Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государство: понятие и основные признаки
1.1 Понятие государства и его основные признаки
1.2 Роль государства в политической системе общества
1.3 Гражданское общество и государство
Глава 2. Взаимодействия государства и права
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
2.2 Воздействие государства на право
2.3 Воздействие права на государство
- Изве стны два мет ода, посредством кото рых государство навяз ывает свою во лю обществу: мет од насилия, прис ущий тоталитарным госуда рствам, и цивилиз ованное управление социал ьными процессами с помощью право вого инструментария. Так ой метод орган ично присущ госуда рствам с разв итым демократическим режи мом. Следовательно, соврем енное демократическое госуда рство не мож ет вне и помимо пра ва осуществлять св ою деятельность. Пра во составляет необхо димую сторону, асп ект, свойство государс твенной деятельности. Так ое качество прис уще праву, поско льку оно незам енимо как об ще-социальный регул ятор и ег о использование обусло влено объективными факто рами, находившимися вн е государства. Пра во навязывается госуда рству в си лу необходимости, поэт ому оно в принципе н е может прене бречь правовой фор мой. Государство бе з ущерба дл я общества н е может манипул ировать правом ил и освободить о т него. [1]
Обобщ енно можно отме тить ряд направ лений, характеризующих органи зующую роль пра ва в отнош ении к госуда рству:
1) Право воздей ствует на госуда рство при ег о взаимоотношениях с населением, отдел ьной личностью. Госуда рство воздействует н а граждан чер ез право и в гран ицах правовых требо ваний; в св ою очередь, и граждане воздей ствуют на госуда рство с помо щью права. Ценн ость права измер яется главным обра зом тем, в какой ме ре оно обеспе чивает и обеспе чивает ли воо бще гармоничное и прогрессивное разв итие личности и расширение е е свободы. С этой точ ки зрения ценн ость права ес ли и обусло влена связью с государством, т о лишь в той ме ре, в как ой само госуда рство поставлено н а службу.[2]
2) Пра во легализует государс твенную деятельность, обеспе чивает дозволенность охранит ельных и принуди тельных мер госуда рства. Государственная деятел ьность посредством пра ва вводится в строгие рам ки юридических требо ваний, приобретает юридич ескую форму.
3) Посред ством права опреде ляются границы деятел ьности государства, обозна чаются пределы вмешате льства в част ную жизнь граж дан.
4) Право закре пляет специфические инте ресы наций и народностей и тем сам ым воздействует н а государственную вла сть в е е взаимоотношениях с нациями и народностями.
5) Прав овая форма обеспе чивает возможность осущест вления действенного конт роля за деятель ностью государственного аппа рата и те м самым созд ает юридические гара нтии ответственного повед ения государства пер ед населением.
6) Пра во выступает в современных усло виях языком обще ния государства н е только с населением, н о и с другими государ ствами, мировым сообще ством в цел ом.
7) Право (и только он о) является осно вным средством легити мации государственного принуж дения. Право опред еляет основания, пред елы и фор мы государственного принуж дения. [6]
Итак, госуда рство как сувер енная власть н е может сущест вовать и функцион ировать вне пра ва. Концепция госпо дства права (право вого государства) ка к раз исхо дит из то го, что пра во в интер есах личности, обще ства в цел ом связывает, ограни чивает государство. Он о выступает мощ ным ограничителем государс твенного произвола. В указанном смы сле право высту пает как си ла, способная подчи нить государство. Обра зно говоря, пра во выступает на д государством дл я того, что бы господство н е встало на д обществом.[1]
В современных усло виях связывающая ро ль права в отношении госуда рства усиливается. Пр и этом наблюд ается следующая законом ерность: чем точ нее право отра жает объективные потреб ности общественного разв ития, тем в большой ме ре оно связы вает государство. Актив ность государства в этом слу чае не подавл яется. Напротив, он а расходуется результ ативно и исключи тельно в интер есах общества и отдельной личн ости. Только буд учи связанным с правом, госуда рство может действ овать свободно, а значит, соответ ствует своему историч ескому предназначению.
2.4 Возникновение и развитие идеи правового государства.
Прав овое государство - эт о такая фор ма организации и деятельности государс твенной власти, кото рая строится в о взаимоотношениях с индивидами и их разли чными объединениями н а основе но рм права.
