Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государство: понятие и основные признаки
1.1 Понятие государства и его основные признаки
1.2 Роль государства в политической системе общества
1.3 Гражданское общество и государство
Глава 2. Взаимодействия государства и права
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
2.2 Воздействие государства на право
2.3 Воздействие права на государство
Согл асно этому подх оду связь меж ду государством и правом н е имеет сто ль однозначного прич инно-следственного харак тера, государство порож дает право ил и из пра ва рождается госуда рство. Она (свя зь) видится бол ее сложной и носит хара ктер двусторонней зависи мости: государство др уг без дру га не мог ут существовать, а значит, меж ду ними имее тся функциональная свя зь.
Рассматриваемый под ход позволяет те м самым выяв ить глубинные свя зи между госуда рством и пра вом, избежать одностор онности, понять, чт о дает пра во государству, и в т о же вре мя выяснить исти нную роль госуда рства в обеспе чении права. Ана лиз такого ро да зависимостей име ет принципиально важ ное значение дл я всей общест венной практики. [2]
Призн ание двустороннего харак тера связи меж ду государством и правом позво ляет исключить интерпр етацию данного вопр оса в ду хе узконормативного подх ода к поним анию права («пра во исходит о т государства» и т.п.). В т о же вре мя при дан ном подходе ро ль государства п о отношению к праву н е нивелируется, ка к это выте кает их некот орых концепций та к называемого широ кого право-поним ания. Государственный ниги лизм в так ой же ме ре опасен, ка к нигилизм прав овой. Связь госуда рства и пра ва представляется ин ой: государство н е порождает пра во, не произ водит его, а является, с одной стор оны, зависимой, подчин енной ему сил ой, а с другой – мощ ным средством, поддерж ивающим и усилив ающим мощь пра ва, его потен циал в общест венной системе. Госуда рство использует пра во в каче стве средства управ ления общественными проце ссами, но ли шь в то й мере, в какой са мо право ем у это позво ляет.
2.2 Воздействие государства на право
Госуда рство является непосред ственным фактором созд ания правовых устано влений и глав ной силой и х осуществления. Государс твенная власть име ет конструктивное знач ение для сам ого бытия пра ва как осо бо институционального образо вания. Она присут ствует в пра ве и ка к бы прони кает в сам ую суть пра ва.
Государство опек ает право, испол ьзует его потен циал для дости жения целей государс твенной политики. В тоже вре мя влияние госуда рства на пра во не след ует абсолютизировать и рассматривать в духе этатис тских воззрений, призн ающих право исключи тельно инструментом (средс твом) государства, ег о признаком ил и атрибутом. Н е только госуда рство, но и право обла дает относительной самостоят ельностью, собственными, внутр енне присущими ем у закономерностями формир ования и функцион ирования, из че го следует, чт о право име ет по отнош ению к госуда рству самостоятельное знач ение. Если и допустимо рассмат ривать право в качестве инстру мента государства, т о лишь с отговоркой, чт о и госуда рство в то й же ме ре является инстру ментом по отнош ению к пра ву. [1]
Наиболее ощут имое воздействие госуда рства на пра во проявляется в сфере правотво рчества и пра во реализации. Пра во формируется пр и непосредственном учас тии государства. Одн ако государство н е столько форми рует право, скол ько завершает пра во-образовательный проц есс, придавая пра ву определенные юридич еские формы (нормат ивный юридический ак т, судебный ил и административный преце дент и д р.). В эт ом смысле госуда рство не явля ется его (пра ва) начальной, глуби нной причиной. Госуда рство создает пра во на институци ональном уровне. Прич ины же возникн овения права корен ятся в матери альном способе произв одства, характере экономи ческого развития обще ства, его куль туре, исторических тради циях народа и пр. Недоо ценка этого принцип иально важного полож ения ведет к тому, чт о единственным и определяющим источ ником права призн ается государственная деятел ьность. Именно в этом и заключался осно вной порок юридич еского позитивизма. Госуда рство признавалось учреди телем права, в буквальном смы сле считалось, чт о оно тво рит право. [4]
Вр яд ли мож но согласиться с имеющими распрост ранение в юридич еской теории взгля дами, согласно кото рым образование пра ва рассматривается в полном отр ыве (изолированно) о т государства. Вн е и пом имо конструктивной деятел ьности государства существ овании права ка к институционного образо вания немыслимо. Вме сте с те м роль госуда рства в правообраз овательном процессе доста точно специфична. П о настоящему госуда рство вмешивается в правообразовательный проц есс лишь н а определенных ег о стадиях. Отс юда творческая ро ль государства в отношении образо вания права заключ ается в следу ющем.
- В осущест влении правотворческой деятел ьности. Государство в соответствии с познанными зако нами общественного разв ития, закономерностями стихи йного правогенеза опред еляет потребность в юридической регламе нтации тех ил и иных отнош ений (деятельности), опред еляет потребность наиб олее рациональную юридич ескую форму (зак он, акт исполни тельной власти и др.) и учреждает общ ие нормы, пред авая им автори тетом государственной вла сти формально-юридич еский, всеобщий хара ктер. В буква льном смысле эт о означает, чт о государство устанав ливает нормы пра ва.
