенности.

показателей успеваемости [21, 15]:


  1. хотя бы опосредованный вывод, имеющиеся знания, и навыки при добывании знаний;
  2. применять знания, умения и в новой ситуации, их и комбинируя, выполняя опосредованные вы;
  3. стремиться к знаниям характера, к самостоятельному их ;
  4. активно преодолевать в процессе деятельности;
  5. стремиться к своих достижений в деятельности.

Невыполнение указанных характеризует неуспеваемость . В качестве элементов выступают следующие учебной школьника:

1) не владеет необходимыми операциями деятельности, комбиниро и использование в ситуации имеющихся , умений и навыков;

2) не стремится новые знания характера;

3) трудностей творческой , пассивен при столк с ними;

4) не стремится к своих ;

5) не стремится расширять знания, совершенствовать и навыки;

6) не усвоил в системе.

черты составляют понятия «неуспеваемость» для тех предметов, в которых роль деятельности творческого , основанной на знаниях, и навыках.

Неуспеваемость, как , характеризуется всех элементов. В же обучения могут отдельные ее элементы, и предстают как .

Таким образом, под понимается несоответствие под учащихся требованиям образования, по истечении какого-либо отрезка процесса (например: цепочки , посвященных одной темы или курса, учебной , полугодия, года).

1.2 Психологические особенности школьников

Для неуспевающих школьников , прежде всего, самоорганизация в процессе : отсутствие способов и приемов работы, наличие неправильного подхода к .

Неуспевающие не умеют учиться. Они не или не могут осуществлять обработку усваиваемой . Эти школьники на и дома работают не , а если оказываются необходимостью подготовить , то либо это наспех, не анализируя материала, либо к многократному чтению его с заучивания , не вникая в сущность . Эти учащиеся не работают над усваиваемых знаний, не связей нового со старым. Вследствие знания неуспевающих бессистемный, фрагментарный [6, 24-25].

подход к учению к систематической интеллектуальной , что в свою очередь к значительному темпов умственного этих школьников и еще усиливает их отставание от .

Низкая неуспевающих школьников также в низком уровне такими психическими как память, , воображение, а также в организовать свое , как правило, на уроках школьники . Воспринимая материал, они не стремятся его в виде образов, .