Файл: Особенности муниципального управления в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бок о бок с государственным управлением в нашей стране действует местное самоуправление. В какой-то степени муниципальное образование отдаленно напоминает по структуре государственные органы. Имеется местный представительный орган, условно говоря, - местный «парламент»; глава муниципального образования – местный «президент»; его администрация – это местное «правительство», а департаменты – местные «министерства». Однако в этой системе отсутствует третья ветвь – судебная власть с органами конституционного контроля и прокуратурой.

Основной направленностью управленческой деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение и реализация общественных интересов и потребностей местного сообщества, населения.

Безусловно, как и любая система в структуре управления, работа муниципального образования имеет ряд своих недочетов и проблем. К перечислению данного вопроса можно отнести:

- нормативно-правовая база имеет противоречия и требует усовершенствования

- отсутствие логически оформленной модели организации деятельности местного самоуправления

- двойственность распределения предметов ведения и полномочий между местным управлением и государственной властью

- отчуждённость и абсентеизм населения от публичной власти

- недостаточность финансирования на местном уровне, а также должного кадрового потенциала

Современное местное самоуправление в Российской Федерации, осуществляя свою деятельность, несомненно накапливает опыт как самостоятельный институт, но все же нуждается в улучшении и дальнейшем развитии.

Актуальность темы в первую очередь продиктована глобальными изменениями в сфере эффективности органов муниципального управления. Современное российское общество находится в начале пути его становления. На основе федерального и регионального законодательства, субъектам Федерации дали правовые возможности на приспособление каждого муниципалитета к условиям своей деятельности. Также не стоит забывать о существующем ряде проблем, характерных для местного самоуправления, которые подлежат обязательному решению.

Объектом исследования является сама деятельность органов местного самоуправления.

Предметом исследования являются особенности деятельности органов на муниципальном уровне в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования состоят в подробном изучении структуры муниципального образования, анализе деятельности на местном и уровне, нахождении ошибок и пути решения в проблеме работы местного самоуправления в Российской Федерации.


Гипотеза данной курсовой работы: эмпирическое исследование по изучению особенностей деятельности муниципальных органов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления

Управление — это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению. При этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса, измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями. Объектом муниципального управления является муниципальное образование.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.

Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.


Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это базирующаяся на муниципальном праве управленческая деятельность, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Внутри муниципального управления как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

Если подойти к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «эмбриональном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.

Целеполагание в муниципальной деятельности - качество жизни населения. На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муници­пальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это - состояние дел в госу­дарстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики; деятель­ность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципаль­ного образования и преследующих свои корпоративные цели; население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в рамках конкретной социально-экономической си­туации является весьма сложной задачей. В зависимости от целей муниципального управления определяются его функ­ции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности. Если последняя сформулирована нечетко, бесполезно требовать четкой организации дел, эффективного управления.


Дадим определение муниципальному управлению на основе правовых документов. Обратимся к первой статье (п.2) 131-ФЗ[1], согласно которой, местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ[2], федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

1.2 Особенности муниципального управления в Российской Федерации

Муниципальное управление как вид управленческой деятельности имеет ряд особенностей, отличающих его от производственного и от государственного управления. Эти особенности связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение основных жизненных потребностей населения, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального управления (рис.1).

Особая роль населения: цель, объект и субъект управления

Некоммерческий

(социальный) характер

Привязка

человека к месту проживания, опора на ресурсы, цели и задачи, связанные с

местом проживания

Особенности

муниципального управления

Главенствующая роль человеческого ресурса

Наиболее сложный вид управленческой

деятельности

Трудность выбора приоритетов и

стратегий

Рис.1. Особенности муниципального управления

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доход бюджета или максимум прибыли. В корпоративном управлении заработанная плата – это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы организации. В муниципальном образовании повышение доходов населения – одна из важнейших целей управления.


Вторая особенность – роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этой особенностью муниципального управления связна третья особенность – опора в системе управления на использование человеческого ресурса как главного местного ресурса, то есть опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Задача смены места жительства для человека на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в обустройстве этого места, в получении качественных муниципальных услуг.

Наконец, пятая особенность муниципального управления – множество одновременно решаемых и самых разнообразных проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из таких проблем локальным мерами. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей.

В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, «латанию дыр» перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность. Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и в известной мере более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом виде управленческой деятельности нет столь глобальной зависимости муниципальной власти как одного субъекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона, инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее, и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.