Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.
В социальном государстве высшей ценностью является человек, его права и свободы. Это закреплено в Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 важнейшей обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Иными словами можно сказать, что правоохранительная деятельность фактически охраняет право, его нормы от нарушений, обеспечивает режим законности. В результате режима законности устанавливается правопорядок. Законность и правопорядок являются непременными условиями эффективной деятельности государственных и общественных органов и организаций, реализации прав и свобод человека, оказывают огромное влияние на формирования правового сознания и правовой культуры граждан.
В этом выражается актуальность темы исследования.
Объект исследования – правовое регулирование правоохранительной деятельности в РФ.
Предмет исследования – сущность и особенности правоохранительной деятельности в РФ.
Цель исследования – изучить правовое регулирование правоохранительной деятельности в РФ.
Задачи исследования:
- изучить понятие и организацию правоохранительной деятельности;
- изучить контроль за правоохранительной деятельностью;
- рассмотреть понятие и систему правоохранительных органов;
- рассмотреть взаимодействие правоохранительных органов РФ с правоохранительными органами зарубежных государств.
При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.
В работе раскрывается сущность правоохранительной деятельности, а именно понятие и организация правоохранительной деятельности, контроль за правоохранительной деятельностью, рассматривается вопрос роли правоохранительных органов в системе правоохранительной деятельности, а именно их понятие и система, а так же взаимодействие правоохранительных органов и их коллегами из зарубежных стран.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания.
При написании работы были использованы также такие методы, как: диалектический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и организация правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это работа специально уполномоченных государственных структур, которая проводится с целью охраны права.
Можно выделить признаки правоохранительной деятельности:
- непосредственно связана с применением юридических мер воздействия, государственного принуждения;
- всегда основывается на законах или иных НПА;
- законодатель четко определяет процедуры правоохранительной деятельности;
- осуществляют ее специально уполномоченные государственные органы – правоохранительные органы, которые для этого наделены соответствующими властными полномочиями.
В первую очередь правоохранительная деятельность осуществляется государственными органами (органы внутренних дел, юстиции, прокуратуры), но может осуществляться и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные организации)[1].
Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах гуманизма, демократизма, справедливости, законности, равенства граждан перед законом, неприкосновенности личности, обсечения обвиняемому права на защиту, гласности, презумпции невиновности и других. К важнейшим целям правоохранительной деятельности, определяемым государством и обществом, относится укрепление законности и правопорядка, профилактика правонарушений и правовое воспитание граждан, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры.
Если говорить о непосредственных целях, то можно выделить более конкретно: обеспечение и охрана прав и свобод граждан, законных интересов, общественного строя и порядка управления, контроль за соблюдением принципа неотвратимости ответственности.
Правоохранительная деятельность сложна и многопланова. Достаточно отметить, что она осуществляется в разных направлениях, к ней относится и конституционный контроль, и правосудие, и прокурорский надзор, и выявление и расследование преступлений, и оказание юридической помощи и защиты.
К важнейшим направлениям правоохранительной деятельности относится конституционный контроль и правосудие, направленные на обеспечение соответствия Конституции РФ всех нормативно-правовых актов, которые действуют в стране.
Прокурорский надзор – это надзор за соблюдением законов и всех нормативных правовых актов на территории страны. Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы также осуществляют меры по защите прав и свобод граждан, их безопасности, пресекают противоправные проявления, выявляют и расследуют преступления. Правоохранительная деятельность включает в себя правовое обеспечение и правовую помощь, которую осуществляют адвокаты и нотариусы. Такая деятельность осуществляется и общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно либо оказывают помощь правоохранительным органам. Правоохранительная деятельность выступает одной из важнейших форм осуществления такой функции государства, как охрана прав и свобод граждан, законности и правопорядка в стране. Эта функция присуща любому государству, ибо ни одно государство не может существовать без определенного уровня законности и правопорядка. Данная функция выражается в деятельности, направленной на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства, поддержание законности и правопорядка. Эта деятельность состоит из комплекса мер по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, а также по привлечению виновных лиц к юридической ответственности.
Функцию охраны прав и свобод граждан составляет единая триада правоохранительной деятельности. Каждое из направлений имеет свой объект и отражает одну из линий социального назначения государства.
