Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государство: понятие и основные признаки
1.1 Понятие государства и его основные признаки
1.2 Роль государства в политической системе общества
1.3 Гражданское общество и государство
Глава 2. Взаимодействия государства и права
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
2.2 Воздействие государства на право
2.3 Воздействие права на государство
В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако, последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы). [3]
Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.
1.3 Гражданское общество и государство
Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели государства определяются, в конечном счете, экономическим строем общества; как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития. [2]
Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе политических организации классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия). [4]
Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у власти.
В ходе истории государства приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. [5]
Последовательное станов ление демократического гражда нского общества треб ует цивилизованности взаимоот ношений личности и государства, гармон изации отношений в обществе. В сфере полити ческих отношений госуда рства по пра ву занимает веду щее место, пр и этом он о обусловлено гражда нским обществом, т.к. ег о деятельность опреде ляется выполнением общ их дел, вытек ающих из прир оды всякого обще ства.
В после днее время мож но услышать множе ство суждений о том, чт о такое гражда нское общество. На до полагать, чт о есть спо соб организации экономи ческих, производственных отнош ений и соответс твующих производственных си л, совокупность отнош ений возникающих в процессе пользо вания, владения и распоряжения собстве нностью, функционирования общест венных объединений, сред ств массовой инфор мации, воспитательных, образова тельных, научных, культ урных предприятий и учреждений. [6]
Гражда нское общество в лице самодея тельных ассоциаций люд ей (религиозных, общест венных, политических пар тий, профессиональных сою зов, кооперативов и т.п.), призванных выра жать и защи щать их групп овые и индивид уальные интересы и права, станов иться в осо бые политические отнош ения с госуда рством.
Чем бол ее развито гражда нское общество, те м больше основ аний для функцион ирования демократических фо рм государства. И, наоборот, че м меньше разв ито гражданское обще ство, тем бол ьше оснований дл я наличия автори тарных и тотали тарных режимов вла сти. Развитость гражда нского общества опреде ляется не стол ько степенью охв ата слоев насел ения, а, скол ько уровнем разв ития свободы личн ости, признаваемой в этом обще стве. [1]
В гражда нском обществе госуда рство обеспечивает рав ную правовую защ иту всем собстве нникам, объявляет е е неприкосновенной, пр и возможном отчуж дении собственности в случае общест венной необходимости гаранти руется ее возме щение, национализация собстве нности не допуск ается.
Труд своб оден и поощр яется как госуда рством, так и обществом, принуди тельный труд запрещ ается, гарантируется своб ода индивидуального и коллективного тру да. Государство созд ает условия дл я полной труд овой занятости насел ения, осуществляет прогр амму профессионального обуч ения и переквал ификации, выплачивает посо бия по труд овой подготовке и по безраб отице. [4]
1.4 Социальное госуда рство
По ме ре развития буржуа зного общества и в тео рии, и в практике преобл адает подход, ориентир ованный на усил ение социальной функ ции государства, направ ленной на соглас ование несправедливости, порожд аемой рыночными отноше ниями.
Однако россий скому обществу навязы ваются теории консерва тивного толка, гд е социальная ро ль государства свед ена к мини муму. В соврем енном мире эт о уже пройд енный этап. Те м более неприе млемы также тео рии в наш ем обществе, кото рое долгое вре мя было ориенти ровано на социалис тические принципы равен ства и справед ливости. И хо тя эти прин ципы носили в основном попули стский, демагогический хара ктер, общественное созн ание формировалось име нно на и х основе. [1]
Освоб ождая общество о т тотальной опе ки государства, нел ьзя все ж е низводить ег о до ро ли «ночного стор ожа». В усло виях коренной лом ки всех общест венных структур име нно государство дол жно стать консолид ирующие началом, призв анные создавать нов ые политические, экономи ческие, социальные отнош ения. Без воздей ствия государства невоз можно реальное преобра зование общества. Особ енно важна ег о деятельность в сфере защ иты прав чело века направленная н а смягчение негат ивных последствий рыно чных реформ. Зад ача социального госуда рства состоит в перераспределении дохо дов между разли чными слоями обще ства через сист ему налогов, государс твенный бюджет, специа льные социальные прогр аммы.
В каче стве долговременной, перспек тивной цели госуда рство должно стрем иться к выравн иванию положения люд ей, хотя дости жение фактического, а, не тол ько юридического равен ства – задача в исторически обозр имые сроки невыпо лнимые. Это н е означает отриц ание идеи равен ства, содержащей в себе огро мный нравственный потен циал.
Интересный спо соб решения проб лемы равенства в пост-тотали тарном обществе предл ожен В.С.Нерсесянцем. Согл асно его конце пции социализм ес ть не случа йная тупиковая вет вь развития обще ства, а естест венный закономерный проц есс, ведущий к созданию та к называемого цивил изма – постсоциалистического стр оя, где всео бщее формально прав овое равенство буд ет дополняться принцип иально новым моме нтом – экономическим равен ством всех граж дан. Приватизация и десоциализация собстве нности, проводимые в России, неизб ежно будут осущес твлены таким обра зом, что экономи ческое неравенство сохра нится. И ника кая социальная пом ощь не мож ет компенсировать разн ицу между собстве нником и несобств енником. Только преобра зование социалистической собстве нности в рав ную гражданскую собстве нность создает усло вие для «бол ее высокой ступ ени человеческой своб оды, равенства, справед ливости и пра ва» [1].
Определение пут ей развития наш его общества, обосно вание пределов вмешате льства государства в экономическую и социальные сфе ры, его регули рующей роли в распределении собстве нности, усиления социа льной функции госуда рства и возрас тания его ответств енности за созд ание своим гражд анам достойных усло вий жизни – актуа льные задачи прав овой науки.
Компет енция социального право вого государства, обеспечи вающего постепенный пере ход к равен ству, справедливости и нравственности, - важ ный аспект мод ели нового обще ства, которое дол жно быть сформи ровано в Рос сии.
Глава 2. Взаимодействия государства и права
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
Традиц ионно в нау ке по вопр осу о соотно шении государства и права различ ались два подх ода. Первый – этотис тский, исходивший и з приоритета госуда рства над пра вом. Согласно это му подходу пра во рассматривалось ка к продукт государс твенной деятельности, ка к его (госуда рства) следствие. Так ой подход им ел широкое распрост ранение в отечест венной юридической литер атуре. Считалось, к примеру, чт о право наход ится в подчин енном отношении к государству. Фактич еским условием дл я данного подх ода служила полити ческая практика, скло нная видеть в праве нек ий придаток госуда рства. Теоретической предпо сылкой являлось форма льно-догматическое отнош ение к поня тию права ка к совокупности но рм, издаваемых госуда рством. [4]
Другой взг ляд на соотно шение государства и права утвер дился в рус ле естественно-прав овых воззрений. Сторо нники так назыв аемой школы естеств енного права, вывод ившие понятие госуда рства из обществ енного договора, исхо дили из ограни чения государством пра ва, что, п о их мне нию, вытекало и з нерушимости естеств енного закона и не отчужда емости основанных н а нем субъек тивных публичных пр ав индивида. С позиции данн ого подхода пра ву принадлежит безусл овный приоритет в сравнении с государством. Пра во возникает д о образования госуда рства. Оно ста рше государства, ника кое государство и никакая вла сть не ес ть первоначальный исто чник права.
Ес ть и тре тья точка зре ния на рассматр иваемую проблему, позвол яющая в опреде ленной мере интегри ровать взгляды сторон ников отмеченных пози ций и в то ж е время избе жать крайностей в оценке свя зи государства и права. [3]