Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
Органы и лица, совершающие правоохранительную деятельность, имеют право требовать обязательное исполнение своих законных требований.
К лицам, их не исполнившим, применяются новые меры принуждения, так как такое неисполнение является самостоятельным правонарушением.
По моему мнению, все правоохранительные органы объединяет то, что деятельность каждого из них направлена на защиту личности (его прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей) и государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности).
Определять понятие «правоохранительные органы» необходимо через категорию «правоохранительная деятельность», а понятие «правоохранительная деятельность» – через ее виды, направленные:
1) на защиту прав и интересов личности, общества и государства (в широком смысле);
2) выявление, предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений и иных правонарушений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (в узком смысле).
Таким образом, в завершение еще раз отметим: все правоохранительные органы объединяет то, что их деятельность относится к обеспечению защиты личности, его прав и свобод, в целом общества и государства посредством защиты суверенитета конституционного строя и его территориальной целостности.
В современный период повышается значимость определения долгосрочных перспектив развития нашей страны в ближайшие десятилетия в связи с предстоящим стратегическим выбором модели дальнейшего развития, способной обеспечить стабильность социально-экономического положения и сформировать демократическое правовое государство, а также выработать эффективную систему социального управления.
Государство осуществляет правоохранительную функцию и гарантирует обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, через создание правоохранительной системы, которая включает правоохранительные органы. Гарантия закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод осуществляется посредством наделения граждан индивидуальными возможностями, позволяющими ему защищать себя и свои права различными, не запрещенными законом способами, а также через уполномоченные государством органы. В сложившихся условиях особое внимание следует уделить состоянию деятельности всей правоохранительной системы нашего государства, призванной противостоять преступности, а также обеспечить соблюдение правопорядка в стране, которые выступают необходимым условием для решения стоящих перед государством и российским обществом задач.
Таким образом, успешность осуществляемых в настоящее время реформ связана непосредственно с укреплением российского государства и государственных органов, ответственных за обеспечение защиты населения и самого государства от внутренних угроз, обеспечение условий для развития демократических институтов и отношений.
Достижение выше обозначенных задач возможно посредством эффективного функционирования правоохранительных органов. В современный период актуальны задачи разработки и внедрения государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, изыскания принципиально новых подходов к организации правоохранительной деятельности.
Таким образом, в современный период особо остро обозначен вопрос повышения эффективности функционирования правоохранительных органов, выработки эффективных способов совершенствования их деятельности, в целях обеспечения защиты реальных интересов человека и гражданина.
Так, по мнению И.Ю. Захватова, «только высокоэффективная организация правоохранительной деятельности будет способствовать обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, удовлетворению потребности общества и его членов в защите их жизни и здоровья, прав и свобод на должном уровне. Правоохранительные задачи, характеризующиеся своей масштабностью и сложностью, требуют комплексного решения со стороны, как государственных органов, так и общественных организаций. При этом, социальная значимость правоохранительной деятельности формирует регулярный интерес и к правоохранительным органам. Само понятие «правоохранительная деятельность» не имеет нормативного определения, и в научном обороте можно констатировать большое количество дискуссий относительно его определения. Но как показал анализ научной литературы, правоохранительную деятельность целесообразно рассматривать в двух аспектах[5].
1.2. Контроль за правоохранительной деятельностью
Правоохранительная система РФ за последнее десятилетие пребывает в состоянии реформирования и постоянной реорганизации. При этом инициаторы подобных реорганизаций исходят из необходимости существенного повышения эффективности всей правоохранительной деятельности, рационального распределения организационных функций и исключения необоснованного их дублирования. В то же время ставится задача усиления социальной направленности выполняемых правоохранительными органами своих профессиональных задач. К тому же подобное преобразование правоохранительной системы нацелено на преодоление негативных явлений в своей профессиональной среде, кардинальное повышение имиджа полицейских среди российских граждан, обеспечение должным образом их авторитета и социального престижа в обществе, установление тесного взаимодействия с формирующимися институтами гражданского общества. В этой связи становится актуальной потребность в совершенствовании контроля над правоохранительной деятельностью в современных условиях, когда возрастает требовательность к повседневной работе органов внутренних дел, как со стороны руководства страны, так и населения. Социальный контроль над правоохранительной деятельностью является кореллирующим средством выявления и устранения причин и условий, вызывающих нарушения законности в самих правоохранительных органах, играя при этом не только профилактическую, но и воспитательную роль. Это способствует формированию должного морального облика сотрудников, ориентируя их на безусловное соблюдение требований законов и иных нормативных актов. С этих позиций, контроль является одним из основных инструментов выработки правоохранительной политики и принятия обоснованных решений в сфере правоохранительной деятельности, обеспечивающих достижение запланированных социо-экономических показателей развития правоохранительной структуры. Основная целевая группа, на которую направлен контроль над правоохранительной деятельностью – руководители федеральных правоохранительных структур, их территориальных и местных подразделений[6].