К объектам этой функции относятся права и свободы человека и гражданина, все формы собственности, правопорядок. Механизм реализации этой функции включает в себя основные методы, принципы и средства практического воздействия на общественные отношения. Ее суть составляет борьба с социальными отклонениями. Такими социальными отклонениями являются правонарушения и преступления, терроризм и экстремизм, коррупция, которая касается всех сфер жизнедеятельности и приводит к снижению готовности граждан следовать закону.
Таким образом, к факторам различных социальных отклонений в современной России можно отнести имущественную поляризацию населения, бедность, рост безработицы, имеющую место порой безнаказанность за совершение преступления или правонарушения, негативные тенденции в развитии духовно-нравственных ориентиров россиян, алкоголизацию и наркотизацию определенной части россиян. Общество с его противоречиями и социальными проблемами порой порождает социальные отклонения преступного характера, которые при неблагоприятных условиях во взаимодействии с другими факторами обуславливают преступность и криминальное насилие.
Причем в преступности ярко проявляется криминальный профессионализм, нелегальный теневой бизнес, население вовлекается порой в потребление наркотиков и алкоголя, углубляются негативные социальные отклонения в обществе.
До настоящего времени в юридической литературе не достигнута общепризнанность используемой в правотворчестве терминологии относительно понятия «правоохранительная деятельность» или оно отсутствует. Определение термина «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным моментом. Ученые не пришли к единому мнению относительно перечня элементов системы правоохранительных органов, что, по нашему мнению, требует самостоятельного научного решения этой проблемы.
Термин «правоохранительная деятельность», и сама деятельность в этой сфере являются достаточно новыми. Эти определения были сформулированы только в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ столетия. Поэтому до сих пор нет устойчивого значения понятия «правоохранительная деятельность»[2].
Вокруг этих определений все еще идут споры, что считать деятельностью в «охране права», какие органы относятся к правоохранительным, поскольку в отечественном законодательстве нет четкого понимания такой деятельности.
Чтобы дать характеристику термину «правоохранительная деятельность», необходимо помнить, что разные ученые вкладывают в этот термин разное значение. Эти значения содержат довольно часто ограниченное содержание. Например, одни ученые подразумевают под такой деятельностью только деятельность определенных органов государственной власти в области борьбы с преступностью. То есть правоохранительная деятельность имеет сходный характер с борьбой с преступностью.
Другие ученые считают, что это не только борьба с преступностью, а борьба со всеми правонарушениями (не только уголовного, но и административного и иного характера).
Наконец, третьи ученые отождествляют правоохранительную деятельность с поддержкой общественного характера – обеспечением патрульной службы, порядка при проведении массовых мероприятий (митингов, парадов, протестных шествий и т. п.), ликвидации общественных беспорядков[3].
Существует единое в правовой науке мнение, что правоохранительная деятельность относится именно к охране права, чем и определяется ее название.
Первый признак проявляется в том, что охрана права совершается через воздействие юридических мер, а не иными средствами. К юридическим мерам воздействия относятся меры государственного принуждения, меры взыскания, средства профилактики и противодействия преступности и иным правонарушений, которые имеют свое отображение в правовых нормах.
Ко второму признаку правоохранительной деятельности относится требование соответствия вышеуказанных мер воздействия нормам права.
Третий признак правоохранительной деятельности – это требование к ее реализации в соответствии с соблюдением определенных процедур.
И последним, четвертым, признаком деятельности в сфере охраны права является условие ее реализации и проведения соответствующими специально уполномоченными органами государственной власти. Эти органы имеет в своем штатном составе в основном юристов и иных специалистов в области обеспечения правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность возникает по причине уведомления о совершении правонарушения либо в связи с действиями по предупреждению правонарушений в будущем.
Основа осуществления правоохранительной деятельности – требования и предписания закона. Некие действия, относящиеся к правоохранительной деятельности, совершаются в связи с прямыми требованиями действующего законодательства, а иные – на основании устоявшихся процессуальных правил. Процессуальная форма осуществления правоохранительной деятельности означает устоявшуюся процедуру и последовательность действий по охране права[4].
Правоохранительная деятельность должна проводиться определенными субъектами, которых законодательство наделяет определенными правами и обязанностями. Физические лица, которые участвуют в правоохранительной деятельности, в основном обязаны иметь юридическую специализацию.
При проведении правоохранительной деятельности применяются меры государственного принуждения. Их специфика определяется компетенцией органа, который применяет их к правонарушителям.