Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 905
Скачиваний: 22
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
1.2 Особенности муниципального управления в Российской Федерации
1.3 Виды и структура органов МСУ
1.4 Принципы построения муниципального управления в России
2.1 Состояние деятельности муниципального управления современной России
2.2 Анализ статистических данных
2.3 Основные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации
2.4 Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации
Сравнивая советскую и современную модели можно отметить, что в современной система местного самоуправления не входит в систему государственной власти, а также отсутствие выстроенной «модель подчинения друг другу» в муниципальных образованиях. В рамках этого принципа можно говорить о четком разграничении отношений среди федеральных и муниципальных органов власти, а также между муниципальными образованиями. Соответствующий предмет ведения этих органов позволяет быть органам местного самоуправления экономически и финансово самостоятельными. Источником регулирования наименования местных органов, порядка их формирования, компетенции, сроков полномочий является устав муниципальных образований. Современное российское местное самоуправление находится на начальном этапе своего формирования.
Применение Федерального закона № 131- ФЗ в течении семнадцати лет выявило необходимость более «включенного и разностороннего участия» как федеральных, так и региональных органов государственной власти в регулировании законодательства с целью улучшения условий в регионах и на местах. Субъекты Федерации получили правовые возможности приспосабливать каждый муниципалитет к условиям его деятельности, хотя и на основе федерального и регионального законодательства. Не следует считать, что достигнуто идеальное соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления. Поиски должной меры соотношения продолжатся, поскольку связаны с изменяющимися обстоятельствами объективного и субъективного свойства, переменами социально-экономических условий развития общества и государства.
Каждый муниципалитет на основе федерального и регионального законодательства приспосабливается субъектов Федерации исходя из их правовых возможностей. Перспективы развития законодательства о местном самоуправлении, как федерального, так и регионального ФИО связывает с несколькими направлениями: территориальным устройством местного самоуправления; с компетенционным статусом субъектов муниципальной власти; с материально-финансовым обеспечением полномочий этих органов; с расширением участия в местном самоуправлении его главного субъекта — населения; с соотношением местного самоуправления и государственной власти, отвечающим современным условиям политического, экономического и социально-культурного развития России.
2.2 Анализ статистических данных
Для сбора, обработки и анализа статистической информации в настоящее время в нашей стране функционирует единая централизованная система государственной статистики[8]. Центральным органом этой системы является Федеральная служба государственной статистики. В субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях и районах — статистическая работа осуществляется территориальными органами государственной статистики, комитетами или отделами. Благодаря работе ФСГС мы можем подробнее изучить статистику муниципальных образований и их деятельность (рис.3).
Рис.3. Статистика муниципальных образований
Муниципальное управление – это целый комплекс экономических, социальных и правовых воздействий на местную общину, ориентированных на повышение ее экономического благосостояния. Местные администрации вправе самостоятельно определять цели и задачи развития территории, не противоречащие федеральному законодательству. В общей сложности муниципальное управление располагает такими функциональными возможностями, как: принятие местного бюджета и администрирование региональных налогов; выстраивание удобной, автономной по отношению к федеральной власти модели экономического развития, в частности, право создавать административно-бюрократические структуры по управлению муниципальной собственностью.
В основе регулирования деятельности муниципальных образований находится определенные принципы, к числу которых следует отнести: во-первых, запрет на изменение перечня вопросов местного значения каким-либо образом кроме как посредством изменения и дополнения федерального законодательства; во-вторых, финансирование решения вопросов местного значения за счет средств муниципального бюджета. Также существует возможность привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и региональных бюджетов; в-третьих, запрет на федеральное или региональное правовое регулирование вопросов расходования средств муниципальных бюджетов; в-четвертых, запрет на финансирование за счет средств муниципальных образований выполнения делегированных государственных полномочий.
В муниципальной деятельности, как и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность. Соблюдение законности - предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности - вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей.
Насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его развитие, а значит и развитие региона и страны в целом. Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов развития России (рис.4).
В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определённых обязанностей[9].