- В санкцион ировании государством но рм, которые н е имеют (н е носят) прям ого государственного харак тера. Для некот орых правовых сис тем такой спо соб «производства» пра ва является преобла дающим. Так, образо вание мусульманского пра ва характеризовалось ка к раз те м, что госуда рство санкционировало глав ным образом т е нормы, кото рые выработаны бы ли мусульманской доктр иной. Из исто рии права изве стны случаи, ког да положением, вырабо танным правовой доктр иной или появляю щимися вследствие толко вания применяемой нор мы, государство прида вало общеобязательное знач ение.
- В призн ании юридически обязате льными регуляторами повед ения фактически сформиро вавшихся и сущест вующих отношений и связей (соответс твующих им вид ов деятельности), вслед ствие чего эт и связи и отношения полу чают юридическое знач ение. Таким обра зом, формируется та к называемое обыч ное и прецед ентное право, призн аются в каче стве общих но рм положения нормат ивных договоров.
Госуда рство, таким обра зом, обеспечивает разв итие всей сист емы источников пра ва. Сообразуется с социально-экономи ческими потребностями, полити ческой ситуацией в обществе, госуда рство в значит ельной мере оказы вает на выб ор типов, государ ственно-юридических сред ств обеспечения правом ерного поведения. В этом смы сле можно сказ ать, что госуда рство управляет прав овой средой обще ства, обеспечивает е е обновление соответ ственно духу врем ени. [1]
Достаточно знач имой представляется ро ль государства в обеспечении реали зации права. Истори ческий опыт убедит ельно свидетельствует о том, чт о вне и помимо госуда рства использование ег о ресурсов, осущест вление правовых устано влений было б ы вообще невоз можно. Назначение госуда рства как ра з и проявл яется в то м, что он о своей деятель ностью призвано созда вать фактические, организ ованные юридические предпо сылки для использ ования гражданами, и х организациями предоста вленных законом возмож ностей в цел ях удовлетворения сам ых разнообразных интер есов и потреб ностей. Активность госуда рства – необходимое усло вие утверждения прав овых начал в общественной жиз ни. Государство обяз ано проявлять эт у активность, ина че оно н е соответствует сво ему предназначению, вслед ствие чего государс твенная власть утрач ивает легитимный хара ктер. [2]………….
Государство, дал ее, обеспечивает охр ану права и господствующих прав овых отношений. Государс твенное принуждение явля ется постоянно сущест вующей гарантией, кото рой подкрепляется пра во. За ни м всегда сто ят сила, автор итет государства. Уж е сама угр оза государственного принуж дения охраняет пра во. Тем сам ым упрочивается правоп орядок, создается реж им наибольшего благоприят ствования для констру ктивных действий социа льных субъектов. [3]
Госуда рство, следовательно, способ ствует распространению пра ва в социа льном пространстве, он о обязывает участ ников общественных отнош ений действовать п о праву, исклю чать противоправные подх оды в дости жении общественно знач имых результатов.
Несом ненно, объективно сущес твует пределы воздей ствия государства н а право. И, прежде все го это обусло влено регулятивным потенц иалом самого пра ва, возможностями госуда рства, его стру ктур обеспечить дейс твие права в данных социа льно-экономических и политических усло виях. Государство н е может так же использовать пра во в против оречии с ег о истинным назнач ением. Важна п о этой прич ине научно обосно ванная, эффективная юридич еская политика госуда рства, позволяющая наиб олее рационально и в интер есах общества исполь зовать правовой инструм ентарий. [6]
2.3 Воздействие права на государство
В специальной литер атуре проблеме влия ния права н а государство удал ено мало вним ание. Между те м государство нужда ется в пра ве не мен ьше, чем пра во в госуда рстве. Зависимость госуда рства от пра ва проявляется: 1) в о внутренней органи зации государства и 2) в ег о деятельности.
- Истори ческий опыт доказ ывает, что дл я своего существ ования государства, ка к организация, нужда ется в пра ве. Право оформ ляет структуру госуда рства и регул ирует внутренние взаимоот ношения в государс твенном механизме, взаимоот ношения между ег о основными звен ьями. Посредством пра ва закрепляются фор ма государства, устро йство государственного аппа рата, компетенция государс твенных органов и должностных ли ц. Право созд ает юридические гара нтии против возмо жной узурпации вла сти одной и з ветвей вла сти. Таким обра зом, отношение меж ду государственными структ урами получают прав овое регулирование, превра щаются в правоот ношения.
С пом ощь права опреде ляются место, ро ль, функции час тей государственного механ изма, их взаимод ействие с друг ими органами и населением. Упоряд очивая внутри организ ованные связи госуда рства, право, позво ляет обеспечить рацион альное устройство струк туры государства. Норма тивно-юридические ак ты правоустановительного харак тера формируют госуда рство как сист ему с разв итым органическим постро ением. Тем сам ым право созд ает юридические предпо сылки для эффект ивной работы вс ех звеньев государс твенной машины.