Файл: Неуспеваемость школьников как результат воспитательная проблема..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 1994.
  2. Акушева Н.Г. Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников / Н.Г. Акушева, О.А. Тузовская // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (6). – С. 239-241. – ISSN 2411-8117.
  3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - С. 190.
  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. - М., 2008. .
  5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М., 2011
  6. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 2013 3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 2011
  7. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 2002. .
  8. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2014. 150 с.
  9. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 2007.
  10. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
  11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 534 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 2011
  13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 2005. . Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. /Сб.статей. Под ред. Ю.К. Бабанского/-. Ростов-на-Дону, 2007.
  14. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 2013
  15. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 2001.
  16. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.
  17. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 2012 7. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 2011
  18. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 2003.
  19. Елисеева О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Речь, 2013. 200 с.
  20. Кулагина И. Ю., Калюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Владос, 2014. 430 с.
  21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М., 2014
  22. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 2012
  23. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 2013
  24. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 [Текст] /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 557 с.
  25. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 2011
  26. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - М., 2005.
     
  27. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Милицына С. К. Диагностика школьной неуспеваемости // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 293-295. — URL https://moluch.ru/archive/185/47391/ (дата обращения: 6.06.2019).
  28. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной, - М., 2012
  29. Психические особенности слабоуспевающих школьников / под ред. Й. Ломпшера. – М., 2014
  30. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону, 2014
  31. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2011 Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 2012
  32. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / сост. Астапов В.М, Микадзе Ю.В. – М., 2012
  33. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 2012 Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., 2011
  34. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Речь, 2014. 214 с.
  35. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Акад. Проект, 2014

Приложение А

Методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

Цель: определение школьной мотивации.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете Н. Г. Лускановой, состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.

Инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе?

а) да-3;

б) не очень-1;

в) нет-0.

2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) иду с радостью-3;

б) бывает по-разному-1;

в) чаще всего хочется дома-0.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) пошёл бы в школу-3;

б) не знаю-1;

в) остался бы дома-0.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится-3;

б) бывает по-разному-1;

в) нравится-0.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

а) не хотел бы-3;

б) не знаю-1;

в) хотел бы-0.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет-3;

б) не знаю-1;

в) хотел бы-0.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

а) часто-3;

б) редко-1;

в) не рассказываю-0.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель-3;

б) точно не знаю-1;

в) хотел бы-0.

9. У тебя в классе много друзей?

а) много-3;

б) мало-1;

в) нет друзей-0.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся-3;

б) не очень-1;

в) не нравятся-0.

Анализ результатов: Ответы оцениваются по 30-балльной шкале. За каждый ответ «а» начисляется 3 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.


25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;

20-24 баллов – нормальная школьная мотивация;

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10-14 баллов – низкая школьная мотивация;

< 10 баллов – негативное отношение к школе.

Приложение Б

Тест НИИ дефектологии «Незаконченные предложения».

Цель: выявить уровень словесно-логического мышления, осведомленность.

Инструкция: «Выбери нужное слово и закончи предложение».

Вопросы теста:

1. У сапога всегда есть… – шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет… – медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году… – 24мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес..

4. Месяц зимы… – сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет… – соловей, аист, синица, страус, скворец.

6. Отец старше своего сына… – часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток… – год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У дерева всегда есть… – цветы, плоды, корень, листья, тень.

9. Время года… – август, осень, суббота, утро, каникулы.

10. Пассажирский транспорт… – комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Анализ результатов: Ответы оцениваются по 10-балльной шкале. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 10 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень словесно-логического мышления.

10-8 баллов – высокий уровень словесно-логического мышления;

7-6 баллов – нормальный уровень словесно-логического мышления;

<5 баллов – низкий уровень словесно-логического мышления.

Приложение В

Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель:изучение уровня и характера тревожности, связан­ной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, кото­рый состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны».

Вопросы анкеты:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учи­тель?


4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяс­нении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается вы­бор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выпол­нять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что ре­зультаты такой работы будут сравнивать в классе с результата­ми твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волно­ваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно бить­ся, когда учитель говорит, что собирается проверить твою го­товность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем из твоих однокласс­ников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учени­ков, которые не справляются с учебой?


33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как дру­гие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе ок­ружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хоро­шо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что дума­ют о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра­вами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою вне­шность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных де­лах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты вре­менами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учи­тель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу за­дание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель мо­жет дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обыч­но, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (табл. 1). Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.