Предста вления о госуда рстве как органи зации, осуществляющей св ою деятельность н а основе зак она, начали формиро ваться уже н а ранних эта пах развития челове ческой цивилизации. С идеей право вого государства связыв ались поиски бол ее совершенных и справедливых фо рм общественной жиз ни. Мыслители антич ности (Сократ, Демо крит, Платон, Арист отель, Полибий, Цице рон) пытались выяв ить такие свя зи и взаимод ействия между пра вом и государс твенной властью, кото рые бы обеспе чивали гармоничное функцион ирование общества то й эпохи. Уче ные древности счит али, что наиб олее разумна и справедлива ли шь та полити ческая форма общеж ития людей, пр и которой зак он общеобязателен ка к для граж дан, так и для сам ого государства. [4]
Государс твенная власть, призн ающая право и, одновременно, ограни ченная им, п о мнению древ них мыслителей, счита ется справедливой государст венностью. “Там, гд е отсутствует вла сть закона,- пис ал Аристотель,- не т места и (какой-ли бо) форме государс твенного строя”. Цице рон говорил о государстве ка к о “де ле народа”, ка к о прав овом общении и “общем правоп орядке”. Государственно-прав овые идеи и институты Древ ней Греции и Рима оказ али заметное влия ние на станов ление и разв итие более позд них прогрессивных уче ний о прав овом государстве.
Ро ст производительных си л, изменение социа льных и полити ческих отношений в обществе в эпоху пере хода от феода лизма к капита лизму порождают нов ые подходы к государству и пониманию ег о роли в организации общест венных дел. Центра льное место в них зани мают проблемы прав овой организации государс твенной жизни, исключ ающей монополизацию вла сти в рук ах одного ли ца или власт ного органа, утверж дающей равенство вс ех перед зако ном, обеспечивающей индивид уальную свободу посред ством права.[2]
Наиб олее известные ид еи правовой государст венности изложили прогрес сивные мыслители то го времени Н. Маккиавелли и Ж. Бод ен. В сво ей теории Маккиа велли на осн ове опыта существ ования государств прош лого и насто ящего объяснял прин ципы политики, осмы слял движущие полити ческие силы. Це ль государства о н видел в возможности свобо дного пользования имуще ством и обеспе чении безопасности дл я каждого. Бод ен определяет госуда рство как прав овое управление мног ими семействами и тем, чт о им принад лежит. Задача госуда рства состоит в том, что бы обеспечить пра ва и своб оды. [1]
В пер иод буржуазных револ юций в разра ботке концепции пра во-
вой государст венности значительный вкл ад внесли прогрес сивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Хоте лось бы отме тить, что сре ди русских филос офов идеи право вого государства то же нашла отраж ение. Они излаг ались в тру дах П. И. Пестеля, Н. Г. Черныше вского, Г. Ф. Шершеневича.
Та к, Шершеневич отме чает следующие пу ти формирования и основные парам етры правового госуда рства: 1) для устра нения произвола необх одимо установление но рм объективного пра ва, которые опред еляют пределы своб оды каждого и ограничивают од ни интересы о т других, в том чис ле и государс твенной организации,- отс юда идея госпо дства права в управлении; 2) ес ли личная иници атива требует прос тора, то госуда рству достаточно ограни читься охраною субьек тивных прав; 3) что бы новый поря док не наруш ался самими орга нами власти, необх одимо строго опред елить полномочия после дних, отделив о т исполнительной власти законодательную, утве рдив самостоятельность суде бной власти и допустив к соучастию в законодательстве выбо рные общественные элем енты.
Заключение
Призн ание закономерностей социал ьного развития и обращение в связи с этим к историческому опы ту позволяет надея ться, что прогност ическое определение суд еб права и государства буд ет удовлетворять науч ному подходу и служить прак тике государственного право вого строительства.
Ещ е 20 –30 лет наз ад политическая сист ема России развив алась в рус ле марксистско-ленин ской теории отмир ания права и государства. Е е основной выв од состоит в том, чт о государство и право сущес твуют не изве чно, они опя ть исчезнут с построением бесклас сового коммунистического обще ства.
Не бы ло бы неве рно оценивать ве сь опыт совет ского государственного строите льства только отрица тельно. Его компром етирует утопизм отдел ьных теоретических полож ений (догм), забег ание вперед, прожект ерство, огосударствление фо рм общественной самодеят ельности, лицемерие властв ующих структур. В любом слу чае в постперес троечный период тео рия отмирания госуда рства и пра ва не нахо дит своих сторон ников. Единственной теор ией, которая в последнее десяти летие XX в. при шла ей н а смену в России явля ется теория цивил изма (В.С. Нерсесянц), согл асно которой н а базе реаль ного социализма откры лась возможность формир ования неотчуждаемого пра ва каждого н а равную цивил ьную собственность и в цел ом движения к более высо кой ступени прогр ессе свободы.
В ходе написание курсовой работы, мной было рассмотренно соотношения взаимосвязь государства и права, были изучены понятие и признаки государства, также рассмотрела понятие и признаки права, изучила проблему соотношения и взаимосвязь государства и права, выявила воздействие государство и право, раскрыла воздействие права на государство.
Негат ивное отношение к государству и неправовым зако нам, от не го исходящим, мож ет иметь мес то только та м, где законода тельство и госуда рство характеризуются отрица тельно. Но так ую характеристику нел ьзя распространять н а государство и право воо бще. Уместно в это свя зи вспомнить, в силу как их причин появи лось государство, поч ему его во ле стали прида вать общеобязательное знач ение. И ес ли среди эт их обстоятельств вид еть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.