Основные цели внешнего контроля заключаются в следующем: ˗ создание и обеспечение функционирования системы сбора и обработки информации, которая может быть использована для совершенствования деятельности правоохранительной системы России и ее отдельных элементов:
˗ выявление кризисных социальных явлений или динамических изменений в состоянии общества, оказывающих существенное влияние на правоохранительную деятельность;
˗ обеспечение условий для выработки государственной политики в сфере правоохранительной деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Цели эти могут быть достигнуты путем решения следующих задач:
˗ разработка системы установления соответствия результатов правоохранительной деятельности требованиям международных нормативных актов и российского законодательства;
˗ осуществление теоретического анализа существующих форм и методов контроля на предмет соответствия современным диагностическим технологиям;
˗ своевременное выявление, устранение и предупреждение недостатков и нарушений в деятельности правоохранительных органов и правоохранительных коллективов;
˗ определение резервов дляосуществление эффективной правоохранительной деятельности в сфере обеспечения прав и свобод граждан;
˗ предупреждение и предотвращения возможных нарушений требований российского законодательства и внутренней дисциплины сотрудниками правоохранительных органов;
˗ совершенствование системы контроля над деятельностью правоохранительных органов. Методологическими принципами организации контроля являются:
˗ использование комплексного подхода в организации проверочной деятельности (объединение основных функций управления в серию непрерывных взаимосвязанных действий);
˗ вариативность в выборе форм и объектов контроля (возможность выбора из множества вариантов действий);
˗ системность в организации контрольной деятельности (подход, исключающий рассмотрение ее как суммы отдельных не связанных между собой элементов).
Объектом внешнего контроля является процесс реализации своих задач, функций и полномочий различными правоохранительными органами и правоохранительной системой в целом. Предметом контроля можно считать анализ результативности правоохранительной деятельности и ее соответствие устанавливаемым государством и обществом задачам. На основе временной составляющей представляется возможным выделить три четко различимых вида контроля: предупредительный, (оперативный) текущий и заключительный.
Предупредительный контроль осуществляется, в основном, на стадии планирования и создания организационных структур с целью выявления «слабых» мест в деятельности правоохранительного органа и их своевременной нейтрализации.
Текущий (оперативный) контроль осуществляется в ходе повседневной оперативно-служебной деятельности правоохранительной структуры. Его субъектом выступает руководитель или назначенные им сотрудники, а объектом выступает деятельность подчиненных подразделений или отдельных сотрудников. Для успешного функционирования организации и достижения ею намеченных целей, желательно сочетание в деятельности руководителя не только административных методов руководства, но и обсуждение с подчиненными возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы подразделения. Это позволит уменьшить вероятность отклонений от намеченных планов и инструкций. Основная цель заключительного контроля состоит в сравнении фактически полученных результатов с намеченными[7].
Заключительный контроль завершает процесс надзора за исполнением правоохранительной функции.
Используя в качестве классификатора субъекты контроля, можно установить три вида контроля над правоохранительной деятельностью: международный контроль, государственный контроль, общественный контроль.
1. Международный контроль. Международные нормы являются обязательными не только для государства в целом, но и для конкретных органов государств, в том числе правоохранительных. Особенно актуальным международный контроль является для мест принудительного содержания, в частности для изоляторов временного содержания МВД России. Такой контроль обеспечивается:
˗ признанием государством компетенции международных организаций, действующих под эгидой ООН и Совета Европы принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лиц о нарушениях прав человека на территории России;
˗ ратификацией Россией в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
˗ информированием государством мирового сообщества о соблюдении прав человека (в том числе при осуществлении правоохранительной деятельности) путем представления соответствующих докладов;
˗ сообщением представителей других стран о нарушениях прав граждан, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания и т.п.
Только в случае реализации этих форм механизм международного контроля над правоохранительной деятельностью в указанной сфере станет эффективным и действенным. При проведении подобного контроля могут быть использованы методы социального аудита.
2. Государственный контроль. В России существуют следующие формы государственного контроля: президентский контроль, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль. Однако объем исследования не позволяет более подробно рассмотреть все формы контроля.
3. Общественный контроль. Большую роль в процессе мониторинга работы правоохранительной системы России играет контролирующая деятельность общественных объединений. Общественный контроль представляет собой деятельность граждан, объединенных в общественные организации, для наблюдения за соблюдением прав и законных интересов лиц при осуществлении правоохранительной деятельности. Контроль институтов гражданского общества над деятельностью правоохранительных органов является альтернативой ведомственного контроля. Он позволяет лучше информировать общественность об условиях реализации правоохранительной политики в государстве, что способствует снижению социального напряжения в обществе. Объектом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц при осуществлении правоохранительной деятельности.
С этой позиции, общественный контроль может производиться в следующих формах:
˗ посещение подконтрольных подразделений правоохранительного органа представителями правозащитных организаций;
˗ участие в проверках, проводимых государственными контролирующими органами;
˗ встречи с лицами, подвергшимися пыткам, истязаниям и иным унижающим человеческое достоинство методам обращения при осуществлении правоохранительной деятельности;
˗ участие в работе общественных наблюдательных комиссий, создаваемых при правоохранительных органах;
˗ направление запросов по контролируемой тематике в органы государственной власти и надзорные органы; ˗ сотрудничество с комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации и институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
˗ информирование общественности о результатах проверок;
˗ проведение социального аудита правоохранительной деятельности. В русле данного исследования можно сделать вывод, что эти формы контроля реализуются путем применения различных методов, форм и подходов. Все это представляет собой комплексную реализацию эффективных управленческих решений с использованием современных способов исследования фактического состояния объектов контроля.