Файл: Особенности муниципального управления в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Виды и структура органов МСУ

Ст. 34 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления входят:

  1. представительный орган муниципального образования
  2. глава муниципального образования
  3. местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования
  4. контрольно-счетный орган муниципального образования
  5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

В структуре органов местного самоуправления является обязательным наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и собственными правомочиями по решению вопросов местного значения[3].

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. 

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования[4].


Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (формы прямого волеизъявления граждан):

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

4) сход граждан;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) публичные слушания;

8) собрания граждан;

9) конференция граждан (собрание делегатов);

10) опрос граждан;

11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Голосование по отзыву депутата[5], члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.


Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Схематически система муниципального управления представлена на рис.1 Содержание решения о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан):

    1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с ч.2 ст.36 ФЗ). Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Муниципальное образование – объект муниципального

управления

Местное самоуправление – теоретическая база муниципального управления

Органы местного

самоуправления –

субъект муниципального управления

Население – субъект муниципального управления

Муниципальное управление

Концепция муниципального управления: цели, принципы, подходы


Муниципальное управление на территориях, имеющих свои особенности

Муниципальное управление отдельными сферами

деятельности

Рис.2. Система муниципального управления

1.4 Принципы построения муниципального управления в России

Основа муниципального управления в Российской Федерации закладывается на уровне Конституции, декларирующей наличие местного самоуправления. Другие нормативно-правовые акты[6] определяют структуру построения муниципальных органов власти, их компетенцию, порядок распределения средств государства между разными уровнями власти, в том числе и местной.

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т.е. к Конституции РФ.

Принципы построения муниципального управления в России включаются в себя:

  1. Приоритетность прав и свобод гражданина и человека. Эта приоритетность закрепляется в Конституции страны и оказывает определяющие воздействие на содержание муниципального управления, что обусловлено спецификой реализации указанных прав и свобод, осуществляемой, как правило, в месте проживания гражданина, то есть на местном уровне. Соответственно муниципальные органы власти могут оказывать на этот процесс наибольшее влияние;
  2. Законность. Для муниципальных органов власти обязано осуществление их деятельности в рамках полномочий, определяемых законодательством. Гарантом законности в этом случае выступает государство, которое контролирует деятельность местных органов власти;
  3. Самостоятельность. Данный принцип реализуется, во-первых, в отделении муниципальной власти от государственной, во-вторых, обеспечении самостоятельного решения вопросов местного значения, в-третьих, определении структуры местного самоуправления населением муниципального образования, в-четвертых, наличие собственных финансов муниципальных образований. Самостоятельно определяет выборностью местных органов власти, реализующих право население на их формирование; 
  4. Организационная обособленность. Органы местного самоуправления на конституциональном уровне исключены из системы органов государственного управления, но государство сохраняет за собой право на делегирование определенных государственных полномочий муниципальным властям. Муниципальные власти реализуют публично-властные полномочия посредством издания правовых актов местного значения, реализации делегированных им государственных полномочий;
  5. Многообразность форм муниципального управления. Принципы местного самоуправления определяются федеральным и местным законодательством, а непосредственно построение системы органов муниципальной власти находится в ведении муниципального образования и может выстраиваться с учетом особенностей исторического развития;
  6. Демократизм, основанный на сочетании его представительной и непосредственной части. основу осуществления местного самоуправления составляют прямое волеизъявление граждан в различных формах (референдумы, обращения граждан и прочее), действие посредством выборных и иных органов муниципального управления;
  7. Ориентированность на интересы населения муниципального образования. Суть местного самоуправления освободится к населению населения муниципального образования правом самостоятельного решения местных вопросов;
  8. Соразмерность полномочий муниципального управления их материально-ресурсному обеспечению. Реализация муниципального управления требует ресурсно-финансового обеспечения, которое выражается в наделении местных органов власти правом решения бюджетных вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью и ее защитой;
  9. Гарантированность местного самоуправления. Право на местное самоуправление закреплено в Конституции страны. 
  10. Государственная гарантия. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой̆, экономической̆ и организационной̆ деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной̆ власти. Конституция РФ обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на их ограничение.

Государство устанавливает ответственность за неисполнение или неудовлетворительное исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, и решений органов управления муниципальных образований.

На основании принципа государственной̆ гарантии органы управления муниципальных образований обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей̆ населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований[7].

Этот принцип обеспечивает:

• формирование правовой̆ основы системы органов управления муниципальных образований;

• организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

• формирование системы государственного контроля за деятельностью органов системы муниципального управления;

• формирование финансово-экономических основ муниципального управления;

• формирование и поддержку информационного обеспечения системы органов муниципального управления;

• создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и переподготовки кадров для муниципального управления).

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 Состояние деятельности муниципального управления современной России

Период развития местного самоуправления в современной России складывается из противоречий. На данный момент в России сложилась модель местного самоуправления смешанного типа. «Синтезированная общественно-государственная природа» действующей модели местного самоуправления представляет собой отличные друг от друга формы организации деятельности в различных муниципальных образованиях. Современное местное самоуправление организовано в виде модели, которая представляет собой комплекс взаимоотношений, как внешних — между органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и внутренних — между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Исходя из основ конституционного строя Российской Федерации современная модель складывается в единую систему местного самоуправления из разнообразных территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления.