Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 910
Скачиваний: 22
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
1.2 Особенности муниципального управления в Российской Федерации
1.3 Виды и структура органов МСУ
1.4 Принципы построения муниципального управления в России
2.1 Состояние деятельности муниципального управления современной России
2.2 Анализ статистических данных
2.3 Основные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации
2.4 Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Бок о бок с государственным управлением в нашей стране действует местное самоуправление. В какой-то степени муниципальное образование отдаленно напоминает по структуре государственные органы. Имеется местный представительный орган, условно говоря, - местный «парламент»; глава муниципального образования – местный «президент»; его администрация – это местное «правительство», а департаменты – местные «министерства». Однако в этой системе отсутствует третья ветвь – судебная власть с органами конституционного контроля и прокуратурой.
Основной направленностью управленческой деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение и реализация общественных интересов и потребностей местного сообщества, населения.
Безусловно, как и любая система в структуре управления, работа муниципального образования имеет ряд своих недочетов и проблем. К перечислению данного вопроса можно отнести:
- нормативно-правовая база имеет противоречия и требует усовершенствования
- отсутствие логически оформленной модели организации деятельности местного самоуправления
- двойственность распределения предметов ведения и полномочий между местным управлением и государственной властью
- отчуждённость и абсентеизм населения от публичной власти
- недостаточность финансирования на местном уровне, а также должного кадрового потенциала
Современное местное самоуправление в Российской Федерации, осуществляя свою деятельность, несомненно накапливает опыт как самостоятельный институт, но все же нуждается в улучшении и дальнейшем развитии.
Актуальность темы в первую очередь продиктована глобальными изменениями в сфере эффективности органов муниципального управления. Современное российское общество находится в начале пути его становления. На основе федерального и регионального законодательства, субъектам Федерации дали правовые возможности на приспособление каждого муниципалитета к условиям своей деятельности. Также не стоит забывать о существующем ряде проблем, характерных для местного самоуправления, которые подлежат обязательному решению.
Объектом исследования является сама деятельность органов местного самоуправления.
Предметом исследования являются особенности деятельности органов на муниципальном уровне в Российской Федерации.
Цель и задачи исследования состоят в подробном изучении структуры муниципального образования, анализе деятельности на местном и уровне, нахождении ошибок и пути решения в проблеме работы местного самоуправления в Российской Федерации.
Гипотеза данной курсовой работы: эмпирическое исследование по изучению особенностей деятельности муниципальных органов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
Управление — это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению. При этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса, измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания.
В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).
Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями. Объектом муниципального управления является муниципальное образование.
Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.
Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это базирующаяся на муниципальном праве управленческая деятельность, муниципальной службе и муниципальной собственности.
Внутри муниципального управления как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.
Если подойти к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «эмбриональном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.
Целеполагание в муниципальной деятельности - качество жизни населения. На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это - состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики; деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели; население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в рамках конкретной социально-экономической ситуации является весьма сложной задачей. В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности. Если последняя сформулирована нечетко, бесполезно требовать четкой организации дел, эффективного управления.
Дадим определение муниципальному управлению на основе правовых документов. Обратимся к первой статье (п.2) 131-ФЗ[1], согласно которой, местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ[2], федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1.2 Особенности муниципального управления в Российской Федерации
Муниципальное управление как вид управленческой деятельности имеет ряд особенностей, отличающих его от производственного и от государственного управления. Эти особенности связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение основных жизненных потребностей населения, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального управления (рис.1).
Особая роль населения: цель, объект и субъект управления
Некоммерческий
(социальный) характер
Привязка
человека к месту проживания, опора на ресурсы, цели и задачи, связанные с
местом проживания
Особенности
муниципального управления
Главенствующая роль человеческого ресурса
Наиболее сложный вид управленческой
деятельности
Трудность выбора приоритетов и
стратегий
Рис.1. Особенности муниципального управления
Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доход бюджета или максимум прибыли. В корпоративном управлении заработанная плата – это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы организации. В муниципальном образовании повышение доходов населения – одна из важнейших целей управления.
Вторая особенность – роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.
С этой особенностью муниципального управления связна третья особенность – опора в системе управления на использование человеческого ресурса как главного местного ресурса, то есть опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.
Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Задача смены места жительства для человека на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в обустройстве этого места, в получении качественных муниципальных услуг.
Наконец, пятая особенность муниципального управления – множество одновременно решаемых и самых разнообразных проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из таких проблем локальным мерами. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей.
В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, «латанию дыр» перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность. Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и в известной мере более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом виде управленческой деятельности нет столь глобальной зависимости муниципальной власти как одного субъекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона, инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее, и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.