Файл: Правоохранительная деятельность в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в МВД России сложилось пять научно-обоснованных методов контроля:

1. Комплексное инспектирование.

2. Контрольная проверка.

3. Целевая (специальная) проверка.

4. Текущий (оперативный) контроль.

5. Зональный (оперативно-зональный) контроль.

Учитывая информационную составляющую, различают методы документального и фактического контроля[8].

Документальный контроль состоит в установлении достоверности информации на основе документации, содержащейся как в традиционном (бумажном), так и в электронном формате.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта путем наличной проверки. Объектами фактического контроля, как правило, выступают материальные ценности. Оба эти метода применяются с целью установления действительного состояния объектов проверки и разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков. Основными методами контроля правоохранительной деятельности являются проверка, обследование, надзор, анализ деятельности, ревизия и наблюдение (мониторинг).

Проверки производятся по вопросам оперативно-служебной и хозяйственной деятельности, как на основе документов, так и методом фактического контроля. По итогам проверки намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков. Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр показателей деятельности обследуемого субъекта для определения фактического положения дел и возможных перспектив развития. Надзор производится контролирующими органами за субъектами правоохранительной деятельности. Анализ как разновидность контроля предполагает детальное изучение состояния оперативно-служебной и хозяйственной деятельности правоохранительной структуры с целью сравнения их с плановыми показателями. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод, как правило, финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности правоохранительной структуры, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Наблюдение (мониторинг) – процесс постоянного контроля со стороны руководителей вышестоящих органов правоохранительной структуры за состоянием дел в подчиненных службах и подразделениях[9].

Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам деятельности правоохранительной структуры в целом, так и каждого отдельного ее подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей показатели оперативно-служебной деятельности и проведение их анализа. Правовые основания контроля над правоохранительной деятельностью регулируются нормативными правовыми актами, устанавливающими основы функционирования правоохранительных органов.


Полномочия указанных должностных лиц и органов устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Закон этим не ограничивается, он определяет формы осуществления контроля за деятельностью полиции, это: судебный контроль и надзор (ст. 51) и прокурорский надзор (ст. 52). С этих позиций под контролем над деятельностью правоохранительных органов следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их функционирования требованиям международных нормативных актов и российского законодательства с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их последующего предупреждения.

Решение этих проблем невозможно без создания эффективной структуры как внешнего, так и внутреннего контроля над деятельностью правоохранительной системы, в том числе и со стороны институтов гражданского общества.

Причем должны быть использованы как уже проверенные формы контроля, так и новые, соответствующие современным представлениям науки и общепринятым международным нормам.

ГЛАВА 2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Правоохранительные органы: понятие, система

Для непрерывной защиты прав и свобод от нарушений, а также для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений и преступлений, применяя различные санкций к правонарушителям, государствами создаются специальные органы, главной функцией которых является правоохранительная деятельность. Данные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме. Следовательно, правоохранительную деятельность можно рассматривать, как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле правоохранительная деятельность представляет собой деятельность всех государственных, обладающих властными полномочиями, по обеспечению законности и правопорядка, реализации, соблюдения прав и свобод человека.

В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов государственной власти (правоохранительных органов) по охране прав и свобод от нарушений, которая осуществляется в установленной законом форме, в соответствии с законной компетенцией того или иного органа. Охрана общественного порядка связана не только лишь с воздействием на противоправное поведение, ее воздействию может быть подвергнуто и правомерное поведение в целях его упорядочения, то есть в целях согласования действий и поступков людей как между собой, так и с внешними условиями. В юридической литературе создан ряд признаков, в соответствии с которыми государственный орган можно причислить к правоохранительному:


1. Правоохранительный орган должен быть наделен законодательством государства соответствующей компетенцией для непосредственного осуществления правоохранительной деятельности. Чаще всего это Федеральный закон, созданный для формирования задач, организации и направлений деятельности данного органа.

2. Деятельность правоохранительных органов осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии с четко установленными законодательством правилами и процедурами, его деятельность (права и обязанности) регламентируется строго установленными правилами и процедурами. За нарушение данных правил и процедур сотрудники правоохранительных органов привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или даже уголовной ответственности.

3. Правоохранительные органы в процессе осуществления своей деятельности наделены полномочиями применения мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение. Данные меры различны, зависимо от компетенции органа, а также степени тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принимаемые правоохранительными органами, обязательны для исполнения должностными лицами, а также простыми гражданами.

Неисполнение данных решений представляет собой самостоятельное правонарушение, которое влечет дополнительную ответственность. Чаще всего правоохранительными органами считаются суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции.В последнее время, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним стали причислять также и таможенные органы, органы обеспечения государственной безопасности, органы нотариата, налоговые органы. Так, правоохранительная деятельность государства в идеале представляет собой некий «всеобъемлющий фильтр», который обеспечивает пребывание государства в позитивном правовом поле, легитимацию правового статуса государства, а правоохранительные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме.

Насущной необходимостью является определение роли и места правоохранительных органов в механизме обеспечения законных правоотношений, прав и свобод граждан.