Рис.4. Статистика деятельности муниципальных образований
2.3 Основные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации
Для понимания всего масштаба проблем реформирования сферы МСУ, следует рассмотреть ключевые проблемы местного самоуправления по отдельности. Так, прежде всего в глаза бросается несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая грамотность ведет к банкротству регионов и превращению их в дотационные.
По-прежнему остается необеспеченной полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как: запрет на ограничение прав местного самоуправления; обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления; судебная защита местного самоуправления.
В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной службы[10]. Их можно условно разделить на три блока (табл.1)
Таблица 1.
Блоки кадровых проблем МСУ
Тип блока проблем |
Характеристика |
Первый блок проблем |
Недостаточная квалификация муниципальных служащих. Депрофессионализация чиновников особенно ярко выступает на фоне старения кадрового состава, «вымывания» среднего звена управления в госорганах. |
Второй блок проблем |
Проблема корпоративной культуры государственной и муниципальной службы. Ценности и нормы чиновников часто несовместимы с представлением об эффективной муниципальной службе. |
Третий блок проблем |
Привлекательностью государства как работодателя на рынке труда. Труд муниципального служащего существенно недооценен, особенно это касается среднего руководящего состава органов власти. |
Отраженные в таблице проблемы отрицательно сказываются на имидже муниципальной службы. Очевидна необходимость повышения профессионализма государственных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне МСУ.
Отдельно остановимся на такой проблеме, которая звучит следующим образом: большая часть передаваемых полномочий, исполняемых органами МСУ, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов. В настоящее время ключевыми источниками доходов местных бюджетов остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ.
Нельзя пройти мимо таких серьезных проблем местного самоуправления, как: коррупция, кумовство, осознанное вредительство, бездействие, финансовая слабость, абсентеизм населения. С коррупцией идет активная борьба, но до маленьких городов и сел, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления.
Действительно важная проблема о вопросе местного бюджета. Финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах.
Слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления – также одна из рядовых проблем муниципального управления.
2.4 Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации
Определим основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прогрессивные муниципальные образования должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории – гарантии государственной поддержки.
Для решения заявленных ранее проблем рекомендуется адаптировать законодательство под различные особенности конкретных регионов РФ. Нужно избавиться от размытых формулировок и расширить понятийный аппарат в сфере правового регулирования МСУ.
В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.
Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.
В настоящее время правовые предпосылки для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления имеются. Конституция РФ не только предусматривает местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России, но и определяет его экономическую основу, закрепив в качестве таковой особую, отдаленную от государственной, форму собственности - муниципальную собственность и сформулировав фундаментальное положение о праве муниципальных образований иметь свой собственный бюджет. Однако реальными возможностями формирования своих бюджетов за счет собственных источников доходов муниципальные образования, по-прежнему, не располагают, основная масса формирующих доходы местных бюджетов поступлений является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня, имеет место несоответствие финансовых ресурсов исполняемым органами местного самоуправления функциями. Вследствие недостаточного финансирования органы власти на местах зачастую не справляются с реализацией своих социальных обязательств.
Необходимо совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления. В этой связи нужно упорядочить судебную практику и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.
Также следует увеличить уровень контроля за органами местного самоуправления. Нужна личная ответственность для каждого чиновника. При этом нужно усовершенствовать механизм контроля. К сожалению, органы государственного контроля и надзора, осуществляя проверки и вынося решения в отношении органов и должностных лиц МСУ, не всегда принимают во внимание условия, сложившиеся в муниципалитете, реальные возможности органов МСУ и актуальные потребности населения.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Во-первых, нужно дать людям возможность работать, не страдая от устаревшего законодательства, прежде всего налогового. Нужно ликвидировать несправедливость и обеспечить равные условия доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг, в том числе за счет государственного и муниципального заказа. Опираясь на лучшие международные образцы, России следует разработать специальный налоговый режим для НКО[11] и благотворительности, внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Принципиально важно создать прозрачные институты финансирования некоммерческих организаций, включая принятие специального федерального закона о фондах, обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности НКО населению, благотворителям и спонсорам, органам государственной власти и местного самоуправления.