Современная модель демократического государства требует новых концептуальных подходов к решению проблем реализации правоохранительной функции, ведь существование демократии без эффективной системы защиты и охраны прав человека и гражданина невозможно. Основными задачами правоохранительных органов и воинских формирований государства является обеспечение государственной защиты и безопасности. Эта деятельность определяется действующим законом. Повышение авторитета власти в области противодействия преступности зависит не только от степени раскрываемости различных уголовных преступлений, но и от уровня доверия населения к государственным правоохранительным органам. Как к защитникам индивидуальных и общественных интересов и соблюдения силовыми структурами принципа верховенства права. Деятельность правоохранительных органов должна опираться на связь и поддержку населения. Речь идет обо всех правоохранительных органах, которые вместе с соответствующими нормативно-правовыми принципами, организационным и другим видам обеспечения образуют правоохранительную систему государства.


К правоохранительным органам относятся: прокуратура; суд; органы юстиции; таможенные органы; органы по обеспечению безопасности; органы по борьбе с преступностью (служба безопасности, полиция, налоговая, государственная охрана).

Существуют также негосударственные органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность. К ним относятся: частные детективные службы; частные охранные службы; адвокатура; частный нотариат. Правоохранительная система - это многоуровневая социальная система, которую составляют правовые средства, методы и гарантии, обеспечивающие защиту социальных отношений от противоправных посягательств, и государственные органы, выполняющие правоохранительные функции. Она имеет следующие свойства: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность. Структура правоохранительной системы - это постоянное единство ее элементов, которые образуют соответствующие три основные подсистемы:

Нормативную (регулятивную) - правовые принципы, нормы, которые регулируют отношения между субъектами охраны порядка, которые находят свое выражение в правовых актах, регулирующих правоохранительную деятельность;

Институциональную. Состоит из правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность для них - это основная задача, а также объекты правоохранительного воздействия;

Функциональную. Она включает правоохранительную деятельность. А также взаимодействие и координацию между правоохранительными органами.

Правоохранительные органы олицетворяют монополию государства на применение силы для принуждения, которое является необходимым условием обеспечения эффективного действия права. Правоохранительные органы призваны сдерживать общество от совершения преступлений, аморальных действий, злых намерений.

Традиционное организационное построение отсутствует в системе правоохранительных органов. Это отличает данную систему от остальных систем государственных органов (например, органов исполнительной власти). Данная система является целостной. Ее системообразующим фактором является не структурный, а функциональный критерий - правоохранительная деятельность, определенная общим функциональным назначением, состоящим, главным образом, в защите, а также охране прав юридических, физических лиц[10].

В системе правоохранительных органов имеется определенная иерархичность, обусловленная функциональным характером и подчиненностью различных видов правоохранительных органов. Звенья, содержащиеся в системе правоохранительных органов, имеют определенные полномочия и задачи, а также выполняют различные правоохранительные функции. Выполнение этих функций необходимо для того, чтобы достичь общей цели для всех правоохранительных органов. Эта цель заключается в защите и охране прав, свобод, законных интересов организаций, предприятий, учреждений и граждан. Между правоохранительными органами существуют субординационные связи, то есть правоохранительные органы одного вида строятся в иерархическом порядке, в подчинении. Система правоохранительных органов составляет органическую составную часть общества, продукт его деятельности, воспроизведение менталитета и уровня цивилизационного развития.


Заимствование положительного опыта организации и функционирования системы этих органов одного государства в другой (других) способно предотвратить ошибки, просчетов и негативных явлений, что особенно актуально на пути развития демократии.

Унификация стандартов правоохранительной деятельности способствует повышению ее эффективности, сотрудничества правоохранительных органов и тому подобное. В любом случае, неизменной целью и задачей для соответствующих субъектов является укрепление правопорядка и законности, целостности государства, защита прав и свобод человека и гражданина, особенно в современных условиях развития государства.

Анализ Конституции и действующего законодательства свидетельствует о несовершенстве современного правового обеспечения, отсутствии системного представления и соответствующего законодательного обеспечения места правоохранительных органов и правоохранительной деятельности в целом. Отсутствие «идеальной» модели правоохранительной системы грозит потерей контроля над ростом преступности, образует реальную внутреннюю угрозу национальной безопасности и грозит несостоятельностью обеспечения гарантий государства по обеспечению безопасности ее гражданам. А безопасность является наивысшей социальной ценностью государства.

В правовом государстве все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако защита этих прав в большей мере ложится на правоохранительные органы. Вопрос об отнесении тех или иных органов к числу правоохранительных остается открытым. Непрекращающиеся «дискуссии» ведутся на нормативном, доктринальном уровне и в рамках учебного курса «Правоохранительные органы», каждый из которых представлен узким и широким подходами. Разнообразие подходов относительно системы правоохранительных органов является специфической чертой не только полемики, осуществляемой на всех уровнях исследования, но также внутри каждого их названных направлений.

Основной закон лишь называет функцию, осуществляя которую органы, хотя бы условно, могут именоваться правоохранительными. Это один из наиболее широких подходов к пониманию системы правоохранительных органов, поскольку обеспечивает включение в данную систему не только привычных для нас «силовых» ведомств, но также таких государственных органов, которые по большому счету не могут быть отнесены к числу правоохранительных (например, Президент, Правительство), однако правоохранительную функцию осуществляют. Включение (или невключение) элементов в систему правоохранительных органов осуществляется законодателем на основе предмета регулирования, целей и задач, закрепленных в определенном нормативном акте, при отсутствии единого классификационного критерия.